Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АВВА ДОРОФЕЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Дорофей Газский. Роспись свода кафоликона, Лукинский монастырь на Еликоне в Беотии, XI в.
Прп. Дорофей Газский. Роспись свода кафоликона, Лукинский монастырь на Еликоне в Беотии, XI в.
Авва Дорофей, Газский, Палестинский (+ ок. 620), игумен, духовный писатель, преподобный

Память 5 июня

Жил в конце VI - начале VII века. Известен главным образом своими "Душеполезными поучениями". Он был учеником преподобного Иоанна Пророка, до своего игуменства подвизался в монастыре аввы Серида. Жизнеописание этого великого подвижника до нас не дошло, однако в собственных писаниях преподобного можно найти немногие автобиографические элементы, позволяющие в общих чертах ознакомится с судьбой аввы Дорофея.

В молодости он усердно изучал науки.

"Когда учился я внешнему учению, то вначале весьма тяготился я учением, так что, когда приходил брать книгу, то шел как бы к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих, даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил товарищей моих. Когда отпускал нас философ... я отходил туда, где жил, не зная, что буду есть, ибо не хотел тратить времени для распоряжения насчет пищи".

С еще большей ревностью посвятил он себя иноческому деланию, когда удалился в пустыню. "Когда пришел я в монастырь, то говорил себе: если столько любви, столько теплоты было для внешней мудрости, то тем более должно быть для добродетели, - и тем более укрепился".

Одним из первых послушаний преподобного Дорофея было встречать и устраивать приходивших в обитель богомольцев. Ему приходилось беседовать с людьми разного положения, несшими всевозможные тяготы и испытания, боримыми разнообразными искушениями. На средства одного брата преподобный Дорофей выстроил больницу, в которой сам прислуживал. Сам святой так описывал свое послушание: :"В то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, - я проводил с ними вечер, а там погонщики верблюдов, - и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, - а затем приближался час бдения". Чтобы бороться со сном, преподобный Дорофей упросил одного брата будить его к службе, а другого не позволять дремать во время бдения. "И поверьте мне, - говорил святой авва, - я так уважал их, словно от них зависело мое спасение".

В течение 10 лет преподобный Дорофей был келейником у преподобного Иоанна Пророка. Еще и прежде он открывал ему все помыслы, а новое послушание соединил с совершенным преданием себя в волю старца, так что не имел никакой скорби. Беспокоясь, что он не исполнит заповедь Спасителя о том, что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное, авва Дорофей открыл этот помысл старцу. Но преподобный ответил: "Не скорби, тебе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем". Преподобный Дорофей считал счастьем для себя служить великому старцу, но всегда был готов уступить эту честь другим. Кроме отцов обители аввы Серида преподобный Дорофей посещал и слушал наставления и других современных ему великих подвижников, в том числе и преподобного аввы Зосимы.

После блаженной кончины аввы Иоанна и по совершенном безмолвии аввы Варсонуфия авва Дорофей основал свой монастырь, иноков которого окормлял до самой своей смерти, последовавшей около 620 года [1].

Ученик аввы Дорофея, преподобный Досифей вспоминал о своем учителе:

"К подвизавшейся с ним братии он относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, - а ведь это начала благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда - единодушия, матери всех добродетелей".

Преподобный авва Дорофей, фреска, Афон (Дионисиат). 1547 г.
Преподобный авва Дорофей, фреска, Афон (Дионисиат). 1547 г.

Молитвословия

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:) [2]

Яви́лся еси́ непоколеби́мое мона́шествующим утвержде́ние,/ а́вво Дорофе́е богому́дре,/ и све́т поуче́ний твои́х зна́менася на на́с,/ любо́вию тебе́ зову́щих:// возше́л еси́ к Бо́гу, е́же моли́тися за ны́.

Творения

Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, - эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея.

Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.

Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка по количеству списков была самой распространенной, наряду с Лествицей преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина. Известно, что преподобный Кирилл Белозерский (+ 1427), несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с Лествицей преподобного Иоанна.

Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя.

Преподобный авва Дорофей, фреска, Оптина пустынь.
Преподобный авва Дорофей, фреска, Оптина пустынь.
На русском языке издано:

  • Поучения. М., 1652. То же. Вильна, 1767.
  • Душеполезные поучения и послания с приложением вопросов и ответов, данных на оные святыми старцами Варсонуфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1756. То же. Изд. 2-е. СПб., 1862. (Разговор с великим старцем святым Варсонуфием и учеником его аввою Иоанном прозорливым. См. также: Христианское чтение. 1829. ХХХVI. С. 154 слл.). То же. Оптина пустынь, 1913.
  • Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая заповеди Евангельские и святых отец поучения. Варшава, 1785. То же. Гродно, 1790, 1795.
  • Книга Богоугодных трудов преподобного отца нашего Ефрема Сирина и аввы Дорофея. М., 1701.
  • Святыя книги преподобных отец Ефрема Сирина и аввы Дорофея. Вильно, 1780.
  • Святыя и Богодухновенныя книги святых и преподобных отец Ефрема Сирина и блаженного аввы Дорофея. М., 1652. То же. Клинцовский Посад, 1787. То же. Супрасль, 1791. То же. Яновская тип., 1817.
  • Наставления (О самоотвержении. - О том, что не должно осуждать ближнего. - О смирении. - О страхе Божием. - О том, что не должно располагать собою по собственному разуму. - О том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. - Монастырскому эконому) // Христианское чтение. 1826. ХХIV; 1827. ХХV; 1829. ХХIII; 1830. ХXXIХ, ХL; 1831. ХLIII.
  • Слова (О святом посте. - О злопамятстве. - О здании и согласии душевных добродетелей. - О совести. - О ужасе будущего мучения, и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении. - О лжи. - О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью) // Христианское чтение. 1830. ХХVII; 1829. ХХХIV, ХХХV, ХХХVI; 1831. XLI, ХLII.
  • Изъяснение некоторых речей святого Григория, поемых с тропарями во Святую Пасху и при воспоминании святых мучеников // Христианское чтение. 1830. ХХХVIII; 1831. ХLIII.
  • Письма // Там же. 1830. ХХХVII, ХXХIХ, ХL.
  • Поучения к добродетельной жизни // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 20-24; № 12. С. 32-35.
  • Поучение на Святую Пасху // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 4. С. 25-27.

Литература

  • Преподобного аввы Дорофея душеполезные поучения // Краткое сказание о преподобном Дорофее, М., 2009.

Использованные материалы



[1]  Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 659, http://files2.regentjob.ru/minea/jun1/jun1659.html.

[2]  "Служба преподобному авве Дорофею", страница Живого журнала пользователя ustavschik (свящ. Максима Плякина) со ссылкой на рукописную шестиричную службу, составленную одним из насельников Оптиной пустыни, 4 января 2011, https://ustavschik.livejournal.com/202025.html.

Редакция текста от: 25.10.2018 13:16:43

"АВВА ДОРОФЕЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google