Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕБЕДЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Василий Петрович Лебедев (упом. в 1930-х), священник

Окончил Владимирскую духовную семинарию.

Служил священником в селе Ворогове Владимирской губернии. Вероятно был родственником священномученика Феодора Лебедева, родившегося в том же селе.

В обновленчестве с Антонином (Грановским)

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол, вскоре примкнул к созданному Антонином (Грановским) "Союзу церковного возрождения," возглавив его владимирское отделение. Впрочем во Владимирской епархии к этому "Союзу" примкнуло всего несколько сельских приходов; СЦВ нигде не получил поддержку церковного народа в силу радикализма продвигаемых ими церковных реформ.

19 октября 1923 года был пострижен Антонином (Грановским) в рясофор. Супруга отца Василия, будучи тяжело больной, не возражала против прекращения брака. 22 октября того же года в Московском Заиконоспасском монастыре был единолично хиротонисан во епископа Вороговского Антонием (Грановским), который к тому времени уже был был запрещён в священнослужении обновленческим Синодом.

23 февраля 1924 года постановлением обновленческого Синода был запрещён в священнослужении, что было подтверждено указом того же Синода от 23 декабря того года на имя Владимирского епархиального управления за №4351 [1].

На Соборе группы СЦВ 1925 года, происходившем в стенах Заиконоспасского монастыря, сделал себе следующую авторекомендацию:

"...Я - первый деревенский епископ, посланный епископом Антонином в глухую деревню, куда не вступала нога епископа. Это мы там основали епископскую кафедру. На нас указывают пальцами: в деревню послали епископа! Но кроме хорошего... говорить об этом ничего не приходится."

Служил модернизированную литургию на русском языке по чину Антонина (Грановского).

Переговоры о воссоединении с Церковью

В конце 1926 году по просьбе Антонина был послан в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому) для ведения переговоров о присоединении к Православной Церкви, но арест митрополита Сергия не позволил состояться этим переговорам. В январе 1927 года епископ Антонин скончался вне общения с Православной Церковью.

3 сентября 1927 года подал на имя митрополита Сергия следующее заявление:

"Я давно болею сердцем по объединению с общим массивом Православной Церкви, но теперь не стало больше сил переносить это тягостное отчуждение от Церкви. Усопший Владыка умер фактически в мире в Вами и болел душой, что не мог закрепить сие формальным актом, и на мою долю выпало дело закончить и закрепить сие воссоединение. Вот я и обращаюсь к Вам со смиренной и покорной просьбой ввести меня в единство с Православной Церковью и дать мне возможность "честно и здраво, и право править слово Божией Истины"... Не опасайтесь принять меня: клянусь Вам архиерейской совестью, что я не являюсь тростью, ветром колебаемой, и буду находиться у Вас в полнейшем послушании, и буду самым надежным проводником Ваших мудрых волеизъявлений..."

О тех интригах, которые плели вокруг него обновленцы и григорианцы свидетельствует его письмо митрополиту Сергию:

"Квазисвященный синод Троицкого подворья озорничает и не даёт нужной справки. Цель понятна - удержать меня от единения с вами. Ещё в то время, когда не был погребён епископ Антонин, они задумали меня завербовать, но не удалось, а тут я ухожу к Вам. Ведь это же для них большой конфуз. А что я ухожу к Вам - они прекрасно знают. Я уверен, Е. А. Тучков их информировал... А тут ещё епископ Борис [Рукин, григорианец] спит и видит, как бы завладеть мною, и пустил в ход всякого рода интриги через ГПУ! Ведь вот положение создалось, впору "караул" кричать. Уберегите меня от алчных раздоров и пошлите меня в глухую провинцию... Покройте все формальные изыскания всеоблемлеющей любовью христианской..."

Просил принять его в сане епископа, т. к. считал свою хиротонию, совершённую епископом старого поставления действенной. Митрополит Сергий предложил ему принять его в сущем сане с запрещением в священнослужении впредь до решения вопроса будущим Собором.

В заключении

Вопрос о воссоединении не был решён из-за ареста, произошедшего после 11 ноября 1928 года по сфабрикованному обвинению. Осужден и сослан на Соловки.

Когда он был в лагере его духовные дети обратились к митрополиту Сергию с просьбой о принятии епископа Василия, в котором говорили, что:

"епископ Василий - человек глубоко религиозный, неоднократно терпевший гонения за свои убеждения (настоящее заключение является 6-м по счёту заключением во время его пастырской деятельности), который он безбоязненно выказывал на диспутах с антирелигиозниками, причем нам известны факты обращения - под влиянием его бесед, людей абсолютно неверующих."

Последнее известное его письмо было отправлено 16 апреля 1929 года из Вишерского лагеря Пермской области:

"Заявление. Находясь ещё на свободе, я возбуждал вопрос о моем объединении со Святой Православной Русской Церковью, но я так и остался невоссоединённым. Ко времени предполагавшегося нами в ноябре 1928 года съезда я был лишён свободы. Здесь, в изгнании, я исполнял священные обязанности (и добровольно) брата милосердия, видимо, заразился и слёг в постель. Смерть не страшна при твёрдой вере в бессмертие н кошмарно - умирать вне единения с Православной Церковью... Я - преступник, раздирающий хитон Христа, но горячо любящий Веру Православную - простите и отпустите меня с миром, если Богу будет угодно переселить меня в обители вечные. На ссылку и на свою тяжелую болезнь я смотрю, как на горнило, очищающее мою святительскую совесть. Поспешите на помощь, дайте спокойно умереть... От прежних заблуждений я категорически отказываюсь и их категорически порицаю. Лгать епископ, смотрящий в глаза возможной смерти, я полагаю, не может."

К письму было приложено: "В цензуру. Убедительно прошу пропустить по адресу это заявление и тем самым выполнить быть может, последнюю просьбу. Я нахожусь здесь исключительно за свои убеждения. К Соввласти с самого начала её бытия я добросовестно относился. Но это не значит, что я должен разделять и материалистическую идеологию, да и среди преподанных свобод есть и священная свобода индивидуальных убеждений. Я не враг власти и приветствую её мероприятия, направленные к улучшению народа, и только борьба с индивидуальными убеждениями меня смущает... Лебедев."

На письме подпись красным карандашом рукой митрополита Сергия: "Синод." Надпись зеленым карандашом (той же рукой): "Принять, обсудить потом." По сведениям Михаила Губонина был принят в общение в сане пресвитера.

В тридцатые годы его видели в Вологде, в пересыльной тюрьме (он спал под нарами), где он встретился с епископом Афанасием (Сахаровым), своим семинарским учителем [2]. Далее следы его теряются. Видимо он погиб в лагерях, так и не увидев свободы.

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 919, 965.
  • Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки истории русской церковной смуты. Предисл., примеч. И. В. Соловьева: в 3 т. [2-е изд.], М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996 (Материалы по истории Церкви: кн. 10), 543-554, 558, 571, 575, 579, 584, 588-589, 593-599.

Использованные материалы



[1]  http://www.fedy-diary.ru/html/112010/01112010-02d.html

[2]  http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12442

Редакция текста от: 24.06.2013 00:38:45

"ЛЕБЕДЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google