Шик Михаил Владимирович (1887-1937), священник.
Родился 20 июля 1887 года в состоятельной еврейской семье. Его отец был почётным гражданином Москвы, купец 1-й гильдии.
В 1905 году закончил 1-я Московскую гимназию.
Учился в Московском университете, затем прослушал курс философии во Франкфуртском университете. После Франкфурта недолго жил у родных в Варшаве. В 1912 году вернулся в Москву. Был членом историко-философского кружка, созданного его университетскими друзьями - братом и сестрой Вернадскими, сёстрами Шаховскими и другими. Был очень образованным человеком: владел древними языками - греческим, латинским, еврейским, и современными европейскими - польским, французским, немецким, английским.
С 1914-1918 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск.
В 1918 году принял Православие. Женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской. Работал в Московском университете, где занимался историей религий, но там быстро все разваливается.
В 1919-1920 годах был членом комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, учёным секретарём которой был о. Павел Флоренский. Его духовником был старец Зосимовой пустыни о. Алексий, который поручил о. Сергию Сидорову заботиться о нем и быть всегда близким с ним.
Также с 1919 по 1925 год преподавал историю в Педагогическом техникуме Сергиева Посада.
В 1925 году был рукоположен во диакона митрополитом Петром к церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде.
1 декабря 1925 года был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и заключен в Бутырскую тюрьму
Властями было сфабриковано так называемое дело "Даниловский синод". В обвинительном заключении по этому делу указывалось, что в Москве "создана черносотенная церковная группировка, стремившаяся разжигать и поддерживать постоянное обострение между церковью и советской властью". "Группировка" получила наименование "Сергиевой самаринской", по фамилии А.Д. Самарина, якобы возглавлявшего ее. Входили в нее жители Сергиева Посада: дипломат П.Б. Мансуров, князь И.С. Мещерский, священник Сергий Сидоров, диакон Михаил Шик, товарищ обер-прокурора Синода П. В. Истомин.
5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорила его по ст. 68 УК РСФСР к 2 годам ссылки в Казахстан, "зная о существовании в Москве монархической организации церковников и мирян, скрыл таковую".
Отбывая срок в городе Турткуль был рукоположен во иерея епископом Никодимом.
В 1928 году вернулся из ссылки в Москву и стал служить в храме св. Николая на Маросейке.
В 1930 году стал служить в церкви св. Николая у Соломенной Сторожки.
После возвращения из ссылки о. Михаил сблизился с "мечевской группой". Как пишет в "Записках уцелевшего" С. М. Голицын "о. Михаил был очень известен в Москве как замечательный проповедник и вдумчивый филисоф". Храм святого Николая у Соломенной Сторожки, где настоятелем был тогда о. Владимир Амбарцумов - последнее официальное место служения о. Михаила. В этом храме у о. Михаила были самые близкие духовные чада: известный литературовед Борис Дмитриевич Удинцев и замечательная русская пианистка Мария Вениаминовна Юдина.
В 1931 году из этого храма он и о. Владимир ушли за штат в связи с отказом поминать митрополита Сергия как Местоблюстителя Патриаршего Престола. О. Михаил поселился в городе Малоярославце, в 120 км от Москвы. С помощью родителей о. Михаилом был куплен дом, где он принимал приезжавших из Москвы духовных чад. Работал переводчиком иностранной литературы по договорам с ГИХЛ и Детгизом. Построил у себя дома домовую церковь, где совершал богослужения до ареста в 1937 году. На жизнь (в семье было 5 детей) зарабатывал переводами с английского.
25 февраля 1937 года был арестован по "делу" епископа Арсения Жадановского.
26 сентября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Петра к расстрелу за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов "Истинно православной церкви".
27 сентября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Реабилитация состоялась 21 мая 1956 года.
См. также
- Групповое Дело - "П-25682, Москва, 1937 г."
Литература
- Бобринская, В. С., Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи, Москва, 1993, машинопись, 116-117.
- Каледа-Амбарцумова, "Соломенная Сторожка: О храме святителя Николая и его последних настоятелях", Московский журнал, 1992, № 10, 57-59.
- Шаховской, Д. М., "Обретение", Новая Европа, Москва, Милан, 1994, № 5, 109-113.
- Емельянов, Н. Е., "За Христа пострадавшие", Татьянин день, 1998, февраль, № 19.
- Родионова, Н. А., "Святитель Николай и Соломенная сторожка", Встреча, Культурно-просветительная работа, 2001, № 1.
- Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных), Москва, Современный писатель, 1998, 208 с., илл., 169-171, 188.
- Каледа-Амбарцумова, Лидия, "Соломенная Сторожка", Московский журнал, 1992, № 10, 57-59.
Использованные материалы
- http://dorvmeste.narod.ru/2007/2007_1_odna.html
- База данных Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского богословского института: