Серпуховский Владычный Введенский монастырь |
- Адрес: Россия, 142210, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
- Тел: + 7 (4967) 72-46-25
- Официальный сайт: http://www.inokini.ru
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: "Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память". Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря "в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим". Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы - Её Введение во храм, - в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.
Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже "составлена была каменная церковь", впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.
Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.
В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского - святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.
В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.
Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы - под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.
В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма "Владычная слобода", после чего монастырский корпус вернули Церкви.
Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в. |
Статистика
- ок. кон. XIX в. - 300 насельниц [3]
- нач. XX в. - игумения, 50 монахинь, 326 послушниц [4]
- 1919, перед закрытием - ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц [3]
- 2010 - 16 насельниц [3]
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г. |
Архитектура, храмы
Введенский собор
Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).
Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа - придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г. |
Георгиевский храм в трапезном корпусе
Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году - северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.
Алексеевский храм
Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.
Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г. |
Надвратный храм Феодота Анкирского
Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.
Святые врата
Святые врата - главный вход в монастырь - почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане - 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.
Настоятели и настоятельницы
- Прп. Варлаам (1360 - ок. 1375) ...
- Феодосий (1551)
- Дионисий (1551 - 1559) ...
- Варсонофий (1572 - 1580) ...
- Сергий (1584 - 1593) ...
- Вассиан (Ладыженский) (1598 - 1599) ...
- Пимен (упом. 1607)
- Савватий
- Иосиф (упом. 1614) ...
- Кирилл (1618 - 1625) ...
- Фома (1628 - 1629)
- Феодосий (1629 - 1633)
- Иона (1634 - 1647)
- Стефан (1649- 1650) ...
- Макарий (1653 - 1656)
- Герасим (1656 - 1661)
- Игнатий (1661 - 1683)
- Давид (1683 - 1686)
- Александр (1686 - 1691)
- Рувим (1691 - 1697)
- Симеон (1697 - 1720)
- Павел (1721 - 1724)
- Лаврентий (1727 - 1729)
- Иоанн (1729 - 1740)
- Амвросий (1740 - 1743)
- Феофан (Чарнуцкий) (1743- 1744)
- Феофил (1744 - 1749)
- Варсанофий (1749 - 1750)
- Иосиф (Золотой) (20 ноября 1750 - 30 июля 1755)
- Симеон (1755 - 1765)
- Герасим (1765 - 1769)
- Андрей (1770 - 1771)
- Иезекииль (1771 - 1775)
- Николай (1775 - 1779)
- Антоний (1779 - 1780)
- Иосиф (1780 - 1784)
- Иоасаф (1785 - 1786)
- Александр (1786 - 1789)
- Иона (1789- 1790)
- Феодор (1791 - 1805)
- Иона (1805 - 1806)
- Дионисия (1806 - 1815)
- Рахиль (1815 - 1817)
- Маргарита (1817 - 1827)
- Надежда (1827 - 1829)
- Палладия (Шуйская) (1829 - 1830)
- Назарета (Юматова) (1830 - 1848)
- Илария (1848 - 1854)
- Анастасия (1854 - 1855)
- Флора (1856 - 1861)
- Митрофания (Розен) (1861 - 1874) ...
- Мария (упом. 1878) ...
- Валентина (Лентошникова) (1908 - 1919)
- Алексия (Петрова) (с 5 мая 1995)
Святыни
- Мощи прп. Варлаама Серпуховского - покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
- Чудотворный список иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" - чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
- Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
- Чудотворная икона мч. Иоанна Воина
Мироточение
14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре [5]. 28 апреля 2000 года - икона Божией Матери "Всецарица", а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона [6].
Литература
- Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. - Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. - 376 с.
Использованные материалы
- "К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове", Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
- "Храмы", раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
- http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/ (см. ссылки слева; материал использован частично)
- Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
- http://www.inokini.ru/letopis/ (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
- Страницы фотосправочника Русские Церкви:
- http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186 - "Введенский Владычный женский монастырь"
- http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9564 - "Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь."
- Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:
[1] Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма "Владычный".
[2] Определения Священного Синода в 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm
[3] "К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове", Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12, http://www.mepar.ru/library/vedomosti/52/855/
[4] "Введенский Владычный женский монастырь", фотосправочник Русские Церкви, http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186
[5] "Мироточивый Крест-Голгофа", официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря, http://inokini.ru/svjatyni/ikona/krest.php
[6] "Чудотворные иконы", официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря, http://inokini.ru/svjatyni/ikona/