ИАКОВ (ВЕЧЕРКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 1840-е годы (ЦАК МДА)
Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 1840-е годы (ЦАК МДА)
Иаков (Вечерков) (1792 - 1850), архиепископ Нижегородский и Арзамасский

В миру Вечерков Иосиф Иванович, родился 4 апреля 1792 года в слободе Серебрянка Новооскольского уезда Курской губернии, в семье диакона, служившего во Владимирской церкви слободы Серебрянки.

В 1804 году Иосиф Вечерков поступил в Белгородскую духовную семинарию, которую окончил в 1814 году, преподавал в семинарии математику, немецкий язык, литературу и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии.

В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил ее в 1819 году со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена».

22 августа 1819 года был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, 23 августа рукоположен во диакона, 24 августа - во иерея.

Служил инспектором и преподавателем древнееврейского языка в Орловской духовной семинарии, с 10 сентября 1819 года - ректором Севского духовного училища, с 1822 года - ректором Орловской духовной семинарии, с 20 августа 1823 года - ректором Екатеринославской духовной семинарии.

С октября 1827 года - настоятель Бизюкова Пропасного Григорьевского монастыря, с 1 ноября 1827 года - в сане архимандрита.

19 марта 1832 года был избран, а 27 марта - хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. Хиротонию в столичном Казанском соборе совершили Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский), Московский митр. Филарет (Дроздов) и др. архиереи.

Епископ Саратовский

Благодаря деятельности еп. Иакова активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев. В декабре 1832 года исполняющий дела обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить "особую миссию из монашествующего или белого духовенства", а для подготовки "на будущее время миссионеров" открыть в Астраханской и Саратовской духовных семинариях особые классы с изучением калмыцкого языка. В 1833 году наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и еп. Иаков. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил "до более благоприятных обстоятельств" и предписал ограничиться частными случаями крещения.

Всего за годы управления еп. Иаковом Саратовской епархией к Православию присоединились ок. 20 тыс. старообрядцев, крестились до 2 тыс. калмыков и евреев. Так, например, в 1832-1845 годы крестились 1114 калмыков; в 1845 году в Вольске - 915 евреев. В случае необходимости еп. Иаков помогал новообращеным деньгами. Святитель лично посещал иргизские старообрядческие монастыри, встречался с начетчиками, влиятельными купцами-старообрядцами. Деятельность архиерея ускорила многолетний процесс обращения в единоверие насельников иргизских старообрядческих монастырей. В 1837 году к единоверию были приведены насельники Средне-Никольского, в 1841 году - Верхне-Спасо-Преображенского монастырей. Женские Покровский и Успенский монастыри были упразднены.

Еп. Иаков заботился о духовном просвещении. По воспоминаниям современников, к воспитанникам Саратовской духовной семинарии относился "по-отечески". Зная, что владыка особо ценит познания в области классических языков, семинаристы свои прошения епископу писали на латыни. Почти все приобретаемые книги передавал в семинарскую библиотеку, а пеpед переводом в другую епархию подарил Саратовской духовной семинарии свое книжное собрание. Открыл несколько учебных заведений: училище для обучения калмыцких детей русской грамоте, Закону Божию и родному языку (1838), духовные училища в Николаеве (1845), Вольске и Балашове (1847). По его инициативе в Саратове при Крестовоздвиженском монастыре была открыта первая в городе школа для девочек всех сословий. Попечение о школе епископ возложил на настоятельницу игум. Еванфию и послушницу Анну Рылееву. В 1836 году, при обозрении епархии, обнаружил, что во многих селениях Вольского уезда дети не знают "самонужнейших молитв", и побудил "сельских священников... предпринять меры к наученью детей молитве «Отче наш»" [1].

При деятельном участии еп. Иакова было возведено около 100 храмов. Так, при Саратовской губ. тюрьме он устроил и 10 января 1833 года освятил каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (речь епископа на освящении была записана и опубликована в С.-Петербурге в 1839), а в 1837 году был построен просторный архиерейский дом с крестовой церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы (с 1992 в нем размещаются епархиальные учреждения).

Занимался археологией и этнографией, собирал статистические материалы о распространении раскола в России, старопечатные и рукописные книги, монеты, окаменелости, различные древности. Инициировал историко-статистические и археологические исследования края, от подведомственного духовенства требовал предоставления сведений о своих приходах. Часть материалов передавал в библиотеку семинарии, наиболее интересные сведения печатал в "Саратовских губернских ведомостях". По архиерейскому благословению появлялись и отдельные исследования. Так, прот. Г. И. Чернышевский составил «Церковно-историческое и статистическое описание Саратовской епархии», «Историческую записку об обращении иргизских монастырей». Впоследствии материалы, собранные еп. Иаковом, использовались историками, писавшими о старообрядческом движении в Поволжье. И. М. Добротворский использовал рукописи из собрания еп. Иакова для написания наиболее полной и подробной истории иргизских старообрядческих монастырей. Рукописи архиерея легли в основу фундаментального исследования Н. С. Соколова «Раскол в Саратовском крае» (Саратов, 1888. Т. 1). Объезжая епархию, владыка также собрал подробнейшие сведения о хлыстах, молоканах и др. сектах, которые изложил в нескольких публикациях [2].

По благословению еп. Иакова в Саратовской епархии происходили археологические раскопки. Прот. И. Шиловский был специально командирован для раскопок древнего Сарая у с. Селитренного. В результате им было написано подробное исследование. Той же темой занимался преподаватель Саратовской ДС Г. С. Саблуков. В 1842 г. в «Ученых записках Казанского университета», сославшись на «сообщение» еп. Иакова, он напечатал (без указания авторства) статьи «Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской Орды» (УЗ Каз. ун-та. 1842. Кн. 2. С. 55-76) и «Состояние Православной Российской Церкви в царстве Кипчакской или Золотой Орды» (Там же. С. 38-54). По благословению архиерея приходские клирики передавали в Саратовскую духовную семинарию обнаруженные ими древние монеты, окаменелости, обломки древних идолов и др. Однажды уездный благочинный прислал архиерею идола, изготовленного из окаменевшего коровьего навоза [3]. В итоге при семинарии сложился небольшой музей древностей. В декабре 1847 года еп. Иаков прислал митр. Филарету (Дроздову) для Гефсиманского скита в честь Черниговской иконы Божией Матери вклад - вероятно крест из «жемчужной раковины» [4].

На Нижегородской кафедре

13 января 1847 года епископ Иаков был перемещен на Нижегородскую кафедру с управлением (с 24 мая 1847) нижегородским Печерским монастырем.

Отремонтировал храмы и др. постройки обители, восстановил корпус с домовой церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы. Заботился о сохранении церковных древностей. В Печерском монастыре обнаружил ок. 1 тыс. рукописных свитков с грамотами царей и патриархов и передал в Санкт-Петербург в Археографическую комиссию. По его поручению проф. семинарии иером. Макарий (Миролюбов) составил подробное описание Нижегородской епархии. 30 октября 1847 года Русское Географическое общество избрало еп. Иакова членом-сотрудником, 12 апреля 1850 года удостоило звания почетного члена.

В память событий 1612 года по инициативе еп. Иакова в усыпальнице Преображенского собора, при гробнице почитаемых архипастырей и К. Минина, был открыт особый, нижний храм. Здесь в 1849 году было устроено три придела: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя вмч. Димитрия Солунского (небесного покровителя кн. Д. М. Пожарского) и во имя бессребреников Космы и Дамиана (первый из них - покровитель К. Минина). Освятить приделы довелось преемнику еп. Иакова - еп. Иеремии (Соловьёву).

Как и в Саратове, особое внимание уделялось духовному образованию. При еп. Иакове библиотека Нижегородской духовной семинарии обогатилась сотнями книг из личного собрания архиерея. Открывал духовные училища в уездных городах и селах, где было особенно много раскольников. Так, 1 сентября 1849 года начались занятия в духовно-приходском училище с. Лыскова, в 1850 году такое же училище открылось в г. Починки. В Нижнем Новгороде учредил особую противораскольническую комиссию, в которой сам вел собеседования с ревнителями старой веры. Митр. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: "...добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил".

3 апреля 1849 года был возведен в сан архиепископа.

25 ноября 1849 года вызван в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. В Санкт-Петербурге во время Великого поста тяжело заболел "горловой чахоткой" (врачи безуспешно убеждали архиерея оставить суровый пост). Архиеп. Никанор (Бровкович), встретивший его в столице, писал:

"Это был самый благолепный лик подвижника-иерарха, какой я видел на своем веку: рост более среднего, корпус отощалый, рука из одних костей, белая до прозрачности, одеяние все черное, борода полубелая, большая - клином, глаза не потухшие, щеки впалые колера бледноистощенного, голос немощный, хорошего трогающего звука. Одним словом, облик иконный" [5].

Незадолго до смерти архиеп. Иаков успел принять участие в хиротонии архим. Антония (Шокотова) на учрежденное в целях борьбы с расколом Вольское викариатство Саратовской епархии.

Скончался 20 мая 1850 года в Санкт-Петербурге. Перед самой кончиной святитель причастился св. Таин, соборовался елеем, со слезами просил у всех прощения, скончался со словами "Господи, помилуй".

Похоронен в Александро-Невской лавре, под солеей Феодоровской церкви. Отпевание совершил Санкт-Петербургский и Новгородский митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении четырех архиереев и шести архимандритов. Надгробные слова произнесли архим. Макарий (Невский) и еп. Могилёвский и Мстиславский Анатолий (Мартыновский). В советское время Феодоровская церковь была занята ЦНИИ «Прометей», мастерскими, к 2009 году в храме на солее (по левую сторону) найдено место захоронения архиеп. Иакова, отмеченное каменной плитой.

"Истинно монашеской" называли современники жизнь епископа-подвижника Иакова.

Преосвящ. Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.

Воспитанник Саратовской духовной семинарии, студент Санкт-Петербургской духовной семинарии, живописец Л. С. Игорев выполнил портрет архиепископа. Оригинал (или копия) портрета хранился в Саратовском архиерейском доме, с него делалось множество литографий. К 2009 году в Саратовском гос. художественном музее им. А. Н. Радищева находился портрет архиеп. Иакова (1-я пол. XIX в.; неизв. художник). Имя архиеп. Иакова (Вечеркова) носит Церковно-историческое общество Саратовской епархии.

На литографии середины - третьей четверти XIX в. (К. Эргот, ЦАК МДА) архиерей представлен по пояс, вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с панагией и орденской звездой, руки лежат на посохе (на правой - четки).

Сочинения

  • Слово перед выбором судей. СПб., 1839;
  • Слово по освящении храма в Саратовском тюремном замке. СПб., 1839;
  • Леопольдов А. Ф. [псевд.]. Стат. описание Саратовской епархии. СПб., 1839;
  • Слова на высокоторжественные дни. СПб., 1841;
  • Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской Орды. Каз., 1842;
  • Надгробные слова. М., 1842;
  • Слова к саратовской пастве. М., 1842, 1843. Саратов, 1844;
  • Состояние правосл. Церкви в царстве Кипчакской или Золотой Орды. Каз., 1842;
  • Записка о нижегородском Благовещенском 3-кл. мон-ре // Нижегородские ГВ. 1847. № 15. С. 55-56;
  • Слова и речи. СПб., 18472. 2 ч. М., 18493. 3 ч. 18534. 4 ч.;
  • То же, изм. загл.: По струнам сердца: Слова и речи. СПб., 1904. Кн. 1-5;
  • Письмо к обер-прокурору Св. Синода гр. Протасову / Публ.: А. Титов // РА. 1910. Кн. 2. Вып. 8. С. 605-606;
  • Путевые заметки / Сообщ.: Н. Н. Мурзакевич // Летопись Екатеринославской УАК. 1910. Вып. 6. С. 38-88.

Литература

  • Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1885. Т. 3. С. 239; 1888. Т. 5. Ч. 2. С. 195, 639-640.
  • Анатолий (Мартыновский), еп. Слово при погребении // ХЧ. 1850. № 2. С. 11-16;
  • Надеждин Н. И. Изв. о жизни и трудах преосв. Иакова // Геогр. изв. СПб., 1850. Вып. 4. С. 664-667
  • Некролог // Москвитянин. 1850. Ч. 3. № 12. Июнь. Кн. 2. Отд. 5. С. 77-78;
  • Лебедев П. И., прот. Восп. о преосв. Иакове, архиеп. Нижегородском и Арзамасском. Н. Новг., 1853;
  • Макарий (Миролюбов), архим. Преосв. Иаков, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. М., 1853;
  • он же. Жизнь преосв. Иакова, архиеп. Нижегородского и Арзамасского. СПб., 1856;
  • он же. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 246-247;
  • О кончине еп. Иакова // ЧОИДР. 1876. Кн. 1. С. 240-242;
  • Барсуков И. П. Из бумаг митр. Иннокентия по раскольническому вопросу // РА. 1889. Кн. 2. Вып. 5. С. 146-153;
  • Два письма архим. В. Щепетева к архим. Пузыне / Сообщ.: Л. С. Мацеевич // Там же. 1898. Кн. 1. Вып. 2. С. 298-306;
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические мат-лы. Од., 1900. Т. 1. С. 23-27;
  • он же. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 1. С. 23-27, 213;
  • Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 176-178;
  • Лебедев А. А. Рукописные собр. в Саратове // Тp. Саpатовской УАК. 1909. Вып. 25. Отд. 1. С. 319-336;
  • он же. Архиеп. Иаков (Вечерков) // РА. 1916. Кн. 1. Вып. 1/3. С. 179-208; Вып. 4. С. 452-468;
  • Титов А. А. Высокопреосв. Иаков, архиеп. Нижегородский и Арзамасский // ДЧ. 1910. Ч. 2. № 6. С. 262-267; № 7. С. 341-351; № 8. С. 452-462; Ч. 3. № 9. С. 34-47; РБС. Т. 8. С. 158-159;
  • Шомпулев В. А. Характеристика архиереев Саратовской епархии за 65 лет: (Из зап. старого помещика) // РС. 1912. Т. 151. Авг. С. 250-257;
  • Поселянин Е. Русские праведники последних времен. Пг., 1917. Кн. 6. С. 364-379;
  • Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 132-136.

Использованные материалы



[1]  Описание архива бывш. Вольского духовного правления // Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 2. С. 194

[2]  см., напр.: Увещание к молоканам. М., 1843; Исторические сведения о молоканской секте // ПС. 1858. Ч. 3. Сент. С. 42-80; Нояб. С. 291-327

[3]  Лебедев А. А. Из дела о курганах, существующих в уездах Царицынском, Камышинском и Вольском Саратовской губ. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Каз. имп. ун-те. 1905. Т. 21. Вып. 3. С. 291-295

[4]  см.: Филарет (Дроздов), свт. Письма прп. Антонию (Медведеву). Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 378

[5]  Никанор (Бровкович). 1900. С. 26

Редакция текста от: 20.01.2019 16:42:44

"ИАКОВ (ВЕЧЕРКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google