Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛАМАНСКИЕ СВЯТЫЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аламанские святые Кипра (греч. ᾿Αλαμάνοι ἅγιοι τῆς Κύπρου; VII в.?) - 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами.

Впервые упоминаются в "Хронике" Леонтия Махераса (первая половина XV века) и в рукописи XVI века (протограф XIII века) Британского музея [1]. Оба текста восходят к источнику, составленному между 1222 и 1264 годами. Среди этих святых были архиереи, священники и миряне. Они разошлись по острову, поселились в уединенных местах и пещерах по одному или по несколько человек и вели отшельническую жизнь. В тексте не уточняется, о каком именно завоевании Св. земли арабами идет речь: в 638, 1187 или 1291 году. К. Сафас датирует переселение 300 святых на Кипр 690-ми годами [2], С. Папагафангелу - временем II крестового похода - 1147-1149 [3].

В "Хронике" Леонтия Махераса перечислены имена 42 подвижников ([4], в рукописи из Британского музея из-за утраты последнего листа названо 35 святых):

К числу 300 святых Леонтий Махерас также относит Явленных святых (῞Αγιοι Θανέντες), мощи которых находились в Казафани близ Киринии. О почитании этих подвижников известно из Жития прп. Константина из иудеев (между 886 и 912), который во время пребывания на Кипре узнал, что в пещере в одном труднодоступном и обрывистом месте находятся мощи Явленных святых. Из этой пещеры часто раздавались песнопения. Местные жители с епископом пробирались туда, чтобы почтить память святых, но не осмеливались спуститься в пещеру [5]. Дополнительно Леонтий Махерас приводит имена

О некоторых из 300 святых сохранились свидетельства их почитания в византийский период (например, два канона в честь святых Илиофотов в служебной Минее (XI в. [6]); 5-главая 3-нефная базилика во имя преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100); фрески с изображением мч. Константина Ормидийского в ц. прп. Антония Великого в Келье и в церкви Преображения Господня в Сотире (XII и XIII вв.)), однако о большинстве из них ничего не известно. Хотя предание утверждает, что 300 святых прибыли на Кипр вместе, из посвященных им агиографических произведений следует, что они жили в разное время: напр., преподобные Варнава и Иларион - при визант. имп. Феодосии II Младшем (408-450), прп. Анастасий - при императорах Алексее I и Иоанне II Комнинах (1081-1143).

Кипрский автор середины XVI века Флорий Бустрон, повествуя о 300 святых, назвал их "аламаны" (искаженное "алеманы" от нем. Alemannen - одно из средневековых наименований немцев) и считал, что они жили в эпоху крестовых походов, хотя единственным святым, западное происхождение которого достоверно известно, являлся только рыцарь-крестоносец Иоанн де Монфор. Точка зрения Бустрона была поддержана историком XVI века Этьенном де Лузиньяном.

Существует и другое предположение о происхождения термина "аламаны". В Турции между Сирией и Киликией есть горный хребет Аман, известный как Черная гора, который ответвляется на севере от Таврских гор и врезается к югу от Александретского залива мысом Рас-эль-Ханзир (лат. Promontorium Rhosicum). На Черной горе действовали монастыри и есть версия, что термин "аламанские святые" относятся не к немцам, а к выходцам из Al-Aman - т.е. монахам-черногорцам [7].

Представление об аламанском происхождении 300 святых прочно укрепилось в кипрской агиографической традиции периода османского господства. В число 300 аламанов включались новые имена. Так, в "Хронологической истории острова Кипр" архим. Киприана к аламанам причислены святые Артемон, Сотирих, подвизавшийся близ Палекитро (совр. округ Никосия), Иосиф, Фелфас, Иоанн, Евфрасий и Евтихий, жившие в окрестностях совр. сел. Литродондас (совр. округ Никосия), св. Андроник и св. Фоту [8]; в службе, напечатанной в Венеции в 1779 году, - прп. Авксентий Чудотворец (пам. кипр. 28 сент.), прп. Кендей (пам. кипр. 6 окт.) и свт. Димитриан, еп. Хитрский (пам. кипр. 6 нояб.); в службе, изданной в 1924 году в Ларнаке, - прп. Аввакум [9]; в службе, опубликованной в 1936 году в Ларнаке по рукописи из собрания Л. Х. Пиеридиса, - прп. Иона (пам. кипр. 11 окт.); в службе XVIII-XIX веков, вышедшей в свет в 1942 году в Лимасоле, - мученики Ригин и Орест (пам. кипр. 20 авг.) и др. Местное предание относит к числу аламанов братьев Евтихия и Феодора, подвизавшихся близ совр. сел. Нису и в окрестностях Идалиона (ныне Дали), прп. Георгия Аламана и др.

Некоторые современные исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 святых. К. П. Киррис отождествил большинство из них с известными святыми: напр., преподобных Кассиана, подвизавшегося близ с. Алектора (пам. кипр. 16 сентября), и Кассиана, жившего близ с. Авдиму (пам. кипр. 4 декабря), - с прп. Иоанном Кассианом Римлянином, мч. Константина Ормидийского - с друнгарием Константином Вавуциком из числа Аморийских мучеников, прп. Авксентия Чудотворца - с прп. Авксентием Вифинским.

Синаксарные жития в составе служб, написанных в XVIII-XIX веках, нередко содержат сюжеты, заимствованные из житий византийских святых. Например, одно из чудес прп. Ионы совпадает с описанным в 21-й главе сочинения "История боголюбцев" Феодорита Кирского [10]. Основные эпизоды Жития прп. Кендея сходны с биографией прп. Иоанна Хозевита (пам. 3 и 28 окт.).

Считается, что культ 300 святых оказал влияние на возникновение на Кипре почитания 318 святых, чьи мощи находятся в церкви св. Отцов близ с. Пано-Архимандрита. По местному преданию, эти святые приплыли на Кипр из Сирии, спасаясь от гонения, высадились в Писури, пришли в Пано-Архимандриту, где были убиты язычниками [11].

Литература

  • Bustron F. Chronique de l'île de Chypre / Publ. par R. de Mas Latrie. P., 1884. P. 32-35, 44-46, 461;
  • Sathas C. N. Vies des saints allemands de l'Église de Chypre // Archives de l'Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 405-427;
  • Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28-36;
  • Παπαδόπουλλος Θ. X. ᾿Εκ τῆς ᾿Αρχαιοτάτης ῾Ιστορίας τοῦ Πατριαρχείου ῾Ιεροσολύμων // Νέα Σιών. 1952. Σ. 28-30 (отд. отт.).
  • Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 249-254;
  • Κύρρης Κ. Π. Αλαμάνοι άγιοι τριακόσιοι της Κύπρου // ΜΚΕ. 1984. Τ. 1. Σ. 329-331;
  • idem. (Kyrris C. P.). The "Three Hundred Alaman Saints" of Cyprus // The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 29th Jubilee Spring Symp. of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991 / Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 203-235;
  • idem. Πέντε κυπριακά ἁγιολογικά μελετήματα // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. Λευκωσία, 1996. Τ. 3. Σ. 69-110;
  • Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972;
  • Βλάσιος Σταυροβουνιώτης, μον. Πατερικὸν τῆς Νήσου Κύπρου. Θεσσαλονίκη, 19993. Σ. 18-27.
  • Costas P. Cyrris, «The 'Three Hundred Alaman Saints' of Cyprus: Problems of Origin and Identity», The Sweet Land of Cyprus [= Papers Given at the Twenty-Fifth Jubilee Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991], (edit.) A.A.M. Bryer and G.S.Georghallides, Nicosia 1993, σσ. 203-255.
  • Χαρίτων Μοναχός Σταυροβουνιώτης, «Οί έν Κύπρω Όσιοι και Θεοφόροι Άσκηταί Ήλιόφωτος, Αύξουθένιος, Έπαφρόδιτος και Εύθένιος: Ή βυζαντινή άσματική Ακολουθία και ό άπολεσθείς(;) Βίος αύτών», ΚυπριακαΙ Σπουδαί, τ. ΞΣΤ' (2002), Λευκωσία 2004, σσ. 43-107.
  • «Μικρά Ασία - Συροπαλαιστίνη: Η πνευματική ενδοχώρα των Κυπρίων» (Αλαμάνοι Άγιοι) // "Свято- Епифаниевские Чтения", Кипр, 2012:
  • Δημήτρης Καππαής, Οι επονομαζόμενοι "Αλαμάνοι" Άγιοι της Κύπρου. Μέσα από τις πηγές και την τοπική παράδοση,εκδ.Ιερά Μητρόπολη Λεμεσού, Λεμεσός, 2013, 331 σ.:
  • Φώτιος Ιωακείμ, Αρχιμ.,«Οι Αλαμάνοι (λεγόμενοι) άγιοι της Κύπρου», λήμμα στη Μεγάλη Ορθόδοξη Χριστιανική Εγκυκλοπαίδεια [ΜΟΧΕ], τόμ. 2, σελ. 90:

Использованные материалы



[1]  Lond. Brit. Mus. Add. Ms. 34554

[2]  Sathas. 1884. P. 407-408

[3]  Παπαγαθαγγέλου Σ. Μορφὲς πού ἁγίασαν τὴν Κύπρο. Λευκωσία, 1988. Σ. 503-508

[4]  Leont. Makhair. Chronicle. § 30-32, 34, 36

[5]  ActaSS. Nov. T. 4. P. 636; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского. М., 2001. С. 32

[6]  Sinait. gr. 627

[7]  «Μικρά Ασία - Συροπαλαιστίνη: Η πνευματική ενδοχώρα των Κυπρίων» (Αλαμάνοι Άγιοι) - http://immorfou.org.cy/local-saints/369-alamanoi-agioi-mikra...tml; Δημήτρης Καππαής, Οι επονομαζόμενοι "Αλαμάνοι" Άγιοι της Κύπρου.Μέσα από τις πηγές και την τοπική παράδοση,εκδ.Ιερά Μητρόπολη Λεμεσού, Λεμεσός, 2013, 331 σ: http://www.didaktorika.gr/eadd/handle/10442/43026 - https://www.didaktorika.gr/eadd/handle/10442/43026

[8]  Κυπριανός, ἀρχιμ. ῾Ιστορία χρονολογικὴ τῆς Νήσου Κύπρου. ᾿Ενετία, 1788. Σ. 352

[9]  Συκουτρῆς Γ. ᾿Α. Desiderata Cypria: Κυπριακὴ ῾Αγιογραφία // Κυπριακὰ Χρονικά. Λάρνακα, 1924. Τ. 2. Σ. 51-52

[10]  Theodoret. Hist. rel. XXI 24 // PG. 82. Col. 1445

[11]  Gunnis R. Historic Cyprus. [L.], 1936. P. 174-175

Редакция текста от: 17.10.2024 18:10:06

"АЛАМАНСКИЕ СВЯТЫЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google