Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИДОРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Проф. А.И. Сидоров
Проф. А.И. Сидоров
Алексей Иванович Сидоров (1944 - 2020), профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории, патролог

Родился 27 ноября 1944 года в пос. Салтыковка Московской области. После окончания средней школы в 1962 г. работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963-1966), работал механиком и инженером (1966-1969).

В 1969 году поступил на Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1975 году по кафедре истории древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории РАН. Одновременно закончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры». С 1993 по 2008 год работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.

В 1988 году был приглашен преподавателем истории древней Церкви (позднее ему была поручена и кафедра патрологии) в Московскую духовную академию и семинарию.

В 1990 году экстерном закончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 году - Московскую духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия.

В 1991 году ему присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии.

С 1994 по 2000 год преподавал также в Российском православном университете св. Иоанна Богослова и в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, читая там курсы патрологии.

В 1997 году утвержден в ученом звании профессора; соответственно стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 году защищал магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках» в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, но решением Специализированного Ученого Совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого Совета утвердил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Скончался утром 23 февраля 2020 года, на 76-м году жизни, после тяжелой болезни.

Труды

Сфера научной деятельности А.И. Сидорова преимущественно охватывает область патрологии и истории древней Церкви. Ему принадлежат более 100 научных работ (из них 10 книг). Значительная часть этих работ - переводы творений святых отцов Церкви и древнецерковных писателей, снабженные обширными вступительными статьями и массивными комментариями. Именно в подобном классическом жанре комментированного перевода изданы следующие его книги, посвященные творениям преподобного Максима Исповедника, аввы Евагрия, блаженного Феодорита Кирского, преподобного Анастасия Синаита, святителя Григория Паламы, древним памятникам аскетической и монашеской письменности. Кроме того, его перу принадлежит серьезное учебное пособие, предназначенное для духовных академий и богословских институтов: Курс патрологии. Возникновение церковной письменности, а также книга, рассчитанная на широкий круг читателей: Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества.

Помимо преподавательской и научной работы А.И. Сидоров занимался и духовно-просветительской деятельностью. Он был вдохновителем и главным редактором пяти книжных серий:

  • Святоотеческое наследие (вышло 5 томов),
  • Библиотека отцов и учителей Церкви (вышло 15 томов),
  • Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках (вышло 4 тома),
  • Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых (вышло 4 тома),
  • Полное собрание святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе (вышло 3 тома, готовится четвертый).

Многие тома в этих сериях снабжены вступительными статьями А.И. Сидорова. По его инициативе и под его руководством начато также издание Полного собрания церковно-исторических трудов В.В. Болотова - выдающегося русского церковного историка (к сожалению, издание прервалось из-за отсутствием финансирования). А.И. Сидоров постоянно печатал статьи в различных периодических изданиях.

Им был завершен перевод «Вопросоответов к Фалассию» преподобного Максима Исповедника, он работал над переводом творений святителя Феолипта Филадельфийского и над переводом «Вопросов и ответов» преподобного Анастасия Синаита. Подготавливаются к изданию «Очерки по истории древней Церкви (доникейская эпоха)» - это издание основывается на курсах лекций, читаемых в Московской духовной академии.

Публикации

Книги и монографии

  • Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1993 (23 а.л.) [1].
    • Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (31 а.л.) [2].
  • Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994 (20,5 а.л.).
  • Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994 (23 а.л.).
  • Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1996 (28 а.л.).
  • Сидоров А.И.. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996 (20 а.л.).
  • Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. Перевод, вступительная статья и комментарии. М., 1997 (28 а.л.) [3].
  • Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998 (11 а.л.).
  • У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2002 (22 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2003 (25 а.л.). При участии М.В.Никифорова.
  • Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Вступительная статья, перевод и комментарии. Краснодар, 2006 (14 а.л.).

Статьи, предисловия, отдельные переводы и рецензии

  • К вопросу о взаимоотношении эллинского и восточного мировоззрения в позднюю античность // XIV Международная конференция античников соцстран. Тезисы докладов. Ереван, 1976 (0,1 а.л.).
  • Современная зарубежная литература по гностицизму (Критико-аналитический обзор) // Сборник «Современные зарубежные исследования по античной философии». М., 1978 (1,3 а.л.).
  • Плотин и гностики // Вестник древней истории, 1979, № 1 (1,5 а.л.).
  • Неоплатонизм и манихейство // Вестник древней истории, 1980, № 3 (1,7 а.л.).
  • Рецензия на книгу К.Рудольфа «Гностицизм. Сущность и история одной позднеантичной религии». Лейпциг, 1977 // Вестник древней истории, 1981, № 1 (0,7 а.л.).
  • Открытие фрагмента из «Евангелия» Мани // VIII Всесоюзная конференция Вестника древней истории. Тезисы докладов. М.,1981 (0,1 а.л.).
  • Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Ежегодник «Религии мира. История и современность». М.,1982 (1,5 а.л.).
  • Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Сборник «Актуальные проблемы классической филологии». М., 1982 (1,5 а.л.).
  • Манихейство в изображении Августина // Вестник древней истории, 1983, № 2 (1,6 а.л.).
  • Статьи: Гностицизм. Герметизм. Манихейство. Нумений // Философский энциклопедический словарь. М., 1983 (0,4 а.л.).
  • Рецензия на материалы Международного симпозиума, посвященного творчеству Максима Исповедника //Византийский Временник, 1984, т.45 (0,6 а.л.).
  • Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский Временник, 1986, т.47 (1,7 а.л.).
  • Некоторые замечания по поводу изучения «Изборника Святослава 1073 г.» // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986 (0,5 а.л.).
  • Некоторые проблемы ранневизантийской философии // Там же (1 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Толкование на Отче наш». Вступительная статья, перевод и комментарии // Журнал Московской Патриархии, 1986, №7-8 (2,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Тайноводство». Вступительная статья, перевод и комментарии // Журнал Московской Патриархии, №4, 5, 7, 8, 10 (3 а.л.).
  • Гностическая философия истории // Палестинский Сборник, 1987, Вып.29 (92) (1,2 а.л.).
  • Арианство в свете современных исследований // Вестник древней истории, 1988, №2 (1,1 а.л.).
  • «Монофелитская» уния по свидетельству «Повествования о делах армянских» // Историко-филологический журнал. Ереван, 1988, №3 (0,7 а.л.).
  • Иоанн Грамматик Кесарийский. К характеристике византийской философии в VI в. // Византийский Временник, 1988, т.49 (1,8 а.л.) [4].
  • Рецензия на критическое издание «Вопросоответов к Фалассию» и «Вопросов и недоумений» Максима Исповедника // Там же (0,4 а.л.).
  • Проблема «единого действия» у Анастасия I Антиохийского. К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров // Byzantinoslavica, 1989, t.50, N 1 (0,8 а.л.).
  • История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита и Псевдо-Анастасия Синаита // Византийский Временник, 1989, т.50 (1,2 а.л.).
  • Рецензия на критические издания трудов Анастасия Синаита, Никифора Влеммида и анонимного автора трактата «Против иудеев» // Там же (0,4 а.л.).
  • Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью // Историко-философский Ежегодник 89. М., 1989 (1,1 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Различные богословские и домостроительные главы». «Толкование на 59 Псалом». Перевод и комментарии // Символ, № 22, 1989 (1,2 а.л.).
  • Христианство // Преподавание истории в школе, 1990, №5 (1 а.л.). Также перепечатано: Религии мира. Пособие для учителя. М.,1994.
  • Преподобный Анастасий Синаит. «Об устроении человека по образу и подобию Божию». Слово первое. Перевод и комментарии // Символ, №23, 1990 (1 а.л.).
  • Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (к вопросу об идейных истоках иконоборчества) // Византийский Временник, 1991, т.51 (1,4 а.л.).
  • Рецензия на критическое издание греческих катен на книги Бытие и Исход // Там же (0,3 а.л.).
  • Политика и богословие в Византии VII в. Вступительная статья, редакция перевода и комментарии к «Житию преп. Максима Исповедника» // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып.I. М., 1991 (5 а.л.).
  • Максим Исповедник. «Мистагогия». Предисловие, перевод и комментарии // Восток, 1991, №2 (1,7 а.л.).
  • Рецензия на критическое издание сочинений Иоанна Кантакузина и Леонтия Иерусалимского // Византийский Временник, 1991, т.52 (0,4 а.л.).
  • Феодор Раифский и Феодор Фаранский (по поводу одного из авторов «Изборника Святослава» 1073 г.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1990 год. М., 1991 (2,2 а.л.) [5].
  • Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале «Изборника Святослава» 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М.,1991 (0,7 а.л.).
  • Анонимный трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место традиции исихазма // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. М.,1991 (0,2 а.л.).
  • Преподобный Макарий Египетский. «Новые поучения». Перевод и комментарии // Символ, № 26, 1991 (3 а.л.).
  • «Триады» святителя Григория Паламы // Журнал Московской Патриархии, 1992, №5 (0,3 а.л.).
  • Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате) // Журнал Московской Патриархии, 1992, №6 (1,6 а.л.).
  • Логико-богословский трактат в «Путеводителе» Анастасия Синаита // Памятники науки и техники. 1990 год. М.,1992 (2 а.л.).
  • Учение двенадцати Апостолов. Перевод и комментарии // Символ, 1993, № 29 (2 а.л.).
  • «Дидахе» (вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи) // Там же (0,7 а.л.).
  • Трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место в истории исихазма // Символ,1995, № 34 (2 а.л.).
  • Библиотека отцов и учителей Церкви. Предисловие к серии // В кн.: Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. М.,1995 (0,2 а.л.).
  • С.Л. Епифанович и его книга о преп.Максиме Исповеднике. Предисловие // В кн.: С.Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.,1996 (0,3 а.л.).
  • Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых. Предисловие к серии // В кн.: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.,1996 (0,2 а.л.).
  • Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Там же (4 а.л.).
  • Монументальный труд по святоотеческой аскетике С.М. Зарина. Предисловие // Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. М.,1996 (2 а.л.).
  • Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческих творений св. Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. М.,1996 (1 а.л.).
  • Преосвященный Филарет (Гумилевский) - основатель русской патрологической школы. Предисловие // Историческое учение об отцах Церкви Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского и Нежинского. М., 1996 (2 а.л.).
  • «Мысли» (гл.1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 1992-1996. М.,1996. (0,6 а.л.).
  • Предисловие // Творения св.Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.,1996 (0,5 а.л.).
  • Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый // Архиепископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997 (1,6 а.л.).
  • Св.Аммон: личность и творения // Богословские труды, сб.33, 1997 (4,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию LVI-LVIII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (14), 1997 (2 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х.Урса фон Бальтазара // Там же (0,5 а.л.).
  • Неофита Монаха и Затворника Десять Слов о заповедях Христовых. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (15), 1998 (2 а.л.).
  • Библейско-критический труд Оригена: «Гекзаплы» // Альфа и Омега, № 2 (16), 1998 (0,5 а.л.).
  • Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3, 1998 (6,5 а.л.).
  • Сагарда А.И. - Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители // Там же (3 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви // Альфа и Омега, № 3 (17), 1998 (2 а.л.) [6].
  • Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По поводу книги иеромонаха (Алфеева) «Мир Исаака Сирина» // Православное Книжное Обозрение. Специальное приложение (1 а.л.) [7].
  • Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово первое. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 4 (18), 1998 (2,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX // Альфа и Омега, № 1 (19), 1999 (1,6 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово второе // Там же (1,2 а.л.).
  • Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) // Предисловие к кн.: Глубоковский Н. Святый Апостол Лука. Евангелист и Дееписатель. М., 1999 (0,3 а.л.).
  • Василий Васильевич Болотов - человек и ученый // Вступительная статья к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.1. Учение Оригена о Святой Троице. М., 1999 (2 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово третье // Альфа и Омега, № 2 (20), 1999 (2,5 а.л.).
  • Митрополит Макарий (Оксиюк) и его церковно-научная деятельность // Вступительная статья к кн.: Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999 (2 а.л.).
  • Классический труд по православному догматическому богословию // Предисловие к кн.: Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. М., 1999 (0,2 а.л.).
  • Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» // Альфа и Омега, № 3 (21) - 4 (22), 1999 (4 а.л).
  • Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова) // Вступительная статья к кн.: Святитель Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. М., 1999 (2 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (23), 2000 (0,8 а.л.).
  • Предисловие // Правила святых Апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000 (0,2 а.л.).
  • Святитель Афанасий Великий. О девстве, или о подвижничестве (Слово спасения к девственнице). Вступительная статья, редакция перевода и комментарии // Альфа и Омега, № 2 (24), 2000 (1,8 а.л.).
  • Примечания к кн.: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000 (1,5 а.л.).
  • Актуальные проблемы современной патрологической науки в России (Тезисы выступления) // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. М., 2000 (0,2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послание I-II. Предисловие, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (25), 2000 (1,6 а.л.).
  • Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Предисловие, перевод, комментарии // Альфа и Омега, № 4 (26), 2000 (1,5 а.л.); Альфа и Омега, № 1 (27), 2001 (1,4 а.л.).
  • Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения // Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Книга 1. М., 2000 (8 а.л.).
  • Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.3. М., 2001 (1 а.л.).
  • Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001 (1,5 а.л.).
  • Жизненный путь Оригена // Там же (3 а.л.).
  • Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие // Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002 (4,7 а.л.).
  • Предисловие // Николаева О. Православие и свобода. М., 2002 (0,1 а.л.).
  • Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.4. М., 2002 (0,5 а.л.).
  • Профессор Александр Львович Катанский (1836-1919) // Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей Церкви до Оригена включительно. М., 2003 (1,3 а.л.) - В соавторстве с В.Д.Юдиным.
  • Предисловие // Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли, т.I. М.,2003 (0,2 а.л.).
  • Предисловие // Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 2003 (0,2 а.л.).
  • Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть первая. Вступительная статья, перевод, комментарии // Богословские труды, сб.38, 2003 (6 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Вопросоответы к Фалассию». Вопрос LXI. Перевод и комментарии // Там же (1 а.л.).
  • Святой Ефрем, патриарх Антиохийский: его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора // Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003 (1,5 а.л.)
  • Некоторые аспекты экклесиологии преподобного Максима Исповедника // Альфа и Омега, № 1 (39), 2004 (1 а.л.).
  • Предисловие (в соавторстве с А.А. Тимофеевым) и общая редакция // Попов И.В. Труды по патрологии, т.I. Святые отцы II -IV вв. Сергиев Посад, 2004 (1 а.л.).
  • Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть вторая. Перевод и комментарии // Богословские труды, сб.39, 2004 (5 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Гомилии на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 2 (40), 2004 (2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послания третье, четвертое и пятое. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (41), 2004 (1,2 а.л.).
  • Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61) // Приложение к кн.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (1,4 а.л.).
  • Вступительная статья // Ларше Ж.- К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом. М., 2004 (0,7 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 1 (42), 2005 (1 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет (продолжение) // Альфа и Омега, № 2 (43), 2005 (1 а.л.).
  • Жизненный путь Евагрия Понтийского // Труды Минской Духовной Академии, № 3, 2005 (1,2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения Ι-ΙΙΙ. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (44), 2005 (2 а.л.).
  • Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого Предания // Богословский Вестник, № 5-6, 2005-2006. Сергиев Посад, 2006 (2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения IV-VI. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (45), 2006 (1 а.л.).
  • Предисловие (в соавторстве с А.А. Зайцевым) к Собранию творений преподобного Иустина (Поповича), т.II. М., 2006 (0,3 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения VII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 2 (46), 2006 (1 а.л.).
  • Святой Амвросий Медиоланский как представитель золотого века святоотеческой письменности // Предисловие к кн.: Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 2006 (0,7 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения VIII-IX. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (47), 2006 (1 а.л.).
  • Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) // Альфа и Омега, № 1 (48) и Альфа и Омега, № 2 (49), 2007 (2,5 а.л.).
  • История Церкви как историческая и богословская наука // Альфа и Омега, № 2 (49), 2007 (0,6 а.л.).
  • Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II - начало VIII вв.) // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Выпуск 1. Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22 - 23.11.2006. Сергиев Посад (1,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (50), 2007 (2 а.л.).
  • Древнецерковная историческая письменность (Основные этапы становления древнецерковной историографии) // Альфа и Омега, № 3 (50), 2007; № 1 (51), 2008; № 2 (52), 2008; (4 а.л.).
  • Святоотеческое учение о таинстве покаяния (некоторые аспекты) // Альфа и Омега, № 1 (51), 2008 (0,9 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Толкования на Новый Завет // Альфа и Омега, № 1 (51), 2008; № 2 (52), 2008 (3 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Вопросы и ответы. Перевод и комментарии (2 а.л.) // Альфа и Омега, № 2 (52).
  • Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения // Святитель Василий Великий. Творения, т.I. М., 2008 (6 а.л.).

Награды

Использованные материалы



[1]  Вступительная статья переведена на сербский язык и издана отдельной книгой: Проф. А.И.Сидоров. Преподобни Максим Исповедник. Епоха, живот, стваралаштво. Сремски Карловци, 1998.

[2]  Текст переводов и комментариев остался, как и в предшествующем издании, но вступительная статья серьезнейшим образом переработана и расширена. Кроме того, добавлена статья: Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61).

[3]  Книга переведена на сербский язык: Дела древних отца подвижника. Уводни членак и коментари А.И.Сидорова. Задужбина Светог манастира Хиландара. Београд, 2006.

[4]  Статья переведена на сербский язык и опубликована в журнале: Gledista, 1995, N 1-6.

[5]  Статья переведена на сербский язык и опубликована в журнале: ГРАДАЧ, № 122-123, 1997.

[6]  Первый (краткий) вариант этой статьи напечатан в журнале: Православный Путь. Церковно-богословско-философский Ежегодник. Джорданвиль, 1997.

[7]  В сокращенном виде данная рецензия перепечатана под названием: Разумный воздержан в писаниях своих. По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфеева) «Мир Исаака Сирина» // Православная Беседа, 1998, № 6.

[8]  Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре. Официальный сайт Московского Патриархата, 14.10.2014: http://www.patriarchia.ru/db/text/3794465.html

Редакция текста от: 23.02.2020 22:02:04

"СИДОРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google