Сан – чин, достоинство, звание.
Родственно слову «стан» и изначально по смыслу связано со стройным положением тела, откуда слово «осанка». Приобрело также значение знатности, высокого качества и положения, почёта. В первых славянских рукописях X-XI веков слово «сан» используется широко, по смыслу перекликаясь в текстах того же времени с понятиями чин и достоинство, а изредка также обозначая военный отряд. В древних переводных текстах соответствует греческим словам αξι'α, αξι'ωμα, προκοπη', τα'ξις, αρχη', βαθμο'ς, υπεροχη'. В то время слово прилагалось как к мирским сановникам (старейшинский сан), так и к церковным (епископский сан, пресвитерский сан), причём «поставить в церковный сан» обозначало рукоположить [1]. В этих смыслах слово продолжает существовать в русском языке на начало XXI века.
Исторически сложившееся церковное употребление, отраженное в принятом Московским Архиерейским Собором 2011 года «Положении о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви», закрепило за словом «сан» три смысла:
- принадлежность к духовенству («священный сан»)
- одна из 3-х степеней священства («Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана»; «Даты рукоположения в священнический и диаконский саны»)
- одна из богослужебно-иерархических наград («Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана»; «сан архиепископа и митрополита»; «Сан протоиерея... не ранее чем через десять лет служения в сане пресвитера»; «На каждого клирика, представляемого к награждению... митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита)»; «Сан протопресвитера»; «Cан протодиакона для белого духовенства»; «Сана Патриаршего архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен протодиакон»)
В последнем значении понятия «сан» и «достоинство» часто являются синонимами. В положении 2011 года намечено различие между этими двумя родами званий духовенства. Первое является преимущественно поощрительной наградой, второе – наименованием по должности. Так, в достоинство игумена положено возводить любого управляющего монастырём, вне зависимости от сана – т.е. и иеромонах, и архимандрит, управляющие монастырем, зовутся игуменами. Однако, в том же положении предусмотрено и присвоение санов в соответствии с особой должностью (старшие иеродиаконы в мужских монастырях; ключари Успенского собора Московского Кремля и Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя; настоятель Богоявленского кафедрального собора; наместники Лавр и ставропигиальных монастырей; председатели Синодальных отделов). Исторически, должностные звания предшествовали и дали начало наградным званиям. Попытка чёткого разграничения их на две различные категории – особенность новейшей истории Церкви. Подробнее см. стт. достоинство священства и богослужебно-иерархические награды.
Использованные материалы
- Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во "Русский язык", 1999, 592.
- Положение о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви принятое Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011:
- «Сан», Толковый словарь В. И. Даля:
[1] Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во "Русский язык", 1999, 592.