Василий Петрович Лебедев (упом. в 1930-х), священник
Окончил Владимирскую духовную семинарию.
Служил священником в селе Ворогове Владимирской губернии. Вероятно был родственником священномученика Феодора Лебедева, родившегося в том же селе.
В обновленчестве с Антонином (Грановским)
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол, вскоре примкнул к созданному Антонином (Грановским) "Союзу церковного возрождения," возглавив его владимирское отделение. Впрочем во Владимирской епархии к этому "Союзу" примкнуло всего несколько сельских приходов; СЦВ нигде не получил поддержку церковного народа в силу радикализма продвигаемых ими церковных реформ.
19 октября 1923 года был пострижен Антонином (Грановским) в рясофор. Супруга отца Василия, будучи тяжело больной, не возражала против прекращения брака. 22 октября того же года в Московском Заиконоспасском монастыре был единолично хиротонисан во епископа Вороговского Антонием (Грановским), который к тому времени уже был был запрещён в священнослужении обновленческим Синодом.
23 февраля 1924 года постановлением обновленческого Синода был запрещён в священнослужении, что было подтверждено указом того же Синода от 23 декабря того года на имя Владимирского епархиального управления за №4351 [1].
На Соборе группы СЦВ 1925 года, происходившем в стенах Заиконоспасского монастыря, сделал себе следующую авторекомендацию:
Служил модернизированную литургию на русском языке по чину Антонина (Грановского).
Переговоры о воссоединении с Церковью
В конце 1926 году по просьбе Антонина был послан в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому) для ведения переговоров о присоединении к Православной Церкви, но арест митрополита Сергия не позволил состояться этим переговорам. В январе 1927 года епископ Антонин скончался вне общения с Православной Церковью.
3 сентября 1927 года подал на имя митрополита Сергия следующее заявление:
О тех интригах, которые плели вокруг него обновленцы и григорианцы свидетельствует его письмо митрополиту Сергию:
Просил принять его в сане епископа, т. к. считал свою хиротонию, совершённую епископом старого поставления действенной. Митрополит Сергий предложил ему принять его в сущем сане с запрещением в священнослужении впредь до решения вопроса будущим Собором.
В заключении
Вопрос о воссоединении не был решён из-за ареста, произошедшего после 11 ноября 1928 года по сфабрикованному обвинению. Осужден и сослан на Соловки.
Когда он был в лагере его духовные дети обратились к митрополиту Сергию с просьбой о принятии епископа Василия, в котором говорили, что:
Последнее известное его письмо было отправлено 16 апреля 1929 года из Вишерского лагеря Пермской области:
К письму было приложено: "В цензуру. Убедительно прошу пропустить по адресу это заявление и тем самым выполнить быть может, последнюю просьбу. Я нахожусь здесь исключительно за свои убеждения. К Соввласти с самого начала её бытия я добросовестно относился. Но это не значит, что я должен разделять и материалистическую идеологию, да и среди преподанных свобод есть и священная свобода индивидуальных убеждений. Я не враг власти и приветствую её мероприятия, направленные к улучшению народа, и только борьба с индивидуальными убеждениями меня смущает... Лебедев."
На письме подпись красным карандашом рукой митрополита Сергия: "Синод." Надпись зеленым карандашом (той же рукой): "Принять, обсудить потом." По сведениям Михаила Губонина был принят в общение в сане пресвитера.
В тридцатые годы его видели в Вологде, в пересыльной тюрьме (он спал под нарами), где он встретился с епископом Афанасием (Сахаровым), своим семинарским учителем [2]. Далее следы его теряются. Видимо он погиб в лагерях, так и не увидев свободы.
Литература
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 919, 965.
- Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки истории русской церковной смуты. Предисл., примеч. И. В. Соловьева: в 3 т. [2-е изд.], М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996 (Материалы по истории Церкви: кн. 10), 543-554, 558, 571, 575, 579, 584, 588-589, 593-599.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
- Страница сайта Русское Православие:
[1] http://www.fedy-diary.ru/html/112010/01112010-02d.html
[2] http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12442