Карта Ирландии с сайта krugosvet.ru |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Ирландия расположена на одноименном острове, который омывается с юга, запада и севера Атлантическим океаном, а на востоке отделяется от острова Великобритания Ирландским морем. Государство граничит с Великобританией - по морю и, с Северной Ирландией, по суше. Государственное устройство определяется конституцией 1937 года, согласно которой Ирландия - парламентская республика. Член Европейского Союза.
Подавляющее большинство населения - ирландцы, крупнейший кельтский народ. Около 90% ирландцев - римо-католики. За века английской колонизации почти утратили родной язык, который целенаправленно возрождался со времени восстановления независимости в начале XX века. На начало XXI века английский язык оставался доминирующим, а ирландский в быту употребляли лишь некоторые жители отдаленных западных и южных сельских районов.
Среди главных памятников страны - древние памятники христианской архитектуры: монастыри V–XII веков в Глендалохе и Келсе, романские церкви XI–XII веков в Клонмакнойсе и Клонферте, готические храмы XII–XIV веков как Дублинский собор святого Патрика. Главные достопримечательности сосредоточены в Дублине: Национальный музей, в котором хранятся экспонаты периода раннего Христианства в Ирландии - брошь Тара, священный колокол Мойло (VIII в.) и другие; Национальная галерея с коллекцией картин всех школ живописи. В Корке выделяются два собора XIX века - римо-католический Святой Марии и англиканский святого Финбара.
История
Дохристианские века
Ирландцы, составляющие подавляющее большинство населения страны - потомки кельтских племен и более древнего местного населения. Проникновение кельтов в Ирландию началось около середины I тысячелетия до н. э., при этом прежнее население существовало практически во всех частях острова и долгое время сохраняло свой строй и обычаи. Происходило и взаимопроникновение культур: брегонские законы, считающиеся древнейшим памятником ирландской письменности, возможно отражают некоторые элементы докельтского уклада.
Древнее ирландское общество жило кланами. Вся земля находилась в общем владении клана. Основным занятием было скотоводство. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны - судьи - существовавшие с начала нашей эры.
Первым союзом в рамках всего острова была "Пентархия" - объединение пяти королевств (туатов, пятин) - Улада (Ульстера), Коннахта (Коннаута), Лагена (Лейнстера), Мумана (Мюнстера) и Миде (Мита), причём король последнего был верховным королём (ард-риагом). В результате постоянной борьбы различных династий к 400 году возникло семь сравнительно независимых королевств, которые существовали с перерывами до начала XVII века. Объединенные силы королей нападали на римлян в Британии и на континенте в IV-V веках. В ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен святой Патрик, которому суждено было стать просветителем Ирландии.
Остров святых и учёных: расцвет и закат
Тридцатилетний апостольский подвиг святителя Патрика в середине V века стал поворотным моментом в истории страны и народа - Ирландия в течении немногих поколений из языческой делается землёй Христианской. При многочисленных монастырях расцветают учёность и искусство, которые становятся светом и для соседних стран - Англии, Шотландии и материка. Ирландия VI-VII века получает название "Острова святых и учёных" и сохраняет роль ведущего центра Христианского просвещения до конца VIII века.
Начиная с 795 года Ирландии стали угрожать набеги викингов, известных здесь как "датчане". В условиях политической раздробленности ирландских клановых королевств, викингам вскоре удалось закрепиться: к 850 году они захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя на страну обрушилось самое страшное нашествие "датчан", которое наложилось на междоусобицы ирландских королей и окончилось сражением при Клонтарфе в 1014 году. Ирландский верховный король Бриан Бороиме пал в бою, но его силы одержали победу и набеги викингов больше не повторялись.
В течение полутораста лет по смерти Бриана Бороиме шла ломка старого порядка жизни страны. Власть королей слабела, и подчинённые им мелкие кланы набирали всё больше силы. Последним законным верховным королём, который правил на деле стал Руайдри Уа Конхобайр в 1166-1183 годах, со столицей в Дублине. Частые войны способствовали одичанию населения и лишали его возможности противостоять иноземным завоевателям. В ту же эпоху менялись и старые церковные устои: Церковь переустраивалась по материковым образцам, освобождалась от власти королей и кланов, крепче подчинялась власти пап. Разрыв с Православием оставил Ирландскую Церковь римо-католической архиепископией.
Английское господство 1: Лордство Ирландия
В середине 1150-х годов Римский папа Адриан IV, англичанин, вверил Ирландию - которую считал папской собственностью - английскому королю Генриху II. Повод для начала вторжения дал Диармайт Мак Мурхада, ирландский король Лейнстера, который был изгнан из своих владений и отправился в искать помощи в Англии. Генрих помощь оказал, и в 1169-1170 годах завоеватели покорили города Уэксфорд, Уотерфорд и Дублин. Так как завоевание опиралось на папский авторитет, то особенно легко ему подчинилось духовенство. В 1172 году Генрих созвал в Собор в Кашеле с целью реформы Ирландской церкви, на котором он заявил о своем господстве над Ирландией. Правители Лейнстера и Мюнстера покорились быстро, а в октябре 1175 года и верховный король Руайдри Уа Конхобайр после упорного сопротивления должен был признать себя вассалом и данником английской короны.
Номинально вся Ирландия сделалась единым лордством под управлением английского короля. На деле образовалось две в корне отличных территории. Одной стала "Английская выгородка" (The English Pale), в которой английские бароны овладели данными им в виде феодов землями, изгнали туземных вождей и ввели английские порядки, по которым действовал королевский наместник и собственный парламент. Остальные ирландские земли получили название "Дикой Ирландии", в которой англичане постоянно стремились делать новые завоевания. Войны с туземцами, произвол и междоусобия баронов при слабой королевской власти обратили Ирландию в арену беспорядка и запустения. Когда Роберт Брюс овладел шотландской короной и удачно повел войну с Англией, ирландские вожди обратились к нему за помощью против общего врага. Его брат, Эдуард Брюс, прибыл в Ирландию с войском в 1315 году и был провозглашён ирландцами королем, но после опустошительной трехлетней войны погиб в бою. После этого наступил период еще худшей анархии и произвола нормандских феодалов.
Со временем англо-нормандские колонисты начали смешиваться с ирландцами, что грозило подорвать основу английского владычества. В 1367 году в Килкенни был принят статут с целью полностью отделить колонистов Выгородки от основного кельтского населения. Постепенно коренные ирландские владетели вновь выходят на видные места в местной политике. Во время войны Алой и Белой розы во второй половине XV века Ирландия большей частью держала сторону Йоркского дома, но власть англичан над Ирландией за время этой междоусобной войны ослабела ещё более. Ко времени вступления Тюдоров на английский трон в 1485 году, перед новыми правителями стояла задача повторного подчинения Ирландии. Король Генрих VII послал в Ирландию армию, которая арестовала видного здешнего йоркиста Джеральда Килдэрского и обеспечила в 1495 году номинальное принятие полного корпуса английских законов. При его сыне, короле-реформаторе Генрихе VIII, началось последовательное "Тюдоровское завоевание Ирландии".
Английское господство 2: Королевство Ирландия
Дав ход Реформации в своих владениях, Генрих VIII столкнулся в Ирландии с бунтом эрла Килдэрского, который провозгласил себя сторонником римо-католицизма. Бунт был подавлен, и в 1542 году Генрих VIII преобразовал управление Ирландией провозгласив себя королём, а Ирландию - своим вторым королевством. Признав права собственности за представителями кланов и пожаловав некоторым из них землю, конфискованную у монастырей, он обеспечил поддержку кланами своей власти. После краткосрочного восстановления официального римо-католицизма при королеве Марии в 1553-1558 годах, королева Елизавета I ввела реформацию повсеместно, конфисковав все богатства римо-католических церквей в пользу нового англиканского духовенства. С этого времени ирландские бунты под знаменем верности римо-католицизму и борьбы за свержение английского ига делаются регулярным явлением.
Бунты начались с 1560 года, особо серьёзным стало восстание Хью О’Нила в 1595-1603 годах. Подавлялись бунты столь жестко, что Ирландия начала опустошаться - ирландцы гибли или бежали заграницу. Конфискуемые у них земли раздавались английским колонистам, в результате чего ко времени кончины Елизаветы вся Ирландия оказалась подчинена английской короне. Король Иаков I продолжил елизаветинскую политику. Ответом 23 октября 1641 года стала страшная резня тысяч англичан-протестантов и новое восстание во главе с Рори О’Мором и Фелимом О’Нилом. Образованная тогда "Всеобщая ассоциация католиков-конфедератов" одержала ряд побед над войсками короля Карла, и королевский наместник Ормонд был вынужден в 1647 году передать власть в руки представителей парламента.
12 августа 1649 года английский революционный вождь Оливер Кромвель высадился в Ирландии с карательной экспедицией, которая ознаменовалась устрашающей резнёй населения городов Дроэды и Уэксфорда. Когда ирландцы сдались англичане усугубили прежнюю политику: парламент конфисковал почти все владения римо-католиков (вне Коннахта) и начал новое заселение Ирландии, главным образом из числа отставных солдат Кромвеля. Многие ирландцы были согнаны с земли, немало - отправлено в рабство в Вест-Индию. Восстановление королевской власти в 1660 году мало изменило несчастное положение ирландцев-католиков. Кратковременная римо-католическая реакция, начавшаяся с вступлением на престол короля Иакова II в 1685 году, вызвала среди ирландцев большую радость, но кончилась поражением Иакова в битве при Бойне в 1690 году. По Лимерикскому договору 1691 года римо-католикам гарантировались некоторые права, но протестанский ирландский парламент был крайне враждебен к ним. Из Ирландии были сразу высланы все римо-католические клирики кроме приходских священников, а рядовые верующие с течением времени всё сильнее ущемлялись в правах. В ответ с середины XVIII века стали составляться тайне общества, которые с тех пор играли большую роль в истории Ирландии. Эта самоорганизация заставила английскую корону в момент её слабости - годы войны за независимость США - пойти на уступки в 1782 году, когда ирландский парламент получил законодательную независимость и несколько смягчил положение католиков. В 1798 году, в координации с Францией, ирландцы учинили новое восстание, которое было подавлено в том же году.
Английское господство 3: Уния с Великобританией
Путём подкупа парламентариев в 1800 году ирландским парламентом была принята "окончательная" уния с Великобританией. В 1801 году она вступила в силу и Ирландия была соединена с Великобританией в рамках единого Соединённого Королевства. Ирландцы должны были теперь присылать в английский парламент своих представителей, но фактически не влияли на положение дел. В 1845–1847 годы страшный удар Ирландии нанес неурожай картофеля, в результате которого погибло около миллиона крестьян и разорились многие землевладельцы. Голод, продажа земли и повышение арендных ставок земельными спекулянтами привели к невиданному исходу: если и раньше ирландцы во множестве уезжали за границу, теперь одновременно эмигрировало около миллиона человек. Правительство не нашло решения проблемы голода и было обвинено в преступном равнодушии и геноциде. В 1848 году последовал мятеж поднятый обществом "Молодая Ирландия". Бунт был разгромлен, но образование влиятельного ирландского революционного общества "фениев" с базой среди ирландцев США вскоре заставило английских парламентариев начать всерьёз рассматривать наболевший "ирландский вопрос".
С 1868 года начались реформы для устранения коренных зол, вызывавших недовольство ирландцев - церковного и поземельного вопросов. Министерство Гладстона ирландским церковным биллем 1869 года низвело Ирландскую епископальную (англиканскую) церковь на одну ступень с другими исповеданиями, а земельным биллем 1870 года удовлетворило в главных пунктах справедливые жалобы ирландских арендаторов против землевладельцев. Реформы тормозили, но не искореняли движение за независимость, которое оформилось в виде умеренных "гомрулеров", добивавшихся самоуправления, и радикальных "фениев"-революционеров. Оба движения соединились в 1880 году под руководством Чарлза Стюарта Парнелла. В 1886 году ирландцы поддержали либерала Гладстона в выдвижении на пост премьер-министра Великобриатании, после чего Гладстон предложил принять закон о самоуправлении для Ирландии. После всеобщих выборов в 1910 году Ирландская партия, возглавлявшаяся Джоном Редмондом, вновь получила возможность играть на противоречиях либералов и консерваторов в палате общин и правительство предложило к тому времени уже третий билль о самоуправлении в 1912. Палата лордов, которая препятствовала предыдущим подобным попыткам, была теперь ограничена в своих возможностях влиять на голосование.
К этому времени противоборствующие силы уже подготовились к предстоящей гражданской войне. Унионисты Ольстера - сердца ирландской промышленности где было сосредоточенно 60% всего протестантского населения Ирландии - организовали полувоенную организацию Ольстерских волонтеров с целью воевать за сохранение единства Великобритании. Националисты на юге также создали организацию Ирландских национальных волонтеров. Первая мировая война отсрочила начало гражданской войны, хотя в 1916 году в было предпринято Пасхальное восстание, жестоко подавленное с помощью британской военно-морской артиллерии.
Восстановление независимости
21 января 1919 года 73 депутата английского парламента, объявившие себя полномочным парламентом Ирландии, приняли декларацию о суверенитете Ирландии, провозгласив Ирландскую Республику. В то самое время, когда состоялись первые заседания нового парламента, были сделаны и первые выстрелы в партизанской войне за независимость. Противостояние ирландцев и британцев продолжалось вплоть до 6 декабря 1921 года, когда был подписан англо-ирландский договор 6 декабря 1921 года. Договор был компромиссом, признававшим разделение Ирландии на Северную Ирландию (Ольстер) в составе Великобритании и Ирландское свободное государство, которое было формально провозглашено 6 декабря 1922 года.
До 1949 года новое государство входило в Британское содружество наций. В 1937 году ему было усвоено официальное название Ирландия (Эйре), а в 1949 году - Ирландская Республика. В 1973 году Ирландия вступила в Европейское экономическое сообщество (с 1993 года - Европейский союз).
Статистика
- 1695 - 1 034 тыс. человек
- 1754 - 2 372,6 тыс. человек
- 1801 - 5 395,5 тыс. человек
- 1821 - согласно первой точной переписи: 6 801,8 тыс. человек
- 1841 - 8 196.6 тыс. человек
- Рубеж XIX-XX вв. - римо-католики составляют 75,4% населения, имеют 4 архиепископов, 23 епископа, 2700 священников, ок. 1000 приходов; епископалы англикане составляют 12,8% населения, имеют 2 архиепископов, 11 епископов, 1700 приходских священников; пресвитерианцы составляют 9,5% населения; методистов 55,5 тыс. человек, индепендентов 17017 человек, иудеев 1798 человек. 60% всего протестантского населения приходится на провинцию Ульстер [1]
- 1901 - население по переписи: 4 458,8 тыс. человек [2]
- 2001 - население по переписи: 3,8 млн. человек, ок. 92 % - ирландцы
Религия
Несмотря на отдельные очаги проникновения Христианства, по начало V века большая часть ирландцев продолжала поклоняться языческим богам под руководством жрецов-друидов. Римский святитель Келестин направил в Ирландию епископа Палладия, после скоропостижной кончины которого ему вслед в начале 430-х годов был послан святой Патрик. В течение следующих 30 лет святитель обратил ко Христу множество ирландцев, от королей до простых крестьян, заложив крепкий фундамент и создав первоначальную структуру самобытной Ирландской Церкви во главе с Армахским архиепископом.
Епископы ставились не в городах, а в монастырях, которые скоро стали ведущими центрами учёности не только в стране но и во всей северо-западной Европе. Просвещение страны светом Христовым шло быстро и сопровождалось не только распространением образованности по всей стране, но и появлением множества святых подвижников. Вплоть до конца VIII века православная Ирландия оставалась одним из главных центров христианского просвещения, "Островом святых и учёных". Проповедь ирландских монахов-миссионеров, главным рассадником которых был Ионский монастырь, распространялась на Шотландию, Англию и на материк. Среди ирландских преподобных проповедников той эпохи выделяются святые Колумба и Колумбан.
В последующие века викингских вторжений и междоусобиц старые церковные устои Ирландии постепенно расшатывались, учёность сходила на нет, а власть Римского папы - росла. Отпадение Римской Церкви от Православия сделало Ирландскую Церковь римо-католической архиепископией. Почти одновременно с началом англо-норманского захвата страны была предпринята масштабная церковная реформа. На Соборе в Дроэде в 1152 году было подтверждено первенство папы, старые клановые епископы были заменены системой из четырёх митрополий под началом архиепископа Арма. Зависимость церковных структур от королей и кланов уменьшалась, а власть Римского папы - усиливалась.
С начала Реформации в землях английской короны в 1530-х годах Ирландия определилась как римо-католическая общность. Несмотря на навязывание англиканства в течении последующих веков, лишь малая доля ирландцев примкнула к англиканской Ирландской епископальной церкви, которая до 1869 года сохраняла статус государственной.
Ныне по вероисповеданию население Ирландии остаётся в подавляющем большинстве - более 95% - римо-католическим. Остальные - англикане, пресвитериане, и другие. Ирландия остается одной из самых религиозных стран Европы, поддерживающей миссионерскую деятельность во всем мире. Однако, в последние десятилетия все большее развитие получает внецерковный образ жизни. Так, при согласии самой Римо-католической церкви референдумом 1972 года из конституции был изъят пункт, признававший особую роль Католической церкви в Ирландии; поправка 1992 года разрешила ирландским женщинам выезжать за рубеж, чтобы сделать аборт; другая поправка, с трудом принятая в 1995 году, разрешала разводы. В последние десятилетия XX века, благодаря эмигрантским общинам, в Ирландии вновь появилось Православие, представленное в первую очередь в Дублине.
См. также
- Де Беер Владимир, пер. с англ. Дмитрия Лапы, "Православная Ирландия":
- http://www.pravoslavie.ru/put/33703.htm - ч. 1, 26 января 2010
- http://www.pravoslavie.ru/put/33733.htm - ч. 2, 27 января 2010
Использованные материалы
- "Ирландия", страница сборника словарей портала Академик:
- Статьи Энциклопедии Кругосвет:
- http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/IRLANDSKAYA_RESPUBLI...0,0 - Ирландская республика
- http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/IRLANDIYA.html - Ирландия
- "Ирландия", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
[1] "Ирландия", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm
[2] "Ирландия (дополнение к статье)", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm