Прп. Досифей Газский |
Память 19 февраля, 13 августа (Греч.)
Досифей был любимым слугой (δηλίκιον) знатного военачальника и проводил жизнь в удовольствиях и роскоши. Вместе с другом своего господина Досифей отправился в паломничество в Иерусалим, во время которого произошло его чудесное обращение к Богу. В Гефсимании у гробницы Пресвятой Богородицы перед изображением Страшного Суда юноше явилась Матерь Божия в образе жены, облаченной в багряницу, и дала ему наставления. Досифей ревностно соблюдал преподанные ему заповеди о посте и молитве и в скором времени решил удалиться в монастырь.
Он поселился недалеко от Газы, в обители аввы Серида, который определил юношу под духовное попечение прп. Дорофея. Досифей подвизался в монастырской больнице и быстро приобрел монашеские добродетели послушания, смирения, рассудительности и непривязанности ни к чему земному. Через пять лет после вступления в монастырь Досифей скончался.
Автором первоначальной версии Жития прп. Досифея считается прп. Дорофей (окончательный вариант был составлен не ранее конца VI века другим его учеником).
Прп. Дорофей в первом поучении «Об отвержении мира» восхваляет Досифея и говорит об откровении некоему подвижнику о небесной славе святого за его совершенное послушание и полное отречение от своей воли.
Житие прп. Досифея является одним из древнейших памятников аскетической письменности, в котором зафиксирована классическая формула молитвы Иисусовой. По благословению аввы Дорофея Досифей творил молитву: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя", чередуя ее со словами: "Сыне Божий, помози ми". Впоследствии чередование разных формул единословной молитвы будет неоднократно встречаться в практике исихастов, напр. у прп. Григория Синаита в "Главах весьма полезных" [1] или у Дионисия монаха (XIII в.; формулы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «помози ми», «спаси мя» [2]).
Согласно указанию А. И. Пападопулоса-Керамевса, в Лавре Саввы Освященного хранилась общая служба прп. Досифею и его духовным отцам авве Сериду и прп. Дорофею [3].
Литература
- BHG, N 2116z-2119;
- ActaSS. Febr. T. 3. P. 380-384; PG. 88. Р. 1611-1617;
- Brun P. М. Vie de St. Dosithée // OrChr. 1932. T. 26. P. 87-123;
- AnBoll. 1934. Vol. 52. P. 413-415; Vie de St. Dosithée // Dorothée de Gaza. Œuvres spirituelles / Ed. Regnault L., Préville J. P., 1963. P. 122-145. (SC; N 92) (рус. пер.: Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея // Дорофей прп. авва. Душеполезные поучения. М., 2001. С. 21-28);
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 205;
- Θιλοκαλία. Τ. 4. ᾿Αθῆναι, 1961;
- ЖСв. Февр. С. 336-348.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; Т. 3. С. 77;
- ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 189; Aubert R. Dosithée // DHGE. T. 14. Col. 698-699, 1519;
- Stiernon D. Dositeo // BiblSS. Vol. 4. Col. 831-832;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 120, 122.
Использованные материалы
- Игум. Дионисий (Шлёнов). "Досифей" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 47-48
[1] Θιλοκαλία. Τ. 4. Σ. 80
[2] Διονυσίου μοναχοῦ. Κεφ. 39-43 // Κεφάλαια Γνωστικὰ Πεντήκοντα περ διαφορᾶς τῶν Θείων ῞Υμνων / Εἰσαγωγὴ, κριτ. κείμενον ὑπὸ Χ. Γ. Σωτηροπούλου. ᾿Αθῆναι, 1993. Σ. 102-105
[3] Παπαδόπουλος-Κεραμέυς. 1891. Σ. 363