Святые Илиофоты |
Память 13 июля (Кипр. [1], Итал. [2])
От византийского периода не сохранилось житий Илиофотов, однако в служебной Минее XI века [3] содержатся два канона, составленные в честь этих святых. Из них явствует, что Илиофоты происходили из Финикии, были аскетами и претерпели мученическую кончину на Кипре [4]. Сподвижники Илиофота именуются Авксуфений, Епафродит и Евфений; в «Хронике» Леонтия Махераса (XV в.) они названы Авксуфений, Памфродит, Паммегист и Пафнутий [5]; в поздней агиографической традиции их имена значительно трансформировались: Евсфений, Епафродит, Аммоний и Хулелей (Χουλέλαιος).
Предание относит илиофотов к числу 300 святых, прибывших на Кипр в VII веке после арабского завоевания Св. земли. Они поселились в пещерах на горе Корони, близ селения Като-Мони. Илиофот был их духовным наставником. Подвижники пасли овец и коз. Они делились молочными продуктами с приходящими к ним за советом крестьянами. Мон. Власий (Ставровуниот) предполагает, что они могли претерпеть мученическую кончину во время арабских набегов на Кипр. В службе им, изданной в 1926 году в Никосии по рукописи 1836 года из монастыря илиофотов, они упоминаются как преподобномученики. В поствизантийский период появилась версия, что илиофоты преставились преподобнически и были похоронены в пещерах, в которых подвизались. К. П. Киррис отрицает историчность этих агиографических персонажей [6].
Спустя много лет после кончины илиофотов рядом с их пещерами была построена церковь во имя этих святых и возникла одноименная деревня. Некоторое время при церкви илиофотов действовал монастырь, в наст. время она снова является приходским храмом.
В службе, изданной в 1926 году, упоминаются чудеса илиофотов, в т. ч. исцеление иерея Христодула из сел. Малунда, женщины из Никосии и мальчика из сел. Клиру. Считается, что особенно илиофоты помогают страдающим болезнями ног.
В церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Малунде хранится икона илиофотов (1874) и честная глава одного из этих святых, принесенные одним из иноков монастыря илиофотов. Местная память илиофотов совершается также в Неделю жен-мироносиц.
Литература
- Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 30;
- Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 253, 269-270;
- Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η Κυπριακὴ ἁγιολογία κα ὑμνογραφία ἐν σχέσει πρὸς τὰς κυπριακὰς ἀκολουθίας // ΕΕΒΣ. 1983/86. Τ. 46. Σ. 233;
- Kyrris C. P. The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus: The Problems of Origin and Identity // The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 29th Jubilee Spring Symp. of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991 / Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 203-235;
- idem. Πέντε Κυπριακά ἁγιολογικά μελετήματα // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. 1996. Τ. 3. Σ. 69-110;
- Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 27;
- Καππαῆς Δ. Χ. Οἱ ἐν Κύπρῳ διαλάμψαντες ἅγιοι. Λεμεσός, 19982. Σ. 202-205;
- idem. Οἱ μάρτυρες τῆς Κυπριακῆς ᾿Εκκλησίας. Λεμεσός, 2000. Σ. 71-75;
- Βλάσιος (Σταυροβουνιώτης), μον. Πατερικὸν τῆς Νήσου Κύπρου. Θεσσαλονίκη, 19993. Σ. 64-66.
Использованные материалы
- Э. П. А. "Илиофоты" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 235
[1] "Кипрский синаксарий" на сайте храма в честь иконы Божией Матери "Семистрельная" в деревне Алетрико, Кипр, http://xpam.name/?p=3917.
[2] Официальный сайт Итальянской архиепископии Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_fabrik&view=...500, "2019-07-13 (1)" - под катом
[3] Sinait. gr. 627
[4] Ταμεῖον. Σ. 244. N 753, 754
[5] Leont. Makhair. Chronicle. § 32
[6] Kyrris. 1993. P. 216-218, 220