М. Д. Муретов |
Родился 12 августа 1851 г. в семье священника Рязанской епархии. Был очень религиозен. На его душе очень отразился случай чудодейственного вразумления его сестры Марии, которая за насмешки над немым мальчиком была поражена немотой и была исцелена дав обет совершить пешее паломничество к мощам Сергия Радонежского [1].
В студенческие годы склонялся к изучению философии, и именно это привело его к глубокому изучению Священного Писания, в частности - Нового Завета. Сюда присоединилась подготовка филологическая: он любил греческий язык и тщательно его изучал. Многие подробности биографии профессора Муретова стали известны благодаря воспоминаниям его ученика священномученика Илариона (Троицкого), который отзывался о своем учителе, как об «ученом-подвижнике», «неустанном ученом–труженике», в котором профессорские заслуги и известное ученое имя соединялись с удивительным смиренномудрием.
Академическая деятельность М.Д.Муретова началась в 1878 году. Через 6 лет была написана магистерская диссертация «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии». Еще через 6 лет появилась докторская диссертация «Ветхозаветный храм. Ч. I. Внешний вид храма».
1 мая 1893 г. был избран в звание ординарного профессора Московской духовной академии; профессорских трудов он не оставлял до самой смерти.
Все четыре духовных академии того времени избрали его почетным членом (в 1911 г. - Московская, в 1912 г. — Петербургская; Казанская и Киевская в 1913 и 1914 гг.)
Любимым научным методом профессора Муретова был экзегетический (толковательный). Он очень подробно толковал Священное Писание, особенно — Новый Завет. Под толкование попадали отдельные стихи, даже — слова. Так, им было написано, среди прочих, толкование на стих двенадцатый тринадцатой главы Первого Послания к Коринфянам св. апостола Павла, стихов с двадцатого по двадцать пятый четырнадцатой главы этого же Послания.
«Пишущая рука не поспевала за мыслящим духом», — так характеризует архимандрит Иларион (Троицкий) творческий стиль своего учителя. В трудах М.Д.Муретова имеются обширные приложения: это так называемый «сырой материал», который щедро предлагается начинающим исследователям. Нельзя не сказать о переводческой деятельности академика. Переводчиком он был авторитетным и опытным, в течение 20 лет переводил на русский язык святоотеческие творения. В их числе — комментарий св. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна. Если учесть, что творение св. отца составляет 4 тома, можно оценить объем написанного.
Его переводы не были просто переводами как таковыми. Наряду с примечаниями текстологическими, он снабжал их примечаниями экзегетическими применительно к наиболее трудным местам. К слову сказать, профессор Муретов ратовал за исследование славянского текста Священного Писания славянскими же учеными, даже считал это их долгом. Сам он написал исследование о переводе Нового Завета святителем Алексием.
В 1915 г. вышел его последний переводной труд — житие преподобного Максима Исповедника со службой ему: целый том, 297 страниц. Необычайно высокую оценку архимандрит Иларион (Троицкий) дает труду М.Д. Муретова, написанному за 2 года до смерти — «Новый Завет как предмет православно–богословского изучения», представляющий собой конспект новозаветного богословия. «Благо, Богочеловек и Вечная Жизнь — вот начало, середина, и конец Новозаветного богословия, долженствующего составить главную задачу нашего церковно–православного и научно–богословского изучения Нового Завета», — писал Митрофан Дмитриевич [2].
Во всем том, что писал Митрофан Дмитриевич, заключены его основные, существеннейшие идеи. Высоким вдохновением наполнены его рассуждения о Слове Божием: «Описуемое и ограниченное по букве и истории Слово Божие неописуемо и безгранично по духовно–созерцательной стороне, как неописуем и безграничен по Существу Своему изрекший его Бог» [3].
[1] См: Священномученик архимандрит Кронид (Любимов) наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001
[2] Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. С. 148
[3] Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. С. 146