Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МУКАЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мукачевский Почаевский собор
Мукачевский Почаевский собор
Мукачевская и Ужгородская епархия Украинской Православной Церкви

Христианство в Закарпатье появилось, вероятно, еще в первые столетия после Христа, когда здесь селились колонисты из Римской империи. Известно, что на Первом Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Дакийский, а историческая область Марамуреш частично принадлежала Дакии. Но особенно Православие распространилось в этих землях здесь после 863 года — благодаря проповеднической деятельности равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В 880–890-е годы столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье, и считаются здесь основателями Христианства. Наконец, по почину патриарха Константинопольского Феофилакта, в 940 году к венграм был послан епископ Иерофей, миссия которого распространялась возможно и на Карпатский край.

Православные монастыри в Закарпатье возникли в XI столетии. Один из них — Угольский — стал впоследствии кафедрой Марамурешских православных епископов и имел собственную типографию. По мнению некоторых историков, Мукачевский монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры, прибывшие сюда с дочерью киевского князя Ярослава Мудрого Анастасией, которая вышла замуж за венгерского короля Андрея I (1047–1067). Тогда же были основаны Вышеградский и Тормовский монастыри.

В XII столетии венгерские магнаты начали постепенно захватывать закарпатские земли. В 1339 [1] году литовско-русский князь Подольский Феодор Корятович (или Кириятович, Кориатович) переселился с многочисленным народом за Карпаты и, получив в удел Мукачевское княжество, возобновил Мукачевский монастырь и оказывал ему содействие. С тех пор Мукачевские епископы поселились здесь и обитель сделалась средоточием духовной жизни края где готовили будущих епископов и священников [2].

После смерти короля Карла-Роберта в 1342 году Ужгородская доминия переходит во владение римо-католика Филиппа Другета. Для населения Закарпатья настали тяжелые времена, Православная Церковь теряла права. В эти годы, как полагают, епархия зависела от митрополитов Угровлахийских [3]. Попытки латинизации края не увенчались успехом, поскольку население твердо стояло в Православии. После ее подписания в 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния. Мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении Православия в краю, поставляя священников для окресных земель и участвуя в Соборах, созываемых митрополитами Киево-Литовскими [4]. В эти годы периодически в Закарпатье существовала Мараморошская епархия, выделяясь и вновь сливаясь с Мукачевской.

После нескольких неудачных попыток обратить православных в латинство Анна Якушиц в конце концов собрала группу священников, которые поддались на соблазн. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Ягерского католического епископа подписали Ужгородскую унию. Согласно ей Мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римо-католического. Несмотря на то, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии, Габсбурги вместе с римо-католической иерархией взялись массово насаждать унию среди населения. Однако большинство прихожан решительно ей противились. Борьба за сохранение Православия в этом крае продолжалась почти сто лет. К концу XVII века православные епископы уже не могли проживать в Мукачеве и кафедра была перенесена в Марамуреш. Мараморошские владыки, ведавшие всё более широким краем, продолжали назначаться до конца 1730-х годов, после чего восточные земли Австрийской империи остались без православных архипастырей. Монастыри разрушались, храмы либо передавались униатам, либо также уничтожались. Фактически Православная Церковь была загнана в подполье.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление прадедовской веры. Село за селом стали открыто исповедовать Православие. Австро-венгерские властители всячески препятствовали его распространению и все же были бессильны против воли народной. Начались жестокие преследования, заводились судебные дела. Так, в 19031904 годах прошёл Первый Мараморош-Сиготский процесс на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за противостояние унии. Второй Мараморош-Сиготский процесс завершенный 3 марта 1914 года уже открыто осудил перешедших в Православие карпатороссов исключительно за религиозные убеждения.

По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Ее конституция провозглашала свободу вероисповедания. Хотя новая власть, как и предыдущая, совсем не была заинтересована в распространении Православия, народ массово возвращался к вере отцов. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской Православной Церкви в Закарпатье после чего, по многочисленным просьбам перешедших в Православие местных жителей Архиерейский Собор Сербской Церкви приниял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. В августе 1920 года под его председательством состоялось собрание, на котором делегаты от 60 православных сел обсудили первоочередные организационные вопросы Карпато-русской Церкви. В резолюции собрания говорилось, что делегаты

«просят Преосвященного Досифея, чтобы он и далее не лишил Карпато-русскую Православную Церковь своего попечения, и передают в его руки правление делами этой Церкви до окончательного канонического решения вопроса Восточно-Православной Церкви в Карпатской Руси».
Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Приемники епископа Досифея принимавшие попечение о Закарпатской пастве носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил историческую Мукачевскую кафедру и в этом же году Сербская Церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями закрепленному на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель вошедших в СССР перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской была выделена Хустская епархия. После этого Мукачевская епархия имела попечение о Береговском, Великоберезнянском, Воловецком, Иршавском, Мукачевском, Перечинском, Свалявском и Ужгородском районах Закарпатской области.

Исторические названия

  • Мукачевская и Мараморошская [5]
  • Мукачевская и Пряшевская (2 августа 1931 - 1945)
  • Мукачевская и Ужгородская (с 1945)

Статистика

  • конец 1948 - 132 православных прихода, на которых служили 126 священника; 22 священника без приходов; 234 культовых сооружения [6]
  • 1 января 1958 - 512 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [7]
  • 2000 - 160 приходов, 6 монастырей [8]
  • ок. 2010 - 290 приходов, 265 священников, 14 монастырей, более 200 монашествующих [9]

Архипастыри

Викарные епархии

Монастыри

Учебные заведения

Литература

  • ЖМП, 1945, № 11, 20.

Использованные материалы



[1]  Дата по Мукачевской летописи. Иные данные указывают 1330 год.

[2]  Дурново, Иерархия..., 184-185; "На перекрестке столетий", Звезда Рождества, № 39, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html

[3]  Дурново также говорит об основании Мукачевской епархии в 1454 году. Дурново, Иерархия..., 184-185.

[4]  Дурново, Иерархия..., 184-185.

[5]  См. подробнее "Границы Мукачевской Епархии и их изменяемость," Василий (Пронин), архим., История Православной Церкви на Закарпетье, http://www.nik-mykachiv.narod.ru/history/001_1/5.htm

[6]  Юрій Данилець, Василь Мiщанин "Православна церква на Закарпатті в умовах становлення радянської влади (1944-1950 рр.)" - http://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavna-tserkva-na-zaka...-rr

[7]  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[8]  Звезда Рождества, № 39, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html

[9]  Данилець Юрій, "Історія єпархії," официальный сайт Мукачевской епархии, http://www.m-eparchy.org.ua/istoriya-eparhiyi/istoriya-eparhiyi.html

[10]  На официальной странице Угольского монастыря указан как Иларион, годы епископства - с 1558 по 1561. См. http://uglya-mon.church.ua/istoriya/

[11]  Совратился в унию.

[12]  Совратился в унию, оставался униатским еп. Мукачевским до 2 июля 1654

[13]  Отпал в унию.

[14]  По ММЛ "РПИ" (580) - с 14 октября.

Редакция текста от: 23.11.2022 18:46:11

"МУКАЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google