Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРМАН (ГОМЗИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Игум. Герман (Гомзин)
Игум. Герман (Гомзин)
Герман (Гомзин) (1844 - 1923), схиигумен, устроитель Зосимовской школы старчества, иконописец, преподобный

Память 17 января (Владимир.) и в Соборе Зосимовских святых (Александров.)

В миру Гомзин Гавриил Семенович, родился 20 марта 1844 года в г. Звенигороде Московской губ. После смерти матери Гавриила с 4 лет воспитывала тетя - сестра отца М. М. Бабкина. Его отец в 1853 году поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры; дядя, иером. Даниил, подвизался в Саввино-Сторожевском монастыре.

Начальное образование Гавриил получил в церковноприходской школе. С 10 до 18 лет обучался живописи у разных мастеров в Москве. В отроческом возрасте изучал труды святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. 19 сентября 1859 года у постели умиравшего отца, рясофорного монаха, мысленно попросил благословения идти в монастырь. Через два года переехал в Санкт-Петербург, где укрепился в желании принять монашество.

20 февраля 1868 года поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, 25 июня 1870 года облечен в рясофор. Три года находился в послушании у иером. Тихона (+ 1873), затем семь лет - у иеросхим. Александра Гефсиманского. Писал иконы Черниговской Божией Матери (помещена на колокольне скита), Скорбящей Божией Матери (помещена в притворе собора Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери над пещерами) и др., отреставрировал иконы пещерного храма архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных, образы и роспись часовни Иверской Божией Матери.

29 ноября 1877 года пострижен в мантию с именем в честь свт. Германа.

В поисках духовного окормления вступил в переписку с валаамскими старцами и свт. Феофаном Затворником.

5 июля 1880 года рукоположен во диакона Московским и Коломенским митр. Макарием (Булгаковым) в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, 17 августа 1885 года рукоположен в сан иеромонаха.

По благословению свт. Феофана Затворника стал духовником иноков Черниговско-Гефсиманского скита (утвержден в должности 6 марта 1892); 20 октября 1893 года назначен духовником больницы и богадельни.

Настоятель Зосимовой пустыни

26 сентября 1897 года иером. Герман назначен настоятелем Смоленской Зосимовой мужской пустыни, по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с несколькими послушниками.

При нем в Зосимовой пустыни было закончено строительство соборного трехпрестольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной церкви Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. О. Герман создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери о. Германа, а затем и ему).

В 1898 году о. Герман принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном.

Трудами отцов Германа и Алексия Зосимова пустынь прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - "Оптиной в миниатюре". Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена о. Германом в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий), Арсений (Жадановский), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов), С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты Московской духовной академии.

3 июня 1902 года о. Герман был возведен в сан игумена.

В 1908 году он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор.

В начале 1909 года казначей обители иером. Иона (Фиргуф) обвинил игум. Германа в неправильном ведении хозяйства и приходо-расходных книг, самовольном распоряжении пожертвованиями. 16 апреля того же года этот вопрос рассмотрела комиссия Духовного Собора Троице-Сергиевой лавры. В рапорте от 21 июля о. Герман подробно ответил на обвинения, не признав их. Указом Духовного Собора ему предписывалось сдать управление Зосимовой пустыни и с 3 сентября принять должность строителя Махрищского монастыря. По ходатайству духовных чад (Елисаветы Феодоровны и др.) через два месяца о. Герман был возвращен в родную обитель.

Летом 1909 года с правом совещательного голоса игум. Герман участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих.

23 февраля 1914 года Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. О. Герман ответил: "Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью". Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор.

28 июля 1916 года игум. Герман принял тайное пострижение в великую схиму от еп. Арсения (Жадановского).

Чувствуя все увеличивающееся телесное недомогание, за несколько лет старец начал особенно готовиться к исходу. Прежде всего, надо отметить плач его о грехах и сокрушение о том, что ничего он полезного не сделал ни для себя, ни для других. Каждый раз на исповеди он говорил что-либо новое, бывшее с ним давно-давно: „А вот я и еще вспомнил такой-то грех...“ Очевидно, старец старался во всем покаяться, боялся умереть с неочищенной совестью. То же обстоятельство заставляло его искать частого причащения и соборования, от которых он наглядно для всех получал освежение, подкрепление и духовное утешение.

В последние дни жизни схиигум. Герман ничего не вкушал, причащаясь Св. Таин Христовых; он предсказал, что обитель закроют после его кончины, что и произошло.

Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских. Смоленский собор Зосимовой пустыни, 2005 год
Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских. Смоленский собор Зосимовой пустыни, 2005 год
Скончался 30 января 1923 года в Зосимовой пустыни.

Старец Герман являл собой пример строгого инока. Он всегда духовно бодрствовал. Ежедневно проходил круг суточного богослужения, для чего неопустительно посещал храм, и только в крайнем случае вычитывал службу в келье. Когда во время болезни братия советовала ему посидеть дома и не ходить на полунощницу и утреню, он говорил обыкновенно: «Как вы жестоки ко мне, не хотите, чтобы я умер в храме! Ведь это для инока высшее счастье, вожделенное благо! Монаху ли нежиться в келье, когда он должен принадлежать Богу?» Та же ревность о спасении не давала ему предаваться излишнему и продолжительному сну. Спал старец в подряснике, то и дело вставал с постели, чтобы положить несколько поклонов или же потянуть четки с молитвой Иисусовой.

Старец не получил законченного образования, но, читая святоотеческие творения, общаясь с учеными людьми, а еще более своим христианским воспитанием ума и сердца, достиг большого духовного опыта и богословских познаний. Он отличался любознательностью, доказательством чего служат оставшаяся после него библиотека, а также изданные им книги.

Прославление

В марте 1994 года иеродиакон возобновленной Зосимовой пустыни несколько раз видел во сне схимнический крест и слышал голос, повелевавший поставить крест на могилу о. Германа. Могила была вскрыта, мощи переоблачены в схиму, на месте погребения установлено временное надгробие.

По благословению патриарха Алексия II 14 сентября 2000 года схиигумен Герман (Гомзин) был прославлен в лике местночтимых святых, мощи торжественно перенесены в Смоленский собор Зосимовой пустыни. Тропарь, кондак и величание святому утвердил Владимирский и Суздальский архиеп. Евлогий (Смирнов); был написан образ прп. Германа Зосимовского. Частицы мощей и иконы прп. Германа находятся в храмах ряда епархий, в одном из православных приходов Новой Зеландии. В пустыни хранятся его вещи: мантия, схима, тапочки.

Молитвословия

Икона прп. Герман Зосимовский, ок. 2000 года, Зосимова пустынь
Икона прп. Герман Зосимовский, ок. 2000 года, Зосимова пустынь
Тропарь, глас 2

Божественныя молитвы ревнителю, преподобнаго Зосимы образ явивый устроителю знаменитыя пустыни, богомыслие и старчество в ней насадивый, добродетельми щедро украшенный, постническое и равноангельское жите показавый.

Преподобне отче Германе, наставниче и пустынножителю, поминай нас у престола Вседержителя, чтущих любовию честную память твою. Кондак преподобному Герману схиигумену Зосимовскому, Владимирскому чудотворцу.

Тропарь ин, глас 6

В преподобстве и правде пожив, отче Германе преславне, многим путь явился еси ко спасению. Та же молитву божественную насадив во иноцех твоих, стезю твою к Богу праву содела.

Труды

Сочинения

  • Заветы о делании молитвенном: Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии Смоленской Зосимовой пуст. Берлин, 1923. М., 1995;
  • Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. М., 1994; То же, изм. загл.: Старец Гефсиманского скита... М., 2000.

Издания

  • Ответы еп. Феофана, затворника Вышенской пуст., на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894. Боровичи, 1908;
  • [То же], на вопросы инока о молитве. М., 1910;
  • Изречения св. отцов об охранении души и тела в чистоте целомудрия против искушений блудной страсти: Взято из: «Добротолюбие» (пер. еп. Феофана [Затворника]). М., 1893, 1910. Т. 2;
  • Старчество: Мысли св. отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М., 1914, 1995, 2000.

Награды

  • набедренник (28 сентября 1894)

Литература

  • Архивы: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-60406. Т. 1. Л. 52-56, 58-59, 61-64, 66-67, 69-73; Т. 2. Л. 401-403; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 6. Д. 10953; Оп. 1. Ч. 7. Д. 12887; Оп. 1. Ч. 8. Д. 14489, 15256, 15371; Оп. 1. Ч. 9. Д. 15963, 16139, 17110, 17479, 17480 (дело 1); Оп. 1. Ч. 10. Д. 19107.
  • [Серафим (Чичагов), иером.]. Зосимова пуст. во имя Смоленской ее иконы Божией Матери Владимирской губ. Александровского у.: Летописный очерк. М., 1901, 1913;
  • Св.-Смоленская Зосимова пуст.: История и возрождение. Александров, 1994;
  • Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 66, 96;
  • Светозарский А. Послесловие // Герман [Гомзин], схиигум. Заветы о молитвенном делании. [М.], 1995. C. 51-80;
  • Св.-Смоленская Зосимова пуст.: (Возрождение св. обители) // ДанБлаг. 1995. № 7. С. 105;
  • Свт. Феофан Затворник о молитве Иисусовой, в письмах к схиигум. Герману и схим. Агапию. СПб., 1998;
  • Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 г.: Восп. участника. М., 1999;
  • Патерик новоканонизированных святых: Прп. Герман Зосимовский / Подгот. текста свящ. А. Гумерова, свящ. М. Исаева // АиО. 2001. № 2 (28). С. 199-209;
  • Терентьев И. В. Смоленская Зосимова пуст. и ее основные подвигоположники: Диплом. работа / ПСТБИ. М., 2001. Ркп.;
  • Ковтырева Л. В. Икона игум. Германа // Встреча. 2003. № 1 (16). С. 40-41.

Использованные материалы

Редакция текста от: 05.06.2022 20:25:49

"ГЕРМАН (ГОМЗИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google