Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) |
Память 14 февраля [1].
Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени.
Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия, недалеко от Халкидона. Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой.
Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных.
Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келлию на горе.
С его именем связано возникновение женского монастыря Трихинареи (τῆς Τριχιναρέας, от τριχινός - власяница), ставшего предметом его особой заботы.
Духовным взором он видел на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника (459).
Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. На месте его подвигов был основан монастырь его имени, а сама Гора святого Авксентия стала один из крупных монашеских центров Вифинии.
Мощи преподобного находились в Константинополе, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. : «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» [2] и Антоний Новгородский, видевший мощи Авксентия в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» [3].
Житие прп. Авксентия составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником Авксентия. Позднее житие было переработано Михаилом Пселлом, который приписывает Авксентию собственные биографические черты [4].
Пространное житие святого было переведено на слав. язык к кон. XI в. В XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского переведено краткое житие. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь перевели на слав. язык в составе Стишного Пролога (видимо, перевод выполнили сербы на Афоне). В XVI в. пространное житие вошло в состав ВМЧ под 14 февр. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 478-481).
Труды
Для паломников, приходящих за наставлением, преподобный Авксентий слагал «тропари из двух или трех фраз (τροπάρια ἀπὸ δύο ῥητῶν ἢ τριῶν), весьма приятные и назидательные, с очень простой и безыскусной мелодией» [5]. На совершаемых преподобным παννυχίς (букв. - панихидах) от 3-го до 6-го часа молящиеся несколько раз повторяли 1, 2, 3-й и т. д. тропари, затем Авксентий пел песнь 3 вавилонских отроков, а народ отвечал припевом: «Пойте и превозносите Его во веки»; после говорилось поучение.
Тропари преподобного:
- «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава святому Духу, глаголавшему пророки»;
- «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»;
- «Содетелю всех рекл еси и быхом, повелел еси и создахомся, повеление положил еси и не мимоидет: Спасе, благодарим Тя»;
- «Господи сил, пострада и воскресе, явися и вознесеся, приидеши судити мир, ущедри и спаси нас»;
- «Душею сокрушенною припадаем Ти и молим Ти ся, Спасе мира, Ты бо еси Бог кающихся»;
- «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас»;
- «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; Слава Тебе, Господи, Боже святых» (пер. В. В. Василика).
Основой тропарей являются цитаты из библейских книг (прежде всего из Псалтири), они содержат реминисценции на символы веры (Никейский, Сирмийский, Никео-Цареградский) и ранние литургические гимны; по форме они ориентированы на семитскую поэзию: тропари состоят из 2 частей - эпиклисиса (призывания) и параклисиса (прошения), обладают определенной метрической урегулированностью, насыщены риторическими приемами (антитезы, гомеотелевты, репризы, параллелизмы и др.). Гимны прп. Авксентия - характерный образец христианской поэзии V в., находящейся на стыке эллинистической и семитской традиций. Тропари прп. Авксентия имеют гимнографические аналогии в папирусе Oxyrynchus 1927 (V-VI вв.) и в метризованных гомилиях прп. Ефрема Сирина.
Гимнография
В византийских месяцесловах память Авксентия Вифинского регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой церкви (X в.) и в константинопольском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему [6], совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа: «Τύπος γέγονας τῆς ἐγκρατείας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в.) [7] содержат память Авксентия и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон [8] предписывает петь службу с общим тропарем преподобному [9]. В древних списках Иерусалимского устава [10] Авксентию указана служба с Аллилуия. По современным русскому и греческому Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).
Канон преподобному Авксентию (четвертого гласа) написан прп. Феофаном Начертанным, без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. [11] известен др. канон (восьмого гласа) Германа («̀λδβλθυοτεΟτι ἐν ὄρει ἐπῆρας τὰς ὁσίας χεῖράς σου»), со 2-й песнью, без акростиха [12].
Служба, выписанная в печатной русской Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.
Иконография
Св. Авксентий изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) - с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) - в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. № 66).
Литература
- Жития святых. Февраль. С. 277-282;
- Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167;
- Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366;
- Pétridès S. Notes d'hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence // BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423;
- Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178;
- Každan A. Auxentios // ODB. 1991. Vol. 1. P. 236;
- Μιτσάκης Κ. Βυζαντινή ὑμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1971. Σ. 45, 78-84, 168, 331;
- PG. 114. Col. 1377-1436;
- ActaSS. Febr. Т. 2. Col. 769-782;
- BHG, N 199-203С;
- Joannou P.-P. Démonologie popoulaire-démonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43;
- Παπαηλιοπούλου-Θωτοπούλου Ε. Ταμεῖον ἀνεκδότων βυζαντινῶν ἀσματικῶν κανόνων. ̓Αθῆναι, 1996. Σ. 166, № 494.
- Kaster K. S. // LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399;
- Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn // SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15;
- Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. № 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13;
- Миjовић. Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. № 123;
- Ерминия ДФ. С. 173.
Использованные материалы
- В. В. Василик, А. Ю. Никифорова "Авксентий Вифинский"
- Житие на сайте "Православный календарь"
- А. М. Крюков. "Авксентия святого гора", Православная энциклопедия, т. 1, с. 147
[1] Православная энциклопедия также указывает дни памяти 28 января, 12, 15 февраля, 15 апреля.
[2] Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. / Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464
[3] Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94
[4] Každan A. // Byz. 1983. Vol. 53. P. 546-556
[5] PG. 114. Col. 1416A
[6] Mateos. Typicon. T. 1. P. 232
[7] ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. № 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 99-110об.
[8] Arranz. Typicon. P. 122
[9] Минея Общая. Л. 69об.
[10] напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40
[11] Sin. Gr. 602. Fol. 66v - 68
[12] Ταμεῖον. № 494. P. 166