Прп. Иоанн Хозевит |
Память 3 октября, 28 октября
Сведения о подвижнике содержатся в "Церковной истории" Евагрия Схоластика, в "Луге духовном" Иоанна Мосха, в Житии прп. Cаввы Освященного Кирилла Скифопольского, в Житии прп. Георгия Хозевита.
Согласно анонимному Житию Иоанна Хозевита, он родился в г. Фивы (ныне Луксор, Египет) в семье богатых и знатных родителей. В юном возрасте был пострижен в монахи своим дедом, вместе с которым подвизался в Фиваидской пустыне. С юности жил в монофизитской среде и разделял антихалкидонитские убеждения. Однако во время паломничества в Иерусалим, когда Иоанн Хозевит решил поклониться Св. Животворящему Кресту, некая сила воспрепятствовала ему в этом, а во сне он услышал голос, возвестивший, что те, кто не являются чадами православной Церкви, недостойны поклоняться Честному Кресту. По возвращении из Святой земли он поселился в тесной пещере, где провел долгое время, питаясь кореньями и травами. Был известен среди местных подвижников, которые направляли к нему бесноватых, и Иоанн Хозевит изгонял из страждущих нечистых духов.
Слава о нем распространилась настолько, что его принудили стать епископом Кесарии Палестинской.
На основании хронологии Жития прп. Саввы Освященного, написанного Кириллом Скифопольским [1], где Иоанн Хозевит неоднократно фигурирует в качестве известного подвижника, можно сделать вывод, что он участвовал в Иерусалимском Соборе 518 года, являясь к тому времени епископом. Ввиду церковно-политической ситуации, сложившейся на тот момент, Иоанн Хозевит был, вероятно, противником евтихиан. С. Вайе, исследователь Жития Иоанна Хозевита, даже предполагает, что он мог быть автором некоего полемического сочинения против Севира, патриарха Антиохийского, главы евтихиан, однако это предположение не подкреплено доказательствами.
Спустя некоторое время Иоанн Хозевит оставил епископскую кафедру и удалился в пустыню, где пребывал до конца жизни. Это случилось ранее 536 года, т. к. на актах Иерусалимского Собора этого года стоит подпись Илии, еп. Кесарии Палестинской [2].
С. Вайе уделяет особое внимание причинам, по которым Иоанн Хозевит оставил епископскую кафедру. Дело в том, что еп. Кесарийский Илия упомянут в письме будущего императора Юстиниана I папе Римскому Гормизду, написанном в 520 году связи с преодолением последствий акакианской схизмы, во время которой многие иерархи были изгнаны со своих кафедр. В письме отмечается, что восстановление на кафедре Илии хотя формально и справедливо, но на практике довольно затруднительно, поскольку его преемник (Иоанн Хозевит?) хорошо зарекомендовал себя [3]. Вайе предполагает, что Иоанн Хозевит добровольно покинул кафедру, уступив ее предыдущему епископу, дабы не вызывать церковных нестроений.
Прп. Иоанн и Георгий Хозевиты |
Однажды изгнанный из отрока бес задумал отомстить святому. Бес принял человеческое обличье и припал к ногам Иоанна Хозевита, проходящего краем ущелья, якобы испрашивая благословение. Когда Иоанн Хозевит собрался благословить его, тот за ноги скинул подвижника в пропасть, но преподобный остался невредимым. Бес наслал на Иоанна Хозевита разбойника, который, избив святого, сжег его келью. Некая женщина, подстрекаемая бесом, встретив Иоанна Хозевита, умоляла его освятить ее жилище. Но как только святой внял ее просьбе, она заперла двери и попыталась соблазнить подвижника. Тот, не поддавшись искушению, покинул ее дом.
Чтобы избежать возможных искушений, Иоанн Хозевит решил постоянно оставаться на одном месте, для чего связал себя веревкой по рукам и ногам. Однажды он услышал о некоем подвижнике Маркиане и очень захотел повидать его, но не мог нарушить свой обет. Тогда Маркиан был перенесен к Иоанну Хозевиту ангелом, а после того как старцы побеседовали, таким же чудесным образом возвращен обратно. Преподобный Иоанн совершил множество других чудес, об одном из которых рассказывается в "Церковной истории" Евагрия Схоластика: Иоанн Хозевит исцелил жену патриция Аркесилая [4].
Иоанн Хозевит упомянут в "Луге духовном" Иоанна Мосха, где рассказывается, что некий брат из обители Хозива, посланный за хлебами для литургии, на обратном пути в обитель прочел над ними евхаристическую молитву, которую хорошо знал. Когда пресв. Иоанн Хозевит совершал литургию, он не заметил схождения Св. Духа на Дары, как всегда замечал это раньше, и опечалился, думая, что чем-то прогневал Бога. Во время усердной покаянной молитвы ему явился ангел и объяснил, что Дары уже были освящены другим братом [5].
Скончался Иоанн Хозевит в глубокой старости. В Житии прп. Саввы, которое Кирилл Скифопольский писал в 557 году, об Иоанне Хозевите говорится: "...во святых...", что, возможно, означает, что прп. Иоанн к этому времени скончался.
В церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Иерусалиме есть придел Георгия и Иоанна Хозевитов.
Литература
- BHG, N 2186;
- SynCP. Col. 103-104, 172;
- ActaSS. Oct. T. 12. P. 587-593;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 275-279;
- Жития Святых. Окт. С. 45-47.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 357, 411-412;
- Κοικυλίδης Κ. Μ. Τὰ κατὰ τὴν Λαύραν κα τὸν χείμαρρον τοῦ Χουζιβᾶ̇ οἱ βίοι τῶν ἁγίων Γεωργίου κα ᾿Ιωάννου τῶν Χουζιβιτῶν κα τὰ θαύματα τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου τῆς Χουζιβιωτίσσης. ῾Ιεροσόλυμα, 1901. Σ. 1-46;
- Vaillhé S. Jean le Chozebite et Jean de Césarée // EO. 1903. Vol. 6. P. 107-113;
- Sauget J.-M. Giovanni Chozibita // BiblSS. Vol. 6. P. 661-663;
- Auber R. Jean le Chozebite // DHGE. T. 26. Col. 1407-1408;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 228-229;
- Meimaris G. The Hermitage of St. John the Chozebite, Deir Wadi el-Qilt // Συλλογή Ινστ. Ελληνικής και Ρωμα κής Αρχαιότητος. 2008. Δεκ.
- Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. 5. СПб., 1899. С. 106-107:
Использованные материалы
- О. Н. А. Иоанн Хозевит // Православная энциклопедия, т. 24, с. 651-652 :
[1] BHG, N 1608
[2] Fedalto. Hierarchia. T. 2. Col. 1014
[3] Coll. Avel. N 106 // CSEL. T. 35. P. 655-656
[4] Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 7
[5] Ioan. Mosch. Prat. spirit. 25