Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской |
В миру Жадановский Александр Иванович, родился 6 марта 1874 года в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Несколько поколений священнослужителей из рода Жадановских, в т.ч. отец Александра прот. Иоанн, братья - протоиереи Алексий и Андрей [1], свящ. Николай, служили в храмах г. Чугуева Харьковской губернии.
В 1884 г. Александр поступил в Харьковское духовное училище. Посетивший училище Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) предсказал мальчику епископское служение.
В 1888-1894 гг. учился в Харьковской духовной семинарии, по окончании которой был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева, в 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском духовном училище. Родные, желавшие, чтобы Александр занял место отца в церкви Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо св. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 января 1898 г. прот. Иоанн благословил молодого человека принять иночество.
17 июля 1899 г. Александр был пострижен в монашество в Святогорском Зимненском монастыре архиеп. Амвросием (Ключарёвым) с наречением имени Арсений.
14 августа был рукоположен во иеродиакона тем же преосвященным.
1 октября 1899 года поступил в Московскую духовную академию.
9 мая 1902 года был рукоположен во иеромонаха ректором академии епископом Арсением (Стадницким). Во время учебы часто посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, скит св. Параклита и Зосимову в честь Смоленской иконы Богородицы пустынь, которую в "Воспоминаниях" назвал "духовной врачебницей". Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьёвым), Варнавой (Меркуловым) и игуменом Германом (Гомзиным), духовным отцом Арсения, оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха. Впоследствии он с благодарностью вспоминал также преподавателей академии Д. Ф. Голубинского и прот. Е. А. Воронцова.
В 1903 году окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинения «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения».
17-19 июля 1903 г. присутствовал на торжествах прославления прп. Серафима Саровского в Саровской пустыни.
2 сентября 1903 г. был назначен казначеем Чудова монастыря в Москве.
Наместник Чудова монастыря
26 марта 1904 г. назначен наместником Чудова монастыря, 27 марта того же года возведен в сан архимандрита митр. Владимиром (Богоявленским).
Ввел в Чудовом монастыре ряд мер для укрепления монашеской дисциплины: обязательное присутствие братии на всех богослужениях, посещение насельниками трапезы только в полном монашеском облачении и др.; женщинам был запрещен вход за ограду монастыря и в кельи. При обители была открыта школа для послушников, в которой преподавались церковная история, катехизис, аскетика, в братию зачислялись только окончившие эту школу.
27 октября 1911 г. учредил при Чудовом монастыре Московский отдел Камчатского миссионерского братства. В 1912-1917 гг. вместе с миссионером И. Г. Айвазовым издавал журналы «Лепта обители святителя Алексия» и «Голос Церкви», в которых публиковались проповеди и «Духовные дневники» о. Арсения, посвященные раскрытию православного вероучения, а также актуальным проблемам церковной жизни: деятельности секты иоаннитов, распространению атеизма, младостарчеству, возрождению чина диаконис, имяславию и т. д. Стараниями архим. Арсения, сблизившегося в эти годы с архим. Серафимом (Звездинским), прот. Алексием Мечёвым, схиигум. Фамарью (Марджановой), Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения в Москве.
Епископ Серпуховский
8 июня 1914 г. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Хиротония была совершена в Алексиевском соборе Чудова монастыря. Ведению еп. Арсения подлежало наблюдение за преподаванием Закона Божия в средних учебных заведениях Москвы, назначение законоучителей, контроль за постригами в монастырях Московской епархии.
Также был председателем миссионерского братства во имя свт. Петра, Комитета по устройству внебогослужебных собеседований с народом, религиозно-философского кружка и др.
27 октября - 3 ноября 1917 г. Московский Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны большевиков, среди прочих пострадали здания Чудова монастыря. При начале обстрела мощи свт. Алексия были перенесены братией в пещерную Ермогеновскую церковь, где под грохот разрывающихся снарядов еп. Арсений молился вместе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским), архиеп. Гродненским Михаилом (Ермаковым), прп. Алексием (Соловьёвым) и иноками обители.
После закрытия монастыря в августе 1918 г., тяжело заболевший от пережитого потрясения, еп. Арсений вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) уехал в подмосковный Серафимо-Знаменский скит, где стал духовным наставником схиигум. Фамари и многих сестер. Еп. Арсений ежедневно совершал Божественную литургию, занимался иконописанием, изучал церковную музыку, медицину. В скитском храме перед игуменским местом находилась написанная им икона «Спас Нерукотворный».
В конце декабря 1919 г. вл. Арсений переехал в Серпухов, где нес епископское служение.
На покое
Епископ Арсений (Жадановский) под арестом в ОГПУ |
В 1924-1925 гг. вместе с 2 духовными дочерьми жил в с. Кузьмёнки Серпуховского уезда в доме настоятеля Успенской церкви прот. Михаила Пятикрестовского. Устроив в своей половине дома церковь, еп. Арсений ежедневно совершал богослужения. К епископу приезжали схиигум. Фамарь, насельницы скита, многочисленные духовные чада, в Кузьмёнках он совершил неск. иноческих постригов. 1 марта 1926 г. в пос. Котельники Ухтомского района Московской обл. А. присутствовал при кончине почитаемого им Московского митр. Макария (Невского), в 1927 г. вл. Арсений составил жизнеописание святителя.
В 1926 г. был выслан в Арзамас Нижегородской губернии. Через некоторое время поселился в Серафимо-Понетаевском монастыре, после закрытия которого вернулся в Арзамас, где снял небольшой дом и, устроив в нем церковь, совершал богослужения.
Вернувшись из ссылки в начале 1928 г., еп. Арсений вместе с несколькими духовными детьми жил в Серпухове и в пос. Котельники, где купил дом благодаря помощи, полученной от митр. Сергия (Страгородского).
В 1931 г. был арестован, через 2 месяца освобожден.
В начале 1930-х гг. проживал в Серпухове у своих духовных чад Д. В. Матвеевой и К. Н. Сокольниковой.
21 апреля 1932 г. арестован Серпуховским райгоротделением ОГПУ СССР по обвинению в нелегальной деятельности в составе «церковно-монархической организации "Истинно православная Церковь"» и систематической агитации среди населения. Вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) обвинялся в руководстве московскими храмами «антисоветской ориентации». Вскоре вл. Арсений был освобожден.
В мае 1933 г. арестован вместе с келейницей мон. Александрой (Мурашовой) в составе группы из 10 чел.; обвинен в антисоветской агитации среди населения Звенигородского района, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. Еп. Арсений обжаловал приговор, сославшись на болезненное состояние (психическое расстройство), в котором он находился во время дачи показаний; 14 августа тройка ОГПУ МО постановила приговор считать условным.
В 1935-1937 гг. тяжелобольной еп. Арсений жил в Котельниках вместе с келейницами монахинями Александрой (Мурашовой) и Матроной (Чушевой).
Епископ Арсений (Жадановский). Тюремное фото 1937 г. |
26 сентября 1937 года тройкой НКВД Московской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 27 сентября 1937 года на Бутовском полигоне. Вместе с еп. Арсением по одному делу были расстреляны священники Сергий Сидоров, Михаил Шик, Петр Петриков, иером. Андрей (Эльбсон), монахини Матрона (Чушева), Вера (Рожкова), Валентина (Засыпкина), 6 человек были осуждены на разные сроки заключения в ИТЛ.
В 1956 г. еп. Арсений был реабилитирован.
Сочинения
- [Дневники за 1909-1914 гг.] // РГАДА. Ф. 1207. Ед. хр. 1577-1580;
- Божественное достоинство лица Иисуса Христа. М., 1905;
- Древнехристианская практика причащения Св. Таин. М., 1914 (переизд.: Как причащались древние христиане. СПб., 1998);
- О священстве. М., 1914;
- Прп. Макарий Египетский. М., 1914;
- Московский священный Кремль и его святыни. М., 1917;
- Воспоминания о замечательных московских протоиереях // Правосл. путь. Джорд., 1987. С. 69-76;
- Воспоминания. М., 1995;
- О молитве Иисусовой: 33-частное поклонение Богочеловеку Христу. М., 1997;
- Духовный дневник. М., 1999.
Литература
- Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945 гг. П., 1977. С. 560-565;
- «Свете тихий»: Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения (Жадановского). М., 1996. Т. 1;
- За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 105-106;
- Записки свящ. Сергия Сидорова, с приложением жизнеописания, сост. дочерью В. С. Бобринской. М., 1999.
Использованные материалы
- Д. Б. Кочетов. Арсений (Жадановский), Православная энциклопедия, т. 3, с. 399-401
[1] "Свете Тихий", Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), Москва: "Паломник" 2002, Том 2, с. 5