Еп. Леонтий (Матусевич) |
В миру Матусевич Леонид Прокопьевич, родился 16 апреля 1884 года в селе Озеряны Новодворской волости Владимиро-Волынского уезда Волынской губернии, в семье священника.
В 1898 году окончил Мелецкое духовное училище по I разряду [1], в 1904 году - Холмскую духовную семинарию [2], в 1909 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1908 году пострижен в монашество с наречением имени Леонтий и рукоположен во иеродиакона.
В 1909 году рукопоожен во иеромонаха. Проживал в Житомире.
С 21 июля 1909 до 1917 года преподавал в Житомирском училище пастырства.
2 апреля 1915 года возведён в сан игумена. Назначен наместником Житомирского Богоявленского монастыря, одновременно назначен наместником Тригорского Преображенского мужского монастыря Волынской епархии.
В 1916 возведён в сан архимандрита.
16 сентября 1922 года хиротонисан во епископа Коростенского, викария Волынской епархии. Хиротонию в Житомире возглавил епископ Волынский Аверкий (Кедров). После ареста епископа Аверкия (Кедрова) в 1922 - 1923 годах временно управлял Волынской епархией [3]. Кафедра располагалась в Преображенском соборе г. Житомира.
С 1923 года - в обновленческом расколе.
В мае 1923 года был участником II обновленческого собора. Делегация от Волынской епархии состояла из пяти человек: трое были сторонниками обновленчества, двое – его противниками [4]. Еп. Леонтий на этом соборе не подписал акта о низложении патриарха Тихона [5] и выступил против введения женатого епископата, но был лишён слова председательствующим митрополитом Петром Блиновым [6].
Видимо, на основании факта участия в обновленческом соборе в ряде источников указано, что еп. Леонтий будто бы в 1923 году уклонился в обновленчество, управлял обновленческой Житомирской епархией, но не позже 1924 года принес покаяние и воссоединился с Церковью [7]. По воспоминаниям современников, епископ Леонтий никогда не отпадал в обновленчество, к обновленцам относился негативно [8].
Богоявленском и Преображенском соборах Житомира, в 1923 и в 1925 годах проживал в Богоявленском монастыре, где была его резиденция [9].В 1924 году принес покаяние патриарху Московскому Тихону и был принят в сане епископа с оставлением на Коростенской кафедре.
На 1924 год упоминается в "Списке канонических архиереев, проживающих в России" Н. Кирьянова: "Леонтий еп. вик. Житомирской епархии".
С мая 1924 по январь 1925 года Волынская епархия и её викариатства находились в канонической автономии [10]. Это позволило сторонникам патриарха Тихона приходить к некоему компромису и соглашению с отдельными группами обновленцев. В этот период в сельской местности распространилось обновленчество, а в городах поддерживали патриарха Тихона. Однако в конце декабря Волынское губернское ГПУ, узнав об этом, срочно созвало епархиальный съезд [11].
30 декабря 1924 года епархиальный съезд Волынской епархии (присутствовало 64 делегата) большинством голосов принял постановление о признании Всеукраинского Священного Синода обновленческой церкви. Викарные епископы Максим (Руберовский) и Леонтий (Матусевич), пять иереев и двое мирян выразили своё несогласие и покинули съезд.
В феврале 1925 года епархиальное управление возглавил епископ Староконстантиновский Иаков (Немоловский), который подчинился обновленческому синоду. Он отпечатал в типографии обращение к "Православному духовенству и верующим Волынской епархии", в котором всю вину за раскол епархии возложил на епископов Максима (Руберовского) и Леонтия (Матусевича). Волынская епархия окончательно раскололась. Староконстантиновское и Новоград-Волынское викариатсво ушли в обновленческий раскол, Полонское, Коростенское и Житомирское признали канонического Экзарха Украины Михаила (Ермакова) [12].
В 1926-1928 годах временно управлял Волынской епархией.
15 февраля 1930 года епископ Леонтий был арестован по обвинению в том, что вместе с епископом Аверкием (Кедровым) "и Фотопулосом К.А. просматривали антисоветский документ, предназначавшийся для а/с кампании за границей [написанный Константинопольскому Патриарху о гонениях на Православную Церковь в СССР Дросси А.И.], вынесли о нем одобрительное суждение, согласившись с его редакцией". Проходил по групповому делу "Дело Дросси Андрея Ивановича, г.Москва, 1930г.". Сразу после ареста был отправлен в Москву и помещен в Бутырскую тюрьму, где находился во время следствия [13].
На допросе 3 марта показал: "Фотопулоса видел один раз на обеде по случаю храмового праздника в Богоявленской церкви на квартире, арендованной членами приходского совета. Ни о каких документах Фотопулос никогда не говорил".
4 апреля того же года по постановлению тройки ПП ОГПУ Коми АССР за "контрреволюционную деятельность" выслан в Северный край на три года. Наказание отбывал в г. Архангельске.
23 апреля 1933 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации" как активный участник "контрреволюционной группировки духовенства". 1 июля того же года приговорен к трем годам ИТЛ, но уже 8 августа того же года заключение в концлагере заменено на отбывание наказания в ИТУ Наркомата юстиции, как непригодному для концлагеря по состоянию здоровья. 3 апреля 1935 года был досрочно освобождён в связи с туберкулёзом лёгких (в стадии распада). После освобождения проживал в Вологодской обл.
7 декабря 1940 года арестован. 26 августа 1941 года Вологодским областным судом за "контрреволюционную агитацию" приговорён к расстрелу. 25 ноября 1941 года постановлением Верховного суда заменено на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Этапирован в Архангельские лагеря.
Скончался 23 декабря [14] или 24 июля 1942 года в рубежском лагерном отделе №2 г. Вытегра Вологодской области [15].
1 марта 1989 года был реабилитирован прокуратурой СССР по 1930 году репрессий.
Он был монахом строгого поведения, аскетом, стремился к уединению.
Сочинения
- "Влияние католичества на русскую церковную проповедь в XVII и XVIII веке". 1912 г., кандидатское сочинение
Литература
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.184.
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.747;
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.979;
- За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Библиографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 289-290;
- Русские новомученики и исповедники. Епископ Леонтий (Матусевич) : (По воспоминаниям К. и Н.) // Вестник русского христианского движения, 1985, № 145, с. 239, 240-243:
- "Их страданиями очистится Русь". Жизнеописания новомучеников Российских. Подвижник и исповедник. Епископ Леонтий (Матусевич), 1996, М.: Издательство Имени Святителя Игнатия Ставропольского:
- Александров И.В. Насаждение органами советской власти обновленческого раскола в Волынской епархии 1922-1926 гг. // Православ'я - наука - суспільство: питання взаємодії: Матеріали П'ятої Міжнародної наукової конференції /24-25 травня 2007 p./ - Київ, 2008. - С 151-156:
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте "Православные приходы и монастыри Севера"
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 287:
- Священномученик Аркадий (Остальский; 1889-1937), Епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии: "Мы не должны бояться никаких страданий…"Творения. В двух томах. Т. 2. (Приложения / Именной указатель) / Издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви. Сост. диакон Игорь Кучерук, при участии Евгения Тимиряева. - Житомир. 2011, с. 393:
- Лавринов В.В., прот., Обновленческий раскол в портретах его деятелей // Общество любителей церковной истории, Екатеринбург, 2016, c. 336.
[1] "Выпускники Мелецкого духовногого училища 1898 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/meleckdu.html
[2] "Выпускники Холмской духовной семинарии 1904 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/holsem.html
[3] Согласно списку "Епископы Волынские и Житомирские" на сайте Житомирской епархии (http://zhytomyr-eparchy.org/uk/pravlyachi-iepiskopi.html (укр.) или http://zhytomyr-eparchy.org/ru/pravyashchie-arhierei.html (рус.)), временно управлял Житомирской епархией с 8 июня 1922 по 23 августа 1923 года.
[4] ЦГАВО Украины. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 2186, с. 112
[5] Обновленческий раскол / Сост. И. В. Соловьёв. – М., 2002, с. 811.
[6] Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. – М., 1996, с. 284.
[7] См., например, Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев / Мануил (Лемешевский) // «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002. - с. 811 или История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (под редакцией протоиерея Владимира Воробьева), ПСТГУ, 2006, с. 239, 240
[8] Епископ Леонтий (Матусевич). По воспоминаниям. - Вестник РХД, 1985, № 145, с. 240-243, http://www.rp-net.ru/tools/d_cnt.php?IBLOCK_ID=47&ID=7009 или репост - "Их страданиями очистится Русь". Жизнеописания новомучеников Российских. Подвижник и исповедник. Епископ Леонтий (Матусевич), 1996, М.: Издательство Имени Святителя Игнатия Ставропольского, http://www.wco.ru/biblio/books/stradaniya/H30-T.htm
[9] См. Борис Дубман. Печальная история Богоявленского монастыря // Портал Проза.ру, 2011, http://www.proza.ru/2011/07/29/1278 и Епископ Леонтий (Матусевич). По воспоминаниям. - Вестник РХД, 1985, № 145, с. 240-243, http://www.rp-net.ru/tools/d_cnt.php?IBLOCK_ID=47&ID=7009
[10] ДАЖО. - Ф. П-2, оп.1, спр. 154.-Арк. 92. См. Александров І.В., Костриця М.Ю., Тіміряєв Є.Р. Волинський архієрей-мученик // Реабілітовані історією : у 27 т. / Житомир : Полісся, 2010. -Кн. 3: С. 104-109, http://www.reabit.org.ua/files/store/Zhitom.3.pdf
[11] Центральний державний історичний архів України, м. Київ (далі ЦЩАК України). - Ф. 2227, оп. 1, спр. 392.-Арк. 64-643. См. Александров І.В., Костриця М.Ю., Тіміряєв Є.Р. Волинський архієрей-мученик // Реабілітовані історією : у 27 т. / Житомир : Полісся, 2010. -Кн. 3: С. 104-109, http://www.reabit.org.ua/files/store/Zhitom.3.pdf
[12] Подробнее, о деятельности еп. Леонтия Матусевича в 1923 - 1925 гг., см. Александров И.В. Насаждение органами советской власти обновленческого раскола в Волынской епархии 1922-1926 гг. // Православ'я - наука - суспільство: питання взаємодії: Матеріали П'ятої Міжнародної наукової конференції /24-25 травня 2007 p./ - Київ, 2008. - С 151-156, http://www.academia.edu/18038558/.
[13] ЦА ФСБ РФ. Д. Р-33647. Т. 1. Л. 82.
[14] По Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т. 9. М., 1997. С. 747
[15] Лавринов В.В., прот., Обновленческий раскол в портретах его деятелей // Общество любителей церковной истории, Екатеринбург, 2016, c. 336; По словам пономарки Зои из житомирской церкви, которая досматривала больного епископа в рыбацком поселке архангельской области, еп. Леонтий умер в 1942 году на праздник св. равноап. княгини Ольги. См. "Епископ Леонтий (Матусевич). По воспоминаниям". - Вестник РХД, 1985, № 145, с. 242, http://www.rp-net.ru/tools/d_cnt.php?IBLOCK_ID=47&ID=7009