Нимфан (I в.), апостол от семидесяти.
Память 28 февраля (Греч.).
О Нимфане, как и об Еввуле, нет упоминаний ни в списках 70 Апостолов, ни в славянских Четьи Минеях, но он по греческим Менологиям причисляется к 70 Апостолам.
Имя Нимфана упомянуто св. ап. Павлом (Кол. 4, 15): “Целуйте братию сущую в Лаодикии и Нимфана и домашнюю его церковь”. Из этого толкователи свящ. Писания предполагают, что Нимфан был родом из Лаодикии, и судя по его имени был грек (имя Нимфана, сокращенное от Нимфадора) (по Ликгтону и Шенкелю), а не иудей. Так как имя Нимфана поставлено во главе Лаодикийской христианской общины, то думают, что он был предстоятелем, (а впоследствии и епископом) Лаодикийской церкви, а в то время, когда писано было Послание, вероятно, он, за отсутствием Епафраса, заведовал делами в Колосской церкви. Апостол Павел, кроме самого Нимфана, приветствует и домашнюю его церковь, под которою некоторые толкователи, преимущественно древние, разумели его семью, но вернее, что дом Нимфана служил местом богослужебных собраний Лаодикийских христиан, как дом Акилы и Прискиллы в Ефесе (1 Кор. 16, 19) и Риме (Рим. 16, 3), или как дом Филимона в Колоссах (Флм. 1, 2 и др.).
“Целуйте братию, сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь”. Посмотри, говорит св. Иоанн Златоуст в 12-й беседе своей на послание к Колоссянам, как он (ап. Павел) их (Лаодикийцев и Нимфана) сближает, как призывает их друг к другу, он не только посылает им с этою целью привет, но ведет с ними переписку. А потом еще он показывает расположение к Нимфану тем, что обращается к нему особо и делает не без намерения, но чтобы и в других пробудить соревнование; ведь это что-нибудь да значить, когда кого либо отличают от других, из его (Апостола) слов видно, что Нимфан человек был знаменитый, так как дом его служил церковью” [1].
Где и какою смертью скончался св. Нимфан — неизвестно. У Никодима (Греч. Синаксарь) впрочем замечено, что Нимфан, как и Еввул, скончался в мире. Память их в греческой церкви 28 февраля.
Имени св. Нимфана нет в службе Собору св. 70 Апостолов в январской Минее, но оно упомянуто в службе особо изданной в Киеве (1899 г.).
Использованные материалы
- Архиепископ Димитрий (Самбикин). Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 582-584.
[1] Твор. св. Златоуста, С.-Петербург, 1859. 191 стр.