Николай Михайлович Троицкий (1879 - 1937), протоиерей
Родился 24 июля 1879 года [1] в семье священника села Усовского Ишимского уезда Тобольской губернии. Отец его, протоиерей Михаил Троицкий в течение многих лет прослуживший в сельском храме смог заслужить особую любовь прихожан. Постепенно и у Николая укрепилось желание последовать примеру своего отца и стать священником.
После окончания обучения в Ишимском духовном училище, в августе 1894 года поступил в Тобольскую духовную семинарию. Закончив в июне 1900 года свое обучение в Тобольской семинарии по первому разряду, поступил в Казанскую духовную академию.
Во время обучения в академии принимает активное участие в работе Казанского общества трезвости, проводил беседы и чтения в ночлежной Общества трезвости и чайной по заданию главы Общества Соловьева.
После окончания духовной академии, 29 июля 1904 года он был определен псаломщиком к Богоявленскому собору города Казани. Одновременно преподавал Закон Божий в воскресной школе.
В 1905 году в Казани было открыто патриотическо-монархическое общество под названием «Русское Собрание», инициаторами этой организации были начальник типографии Казанского Университета Александр Титович Соловьев и профессор университета Николай Александрович Залецкий. Постоянных членов этого общества было около 20 человек и преимущественно это были общественные деятели города. В основном это общество преследовало своей целью разработку научно-теоретических, философско-религиозных, политических вопросов. В целом деятельность этого казанского общества можно сравнить с заседаниями религиозно-философских кружков, что проходили в Санкт-Петербурге до 1903 года. Но необходимо отметить, что разница между ними была и существенная. Казанские общественные деятели от философии и религии шли дальше и под все подводили монархические идеалы, что в России может быть лишь только монархия.
В заседаниях «Русского Собрания» принимал участие и Николай Троицкий. Сначала он посещал эти заседания ради интереса, но вскоре стал активным участником в деятельности общества. Одаренность и сообразительность Николая заметил и А.Т. Соловьев. Соловьев приблизил к себе Троицкого, и Николай вскоре становиться его верным помощником и другом семьи. Это его знакомство, во многом повлияло и на весь его дальнейший жизненный путь. Николая знакомится с дочерью А.Т. Соловьева Елизаветой, и между ними завязываются серьезные отношения. В 1906 году Николая Михайлович сделал предложение Елизавете Александровне, на которое вскоре получил положительный ответ, а за ним последовало и венчание. В этом же году был рукоположен во священника и определен к Смоленско-Дмитриевской церкви города Казани в рабочем районе, в Ягодной слободе. Батюшкой была открыта воскресная школа, а при Алафузовском и Пороховом заводах специальные богословские курсы для рабочих.
В 1907 году основал общество трезвости в Ягодной слободе.
К 1909 году, кроме вышеупомянутых трудов, преподавал Закон Божий также еще и в прогимназии и в 3-х приходских начальных училищах. Паства отвечала ему особой любовью и почитанием. К этому времени его приход уже составлял около 800 человек. В отчетах благочинного все чаще стали появляться строки благодарности в адрес священника Николая Троицкого за его благочестивое пастырское служение и за труды по образованию рабочих и их детей.
Большой популярностью среди прихожан пользовались проповеди о. Николая. Произносил их в том числе в кафедральном соборе, во время крестных ходов и на других различных городских торжествах.
15 июня 1916 года был переведен в Воскресенский собор города Казани.
После революции 1917 года основал «Братство защиты Святой православной веры», которое стало заниматься просветительской и миссионерской деятельностью в пределах Казанской епархии. На местах в благочиниях были открыты представительства «Братства».
С начала летних месяцев 1918 года работа «Братства защиты Святой православной веры», активизировалась, чаще стали выходить листовки и брошюры в защиту православной веры, а так же обличающие неверие и призывающие к покаянию, такая деятельность братства, естественно озлобляло советскую власть. Во время крестного хода 9 июля 1918 года, чтобы прекратить произнесение проповеди и раздачи религиозных листовок, красноармейцами была совершена попытка арестовать членов «братства» - священников Димитрия Шишокина, Федора Гидаспова и Николая Троицкого, но верующие заступились за священников.
С приходом в Казань 6 августа 1918 года отрядов белочехов «братство» организовало сбор продуктов и устроило кухню для обеспечения фронта горячей пищей. Протоиерей Николай Троицкий сам лично убедил митрополита Казанского и Свияжского Иакова благословить совершения молебнов «о победе освободителей Казани». Вскоре такие молебны стали совершаться почти в каждом храме города. В своих проповедях, о. Николай призывал к общей молитве, чтобы "Бог не допустил возвращения в Казань красных войск", что "Господь попустил за наши грехи великие бедствия – революцию, но если народ русский покается, и не будет забывать Бога, он не погибнет".
В начале сентября красные части начали наступления, а к 7 сентября они закрепились в районе Верхнего Услона, и начали артобстрел Казани. Над городом ежедневно стали кружить самолеты, сбрасывавшие бомбы и листовки. В городе стали появляться признаки паники. В эти дни и проявился в полной мере авторитет о. Николая. Он смог уговорить митрополита Иакова благословить круглосуточное моление в храмах, чтобы любой горожанин в любое время суток мог прийти в храм и помолиться. Но с каждым днем все яснее вырисовывался тот факт, что город вновь займут красные войска. 9 сентября на Кремлевской площади был отслужен массовый молебен. После которого было объявлено, что войска белочехов оставят город, а также было объявлено, что все кто не желает оставаться в городе, те, кто боится мести красноармейцев, все кто поддерживал Народную Армию, могут уйти из города с войсками белочехов.
Многие жители Казани, испугавшись, что начавшийся «красный террор» может коснуться и их, решили оставить родной город. В ночь на 10 сентября 1918 года Казань, вместе с отрядами белочехов оставили 60 тысяч жителей города. Ушел из Казани вместе с семьей и священник Николай Троицкий, оставив свою квартиру для проживания священнику Борису Филипповскому.
Опасения горожан во многом исполнились. На утро 10 сентября при занятии красными отрядами Казани были расстреляны все монахи Казанского Зилантовского монастыря, у стен которого белочехами были размещены орудия для обстрела красной армии. В течение первой недели, разгрому были подвергнуты почти все храмы г. Казани, прошли так же и арестованы священнослужителей, которых подозревали в помощи Народной Армии. Несколько красноармейцев прибыли в Воскресенский собор, исполняя приказ «за попом Троицким», чтобы арестовать о. Николая, но не найдя, поспешили к нему домой, но и здесь, их месть ждала неудача.
Оставив Казань, батюшка вместе с семьей приехал и поселился в Иркутске, вскоре ему было разрешено служение в одном из храмов Иркутской епархии.
10 ноября 1920 года был определен священником в скитскую Михаило-Архангельскую церковь, что вблизи станции Иннокентьевка. Батюшке кроме богослужения было благословлено проводить занятия с молодежью и с безграмотным населением о «Правилах веры».
Летом 1921 года был арестован по обвинению в агитации против советской власти в г. Казани в период с 1917 по 1918 год. В течение летних месяцев и сентября 1921 года следствие пыталось выяснить степень виновности о. Николая. Октябрь батюшка провел в сырой одиночной камере и ждал решения следственной комиссии. В конце октября о. Николаю было объявлено, что он досрочно освобождается в связи с недоказанностью вины.
В ноябре 1921 года вернувшись после ареста на родной приход, в Михаило-Архангельскую церковь, вновь приступил к совершению богослужений и преподавательской деятельности. Но его не оставляло одно желание, он все-таки хотел вернуться в Казань.
Только 1 октября 1922 года батюшка с семьей возвратился в Казань. По приезде написал прошение на имя епископа Иоасафа, временно управляющего Казанской епархией о принятии его в причт епархии.
29 декабря 1922 года был назначен священником в Зилантов Успенский монастырь, который в 1920 году был преобразована в женский, а единственной игуменьей за все время (советский период) существования была игуменья Алевтина. К 1923 году относится перерегистрация общины, которая к этому моменту насчитывала 171 человека.
10 апреля 1923 года в 23 часа был арестован по обвинению: "незаконное преподавание Закона Божия, и ведение антисоветской деятельности". Обвинение ГПУ в основном строилось на якобы антисоветской и контрреволюционной деятельности, которую о. Николай вел в 1918 году, будучи председателем «Братства защиты Св. Православной веры». Братство выпускало листовки и брошюры в защиту Православной веры. Сотрудники ГПУ усмотрели в них призывы к свержению новой власти. Обвиняли о. Николая также и в поддержке и помощи белочехам.
Несколько листовок и брошюр «братства» сотрудники ГПУ бережно сохранили и держали в уже заранее заведенной на о. Николая папке. Но улик у них не хватало. Для этого в ходе следствия был произведен обыск в квартире священника Б. Филипповского (до осени 1918 года в этой квартире жил о. Николай Троицкий) с указанием найти и изъять литературу «Братства защиты Св. Православной веры», а «в случае обнаружения литературы – таковую отобрать, а Филипповского привлечь к ответственности за хранение». Священник Борис Филипповский занявший квартиру о. Николая Троицкого вскоре после его ухода с отрядами белочехов в Сибирь, поспешил сразу же сжечь всю документацию «Братства защиты Св. Православной веры», понимая что если ее найдут, то пострадает его семья и семья Троицкого. Поэтому обыск у о. Бориса Филипповского ничего сотрудникам ГПУ не дал, тем самым, во многом усложнив работу следствия.
После ареста о. Николая сотрудниками ГПУ, который был произведен на кануне празднования Пасхи, в ГПУ пришло письмо от рабочих Казанского Порохового завода. В этом письме рабочие выступали в защиту своего любимого пастыря и просили сотрудников ГПУ "не доверять разным темным доносам, а справедливо рассмотреть дело об аресте священника Николая Троицкого". В своем письме рабочие давали такую характеристику о. Николаю: "истинный друг рабочих и всей нашей бедноты, помогая всем нуждающимся", и просили "ускорить процесс следствия, и не томить в подвале невинного и необходимого для нас человека, который и без того знаком с подвалами нашей рабочей бедноты… не лишать нас пастыря в дорогие для нас Пасхальные дни". Под этим письмом, свои подписи поставили 100 человек.
26 августа 1923 года Судебной Коллегией Уголовного отдела Областного Суда Татарской Республики священник Николай Троицкий был приговорен к трем годам лишения свободы со строгой изоляцией. Но постановлением ВЦИКа РСФСР октябрьской амнистией 1923 года был освобожден.
После освобождения вновь приступил к служению в Казанском Зилантовском женском монастыре. Через два дня после ареста - 12 апреля 1923 года Казанское епархиальное собрание (православное) избрало его благочинным 3-го округа церквей города Казани. К этим обязанностям о. Николай приступил сразу же после освобождения из под ареста (с сентября 1923 года).
В 1924 году был назначен настоятелем Вознесенского собора города Казани, который вплоть до закрытия в 1931 году, становится оплотом православия, пристанищем для ссыльного духовенства, которое, высылая из других городов, в качестве административного наказания по категории «минусников» поселяли в Казани, а так же «центром притяжения духовных особ против обновленчества». В 1929 году церковная община при Вознесенском соборе провела перерегистрацию, как православная, каноническим главой церкви был указан митрополит Сергий (Страгородский).
К празднику Пасхи весной 1930 года был возведен в сан протоиерея архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием.
30 августа 1930 года в очередной раз был арестован, проходил по групповому "делу членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932г.". Обвинялся как "руководитель контрреволюционной организации молодежи "Союз христианской молодежи", являлся деятельным членом Казанской контрреволюционной организации... активный участник преобразования организации в филиал ИПЦ". В период следствия содержался под стражей в Казанском пересыльном домзаке.
5 января 1932 года был приговорен к ссылке в Казахстан сроком на 3 года. Постановлением особого совещания коллегии ГПУ время пребывания под следствием засчитали как «отбывший срок наказания с 31.08.30 г.».
Вернулся в Казань в 1934 году. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров) назначил священника в штат Серафимовской церкви.
Благочестивое пастырское служение о. Николая вызвавшее зависть, постепенно привело к доносам. В доносах направляемых в ГПУ, про о. Николая писали, что он ведет антисоветскую деятельность, занимается религиозным воспитанием детей (в этом доносчики не соврали). Под контрреволюционную деятельность было подведено и то, что о. Николая совершает в храме много треб. И это также было правдой, батюшка совершал крещение, венчание, отпевание, при этом без регистрации в Загсе, говоря: «Чтобы не затягивать». Были также доносы, в которых о. Николая называли фашистом, а также попытки обвинить о. Николая в связи с ссыльным духовенством, в связях с митрополитом Кириллом, с "непоминающими", в т.ч. с епископом Иоасафом (Удаловым).
15 октября 1937 года о. Николай был арестован и посажен в тюрьму №2 города Казани. После нескольких допросов, где виновным батюшка себя не признал, 29 ноября 1937 года постановлением тройки, без суда, был приговорен к расстрелу. В вину ему вменялось связь с епископом Иоасафом, антисоветская агитация, и ведение антисоветской религиозно-воспитательной деятельности среди молодежи.
Расстрелян 2 декабря 1937 года в 20 часов 30 минут во внутренней тюрьме НКВД города Казани, через 5 минут после него расстреляли епископа Иоасафа (Удалова), они были похоронены на Архангельском кладбище.
Награды
- набедренник (1907)
- камилавка (6 мая 1916 года)
- наперсный крест (25 мая 1921 года)
- митра (1935)
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.":
- Колясев А., свящ., Кучин В.А. Исповеднический подвиг протоиерея Николая Троицкого, священника Серафимовской церкви г. Казани, страница сайта Казанской духовной семинарии:
[1] Так по НА РТ Ф.10; Оп.1; Д.10160 «С документами, явившихся к вступительным в Академию экзаменам лиц». В аттестате Тобольской духовной семинарии указан иной год рождения – 1880. По БД ПСТБИ - 1873.