Лаодикия Фригийская (ХХ в.) |
Лаодикия Фригийская (ХХ в.) |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
По данным эпиграфических надписей (ок. 267 г. до н.э.) на месте города существовали более ранние малые поселения Киддиокома (Κιδδίου κώμη), Вавакома (Βαβακώμη) и расположенная на холме "Новая крепость" (Νέου Τείχους).
Лаодикия была основана Антиохом II Сирийским в середине III века до н.э. и названа в честь его супруги Лаодики. Местоположение города на границе 3-х областей - Лидии, Карии и Фригии - дало повод причислять его к каждой из поименованных областей. Политическая организация города заключалась в разделении населения города на филы: Лаодикис (Λαοδικίς), Аполлонис (Απολλωνίς), Атталис (Ατταλίς) и Иас (Ιάς). Важную роль в жизни города играл род Зенонидов, представителем которого был царь Понта Полемон I. Уроженцем города в III веке до н.э. был известный оратор Меандр.
В 220 году до н.э. здесь правил Ахей, а после заключения Апамейского мира в 188 году до н.э. город вошел в состав Пергамского царства.
В 133 году до н. э., вместе с другими пергамскими владениями, перешла под власть Рима. Незначительная к концу республики, во ранние времена империи Лаодикия вышла в первые города Азии. Этому способствовало выгодное положение ее на торговой дороге, соединявшей Восток с Западом. Плодородная земля и обилие тонкорунной породы черных овец составляли немалую статью доходов и промышленности; известны были лаодикийские шерстобиты. Город был также одним из центров наук и искусств: здесь жили стоики Антиох и Фиода, была герофильская медицинская школа. Получил от Рима статус свободного города и являлся центром Кивирского (Κίβυρας) судебного округа (conventus), включавшего еще 24 города.
В 50 году до н.э. в течение десяти недель в городе проживал известный оратор Цицерон. В 40 году до н.э. город оборонялся от вторжения парфян. Во времена Тиберия и Нерона город был разрушен землетрясением, но сумел восстановиться без помощи Рима за счет местных богатых граждан.
Около времени пришествия Христова коренное население города составляли эллинизированные сирийцы, а более новыми группами были греки, римляне и значительная колония евреев. Во II веке город сделался крупным экономическим, финансовым и политическим центром провинции Асия, в городе настолько развивается текстильная промышленность, что в период императора Диоклетиана мягкие шерстяные ткани и одежда из Лаодикии под торговыми названиями Laodicia, Trimita, Phainoula становятся известны во всей империи. В IV веке город стал столицей провинции Фригия Пакатиана. Землетрясение 494 года положило конец его процветанию.
В XII веке император Мануил Комнин укрепил город.
В 1255 году город был взят турками, в 1402 году разрушен Тамерланом. Впоследствии город восстановился как Денизли-Ладик, но сместился к юго-западу. На рубеже XIX-XX веков на месте древнего города находился посёлок Эскихисар, близ которого стояли развалины стадиона, трех театров, акведука, саркофагов и др., а Денизли отстоял от него на несколько километров к юго-западу.
Религия
Монеты города свидетельствуют о здешнем язычестве, указывая на почитание Зевса, Эскулапия, Аполлона и императоров.
Ко времени пришествия Христова в Лаодикии была значительная колония иудеев. Христианство прочно утвердилось в Лаодикии уже в начале своего распространения: апостол Павел говорит о Лаодикийской Церкви как близко связанной с Колосской (Кол 4, 15-16). Известно и апокрифическое послание известное как Послание апостола Павла к Лаодикийцам. Местная Церковь является седьмой из Асийских Церквей перечисленных в начале Откровения Иоанна Богослова (Откр 3, 14-21). Местная архиерейская кафедра известна с первого века; возможно первым епископом здешней общины стал апостол Нимфан. В городе проповедовал христианство ученик апостола Павла Епафрас. В IV веке город был местом ряда церковных Соборов.
Использованные материалы
- "Лаодикея," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Pétridès, Sophrone, "Laodicea," The Catholic Encyclopedia, vol. 8? New York: Robert Appleton Company, 1910:
- "Λαοδίκεια επί Λύκω (Αρχαιότητα)," Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού (Энциклопедия эллинского мира, П. Кариорис, Г. Калоеропулу – Стратоникия):