Патристика (от πατήρ, pater), одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений св. отцов Церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
В христианской церкви название «отца» усвояется, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название «св. отцов Церкви» усвояется тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству.
Из ряда «отцов Церкви» особенно выделяются «вселенские учители», имеющие наивысший личный авторитет в церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В Восточной церкви такое значение усвояется св. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому, на Западе, кроме того, – блаж. Иерониму, блаж. Августину, Амвросию Медиоланскому и папе Григорию Великому.
Кроме того, Римо-католическая церковь имеет т.н. doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий, Фома Аквинский, Бернард Клервоский (с 1830), Иларий Пиктавийский (с 1852), Франциск Сальский (с 1875) (с тех пор также Альберт Великий, Альфонс Лигуори, Ансельм, Антоний Падуанский, Беда Достопочтенный, Бонавентура, Екатерина Сиенская, Ефрем Сирин, Хуан де ла Крус, Лаврентий из Бриндизи, Петр Канизий, Петр Хрисолот, Петр Дамиани, Роберт Беллармино, Тереза Авильская).
Некоторые богословы ограничивают существование в церкви «отцов Церкви» известным периодом времени; на Востоке – от начала церкви до Иоанна Дамаскина (ум. 754), на Западе – до Григория Великого включительно (ум. в 604), по мнению других – до XIII в.
Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время может возвести в звание отца Церкви того, кого он признает достойным.
Церковь Восточная не имеет канонического постановления по этому предмету, но богословы и патрологи большей частью думают, что так как Церковь всегда одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве «отцов Церкви», по суду самой церкви. Поэтому-то в русской патристике, напр. в книге Филарета Черниговского «Историческое учение об отцах Церкви», излагается и рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее его бывших святых иерархов, оставивших после себя писания.
Нахождение в лике канонизованных святых и согласие с учением Церкви считаются настолько необходимыми для причисления к отцам Церкви, что даже такие знаменитые богословы, как Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан признаются не «отцами Церкви», а лишь церковными писателями.
Источники
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.