Прот. Евгений Воронцов. Фотография 1910-х гг. |
Родился 21 января 1867 года в Москве в семье чиновника Московского губернского правления.
В 1885 году окончил 3-й Московский кадетский корпус.
В 1897 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правами магистранта и был оставлен на год профессорским стипендиатом.
С июня 1898 по февраль 1900 года преподавал гомилетику и литургику в Минской духовной семинарии.
С февраля 1900 года исполнял должность доцента МДА по кафедре еврейского языка и библейской археологии.
6 июня 1909 года был рукоположен целибатом во диакона, а 7 июня того же года - во иерея.
В 1909 - 1910 годах преподавал французский язык в МДА.
В 1910 году был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Домасоретская и масоретская Библия» (Серг. П., 1909).
1910 - 1919 годы - экстраординарный профессор по кафедре еврейского языка с библейской археологией [1].
29 июня 1917 года возведен в сан протоиерея.
С 1921 года - настоятель Введенской церкви в Сергиевом Посаде.
Последние годы жизни провел в Сергиевом Посаде. Жил уединенно, изредка служа и проповедуя в городских храмах. Проповеди его были, по отзывам современников, необычайно оригинальны, но простые слушатели понимали их плохо.
Скончался 31 октября 1925 года.
Научная деятельность
Как лектор и преподаватель был яркой индивидуальностью. "Весь Древний Восток, — вспоминает его ученик С. Волков, — оживал перед нами. Скучнейшая, казалось бы, гебраистика оказывалась волнующим ключом, открывающим дверь в это своеобразное царство, полное тайн, красок, запахов, притч и движений".
Будучи целибатным священником, полностью посвятил себя науке. Был крупнейшим специалистом в области библеистики и востоковедения. Несмотря на свою эрудицию, крупных работ написал сравнительно немного.
В кандидатском сочинении «Учение о Лице Господа Иисуса Христа в послании св. Апостола Павла к Евреям» (рукопись) рассматривал фрагменты Послания к Евреям (1. 1-3. 6; 5. 6-10; 7), привлекая многие иудейские и античные источники для подтверждения достоверности церковного предания и опровержения распространенного в западной литературе того времени мнения о зависимости Послания от учения Филона Александрийского. Впоследствии посвятил богословию Послания к Евреям около 20 статей, опубликованных в журналах «Вера и Разум» и «Христианское чтение».
Основной труд - магистерская диссертация «Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт в связи с историей древнееврейского письменного дела» (Серг. П., 1909. Вып. 1: Общие положения) относится к одной из областей ветхозаветной исагогики и состоит из 19 отдельных экскурсов в историю еврейского, т. н. масоретского, текста Ветхого Завета.
Этот труд содержит подробные, скрупулезно подобранные сведения о характере письменности, работе писцов, алфавите, сокращениях и книжных традициях библейских времен, устройстве синагог, быте древних евреев. В нем не только воссоздана эволюция внешнего вида библейских свитков, но также пунктуации, расположения строк и других особенностей домасоретского периода, исследованы материалы, на которых писались синагогальные свитки. Используя библейские и раввинистические свидетельства, обширную филологическую литературу и факсимильные снимки с западных собраний древних рукописей, освещается вопрос о ранних наименованиях Библии в целом и отдельных ее частей. Рассмотрены этапы формирования масоретского текста Ветхого Завета и домасоретские варианты текста. Изучен труд старых книжников и переписчиков и их первые попытки текстуальной критики.
Отвергая ошибочные чтения масоретского текста, предложены правильные с точки зрения автора конъектуры [2]. Вслед за западными исследователями указывается, что еврейская печатная Библия является отражением древнейшей учительной храмовой традиции еврейского народа, а следовательно, и издание масоретского текста обладает высоким авторитетом.
Рецензенты критиковали такую малообоснованную высокую оценку роли еврейской храмовой школы в формировании текста Ветхого Завета [3]. С другой стороны, о.А.Мень охарактеризовал этот трактат «непревзойденным по основательности и полноте».
Вышел лишь первый том исследования. Второй том, о масоретах, остался неопубликованным. Во время Первой мировой войны рукопись была отправлена за границу в надежде на издание, однако она затерялась [4].
Труды
- Учение Маймонида о ветхозав. пророчествах, пер. с франц., ВиР, 1900, т.1, ч.1, отд. церк.;
- К вопросу о «первом воскресении» в Откровении Иоанна Богослова // ВиР. 1905. № 18; C. 312-330;
- Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев, ВиР, 1905, № 12;
- К вопросу о цитации 39 (40) Псалма в Послании к Евреям // ХЧ. 1906. № 10. С. 517-533;
- Идея о премирном первосвященнике в ее раскрытии у Филона Александрийского и в Послании к Евреям // ВиР. 1906. № 11. С. 539-552;
- Связание Сатаны: (Откровение Иоанна Богослова. 20:1-5), ВиР, 1906, № 3/4;
- Молитвенный подвиг Спасителя во дни Его плоти, ВиР, 1906, № 14;
- Господь Иисус Христос и Мелхиседек, царь Салима (Евр VII:1-4), ХЧ, 1906, № 1;
- К изъяснению Псалма 103 (104):4: творяй ангелы своя духи и слуги своя — пламень огненный, ХЧ, 1906, № 7;
- Язык и стиль в Послании к Евреям // ХЧ. 1907. № 1. С. 3-23;
- Псалом 8 и его цитация в Послании к Евреям // Там же. № 5. С. 581-598;
- Сатана как ангел смерти, ВиР, 1907, № 3;
- Вариант χάριτι θεοῦ в Послании к Евр. II: 9, его происхождение и догматич. смысл // ВиР. 1907. № 11. С. 565-574;
- Псалом 2 и пророчество Нафана, ВиР, 1907, № 15;
- Сын Божий по естеству и сыны Божии по благодати (Послание к Евр. 2. 12-13) // Там же. 1908. № 3. С. 365-384;
- Воззрения ветхозаветных пророков на пастырство и их оценка недостатков совр. им пастырского (Левитского) служения // Там же. № 5. С. 579-593; № 6. С. 723-739; № 7. С. 17-34;
- Господь Иисус Христос и Моисей (Послание к Евр. 3: 1-16 // Там же. № 8/9. С. 1082-1110;
- Откровение во пророках и откровение во Христе, ВиР, 1908, № 1;
- Введение Первородного во Вселенную // ХЧ. 1909. № 5. С. 645-658; № 6. С. 845-858;
- Из сотериологии послания к Евреям (II, 11, 14, 16) // БВ. 1910. № 1. С. 1-19;
- К вопр. о происхождении синагоги и некоторых черт ее устройства // В память столетия МДА (1814-1914): Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 1. С. 201-218;
- Караимы // ПБЭ. Т. 8. С. 582-590;
- Книги и книжное дело у древних евреев // Там же. Т. 12. С. 124-152.
- «О происхождении синагоги и главных элементов ее архитектоники» (Актовая речь, произнесенная в актовый день МДА 1 октября 1913 года (Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим членам академической корпорации/Сергиев Посад, 1915. т.1)[1].
Литература и архивные материалы
- ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 799 [Личное дело студ. Е. А. Воронцова];
- Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 5040 [Личное дело преподавателя Е. А. Воронцова];
- ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Ед. хр. 263 [письма Воронцова к митр. Арсению (Стадницкому)];
- Муретов М. Д. Отзыв на кандидатскую диссертацию Воронцова // БВ. 1898. № 2. Отд.: Протоколы заседаний Совета МДА за 1897 г. С. 114-116;
- Муретов М. Д. Отзыв на магистерскую диссертацию Воронцова // БВ. 1909. № 7/8, 9. Отд.: Журналы собр. Совета МДА за 1909 г. С. 47-51;
- Покровский А. И. Отзыв на магистерскую диссертацию Воронцова // Там же. № 9. С. 52-72;
- Списки студентов, окончивших курс Имп. МДА за 1-е столетие ее существования (1814-1914). Серг. П., 1914. С. 111, 165;
- Голубцов С. Профессура МДА. С. 27;
- Волков С., Воспоминания бывшего студента МДА, Загорск, 1965 (рукопись, МДА; издана в 1995: Последние у Троицы, М. — СПб.).
Использованные материалы
- Сухова Н.Ю. Воронцов Евгений Александрович, Православная энциклопедия, т.9, с.410-411 :
- Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 216-217.:
[1] http://www.bogoslov.ru/persons/43231/index.html
[2] Конъектура (лат. conjectura — догадка, предположение) — метод восстановления утерянных или испорченных в рукописях мест — так называемых лакун. Текст восстанавливается по смыслу контекста, на основании правил грамматики и так далее.
[3] см. Покровский А. И. Отзыв на магистерскую диссертацию Воронцова. С. 71 и др.
[4] Так у А.Меня. В Православной энциклопедии указывается несколько иначе:. «Второе издание книги Воронцов намеревался осуществить за рубежом, но во время Первой мировой войны рукопись была утрачена.»