Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Варсонофий Великий
Прп. Варсонофий Великий
Варсонофий Великий (Варсануфий; греч. Βαρσανούφιος; + сер. VI в.), монах, подвижник, аскетический писатель, преподобный

Память 6 февраля

Преподобный Варсонофий происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя "Варсонофий", несмотря на сирийские аллюзии (сир. сын Сенуфа?), является грецизированной формой коптского имени Урсенуф(и). Египетское происхождение преподобного подтверждается также тем, что он мог свободно говорить и писать "по-египетски", т. е. по-коптски [1].

О семье, времени и точном месте рождения преподобного Варсонофия практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в середине VI века его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца [2]. Т. о., он род. не ранее второй половины V в. Слова преподобного "я не стал схоластиком… то есть праведником" [3] характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно латинской версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд монастырей, принял монашество от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом.

Монастырь аввы Серида

Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов других монастырей: "Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом" [4].

Поначалу св. Варсонофий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор, где он "заключился живым как во гробе ради имени Иисусова" [5] и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата [6]. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: "Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому" [7]. Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца [8] и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы [9]. Когда из-за полной недоступности преподобного многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, св. Варсонофий принял монахов и умыл им ноги [10].

Несмотря на немощи прп. Варсонофий никогда не оставлял своего рукоделия [11], забывал о вкушении пищи: "...ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его - Дух Святой" [12]. Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. Прп. Варсонофий получил от Бога великие духовные дарования смирения [13], рассуждения [14], прозорливости и пророчества [15], чудотворения, любви к Богу и ближним.

Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка
Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка
Учеником, другом и сподвижником прп. Варсонофия был прп. Иоанн Пророк, писавший о прп. Варсонофии: "Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое" [16]. Оба старца стали "соавторами" сборника поучений т.н. "Вопросоответов". Прп. Иоанн в Ответах именуется "другим старцем".

Преподобный Варсонофий и монофизиты

В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды преподобный Варсонофий нарушил свое уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом [17]. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом, на которых император воздвиг гонение [18]. Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что преподобный ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем [19], то в их пользу (под влиянием Феодора Аскиды, митр. Кесарии Каппадокийской), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе, позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, прп. Варсонофий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: "И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21, 1)" [20].

Варсонофия Великого иногда путали с акефалом Варсануфием (см. Варсонофиты), и делались предположения, что прп. Варсонофий был монофизитом-акефалом. Впервые это было высказано неким "нечестивым Памфилом, восточного происхождения" [21]. На первый взгляд, данное предположение может найти некоторую поддержку, если принять во внимание совет преподобного, данный Павлу Отшельнику, следовать Никейскому Собору без упоминания о Халкидоне: "...держись царского пути, говорю, веры трехсот осмнадцати отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для тех, кто имеет совершенный образ мысли" [22].

Прп. Феодор Студит, защищая преподобных Варсонофия, Исаию и Дорофея от обвинений в монофизитстве, в согласии с Константинопольским патриархом Тарасием [23] и другими восточными отцами писал в своем Завещании: "В учении их я не нашел ничего нечестивого, напротив, большую душевную пользу" [24]. В качестве вещественного доказательства церковного признания св. Варсонофия Великого прп. Феодор указал на то, что его изображение находилось на облачении престола Св. Софии вместе с изображениями преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина и др. Что касается неупоминания Халкидонского Собора, оно могло быть связано с нежеланием преподобного принимать участие в богословских спорах; он писал (имея в виду оригенизм и полемику с ним): "Горе нашему роду! Что мы оставили и что исследуем! …Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое!" [25].

Кончина и почитание

После смерти аввы Серида преподобный Варсонофий ушел в полный затвор и не принимал никого, в т. ч. и нового игум. Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы. В то время он был уже ветхим старцем и вскоре скончался.

О дате кончины преподобного существуют разные предположения. Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что преподобный Варсонофий "живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более (ἀπὸ τούτων πεντήκοντα καὶ πρός γε χρόνων) никому не показывался и ничего не принимал земного"; когда усомнившийся в этом Иерусалимский патриарх Евстохий (на кафедре с 552/553 по 563/564) велел раскопать келью, "где затворился человек Божий", оттуда вырвался огонь и "едва не попалил всех там бывших" [26]. Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина преподобного, последовавшая, согласно латинскому житию, вскоре после его возвращения из Константинополя, чаще всего датировалась 563 годом [27]. При этом исходили из времени патриаршества Евстохия и участия преподобного в посольстве к имп. Юстиниану I. Другая датировка смерти обусловлена тем, что указанные Евагрием 50 лет можно толковать как срок, прошедший до времени написания его «Церковной истории», - 594 г. (или 597-й. [28]). При вычитании из 594-го 50 лет выходит, что преподобный скончался около 544 г. [29]. М. Лекьен, учитывая год кончины прп. Иоанна Пророка, предлагает еще более раннюю датировку кончины прп. Варсонофия - 540 год. [30].

В IX веке мощи прп. Варсонофия были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Юж. Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, еп. Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 году они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица [31]. Именно в связи с последним обретением мощей и была составлена латинская версия жития.

В конце X века память прп. Варсонофия Великого отмечалась Константинопольской Церковью 6 февраля, хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в некоторые др. календари той же эпохи [32]; в частности, она указана в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. [33]. Другое древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных Варсонофия, Иоанна и Дорофея 6 февраля содержится в грузинской Минее, написанной в Иерусалиме около середины XI в. [34]; оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием Константинополя [35].

Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху [36]. В 1865 году в монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым [37], но она сгорела вместе с некоторыми другими рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, славянский перевод которой был сделан и опубликован монахом Троице-Сергиевой лавры Агафангелом (Легачем) [38].

Основными источниками для жития прп. Варсонофия Великого являются: "Церковная история" Евагрия Схоластика (IV 33); "Вопросоответы", или "Ответы", главное сочинение прп. Варсонофия и аввы Иоанна Пророка; лат. версия жития прп. Варсонофия, написанного неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца [39]. Последняя содержит наиболее подробный материал, но, вероятнее всего, составлена значительно позже, в конце XII - начале XIII века, в связи с обретением мощей прп. Варсонофия, перенесенных в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к другому одноименному подвижнику, который жил позднее [40].

Сочинения

  • PG. 86/1. Col. 892-901 [ответы об учении Оригена, Евагрия и Дидима];
  • PG. 88. Col. 1812-1820 [ответы прп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея];
  • Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας συγγραφεῖσα μὲν παρὰ τῶν ὁσίων καὶ θεοφόρον πατέρων ἡμῶν Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, ἐπιμελῶς δὲ διορθωθεῖσα, καὶ τῇ τῶν ῾Οσίων βιογραφίᾳ, καὶ πλατυτάτῳ πίνακι πλουτισθεῖσα παρὰ τοῦ ἐν μοναχοῖς ἐλαχίστου Νικοδήμου ῾Αγιορείτου... Venetiis, 18161;
  • Βόλος, 19602 [уточненное переизд. под ред. С. Схинаса]; Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου ραταποκρίσεις / Κείμενο, μετάφρ., σχόλια Σ. Ζαχαριάδου. Τ. Α´: (ἀρ. 1-229); Τ. Β´: (ἀρ. 230-522); Τ. Γ´: (ἀρ. 523-841). Θεσσαλονίκη, 1988, 1988, 1989. (Θιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καὶ ἀσκητικῶν, 10);
  • Barsanuphius and John. Questions and Answers/ Crit. ed. of the Greek Text with English transl. by D. J. Chitty // PO. P., 1966. T. 31. Fasc. 3. (N 150). P. 449-616 (5-172) [гл. 1-124];
  • Переизд.:
    • Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, Κείμενα διακριτικὰ καὶ ἡσυχαστικὰ (ἐρωταποκρίσεις) / ᾿Εκδ. ῾Ετοιμασία ῾Ιερᾶς Μονῆς ῾Αγίου ᾿Ιωάννου Προδρόμου Καρέα. ᾿Αθῆναι, 1997. Τ. Α´-Β´;
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / Introd., texte crit., notes par F. Neyt, P. de Angelis-Noah, trad. par L. Regnault. P., 1997. I: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1-71. (SC; 426); P., 1998. T. 2: Lettres 72-223. (SC; 427). P., 2000. II: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224-398. (SC; 450); P., 2001. T. 2: Lettres 399-616. (SC; 451). P., 2002. III: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617-848. (SC; 468);
    • Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï. Louvain, 1917. P. 116-117. (CSCO; 165. Subs. 9) [о груз. версиях];
  • переводы:
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance: recueil complet / Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. Solesmes, 1972. Sablé-sur-Sarthe, 1993;
    • Regnault в изд. SC (см. выше); Diezt M. Von Reichtum des Schweigens: Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jh.), ausgew. und zum ersten Male ins Deutsche übers. Zürich etc., 1963;
    • Seraphim Rose, Fr. Saints Barsanuphius and John: Guidance toward Spiritual Life: Answers to the Questions of Disciples / St. Herman of Alaska Brotherhood. Platina (Calif.), 1990;
    • Lovato T. M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. R., 1991. (Collana di Testi Patristici; 93);
    • Ава Варсануфиjе и Jован Пророк. Духовно руковођење. Манастир Хиландар, 1996;
    • Ζαχαριάδον (см. выше);
  • русские переводы:
    • Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249–252 [пересказ];
    • Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского; Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1852 [пер. на церковнослав. яз., записан рус. буквами]. Вопросоответы: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца. М., 1855 [алф. указ. наставлений], 1883, 1892. СПб., 1905. М., 1993, 1995, 2001 [репринты и переизд. 4-го изд.];
  • отрывки:
    • 1) в пер. иером. Пахомия (1815), опубл.: Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 257–270; Душеспасительные наставления // Там же. 1834. Ч. 1. С. 158–175; Ч. 3. С. 244; Там же. 1835. Ч. 2. С. 262–276; Там же. 1836. Ч. 4. С. 41–54;
    • 2) в пер. свт. Феофана, еп. Вышенского: Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 559–598;
    • 3) Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439 [по изд.: М., 1883];
    • 4) Избр. места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна / Собр. Вел. кнг. Милицей Николаевной. СПб., 1908;
    • 5) Уроки духовной мудрости преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Серг. П., 1912. (Троицкий цветок; 82).

Литература

  • ActaSS. Aрr. T. 2. P. 22-26;
  • Fevr. T. 3. P. 387-390;
  • Evagr. Hist. eccl. IV 23;
  • Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 22 // PG. 145. Col. 1100-1332;
  • Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 126-130; Варсонофий Великий // ПБЭ. Т. 3. С. 107;
  • Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт ист. и нравственно-психол. исслед.: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1894. Ркп.;
  • Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe // EO. 1904. T. 7. P. 268-276;
  • idem. Saint Barsanuphe // Ibid. T. 8. P. 14-25;
  • idem. Jean le Prophéte et Séridos // Ibid. P. 154-160;
  • Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1914. Ркп.;
  • Варнава (Беляев), иером. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1915. Ркп. (рец.: Феодор (Поздеевский), еп. // БВ. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 166-168;
  • Флоренский П., свящ. // Там же. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 168-189);
  • Hausherr Ir. Barsanuphe, St. // DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 1255-1262;
  • Βεσελίνοβιτς ᾿Αμβ. Βαρσανούφιος ὁ Μέγας, ᾿Ιωάννης ὁ προφήτης καὶ Δωρόφεος ὁ ἀββᾶς: ᾿Εναίσιμος ἐπὶ διδακτορία διατριβή. ᾿Αθῆναι, 1939;
  • Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée // Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315-322;
  • Neyt. F. Les Lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza: Diss. Louvain, 1969;
  • idem. Citations ‘Isaiennes' chez Barsanuphe et de Jean de Gaza // Le Muséon. 1971. N 89. P. 65-92;
  • idem. Jean de Gaza // DSAMDH. 1974. T. 8. P. 536-538;
  • idem. Un type d'autorité charismatique // Byz. 1974. T. 44/2. P. 343-361;
  • idem. Présisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza // StPatr. 1975. Vol. 12. P. 247-253;
  • Иннокентий (Самылкин), иерод. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1974. Ркп.;
  • Stead J. Brother Andrew's Problems: A Sick Soul of the 6th Cent. // Monastic Studies. 1975. Vol. 11. P. 173-180;
  • Cupane C. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: Una proposta di ricostruzione // JÖB. 1979. Bd. 28. P. 195-207;
  • Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes // Philoxenia. B. Kötting gewidmet. Münster, 1980. S. 281-308;
  • Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre êta // Byz. 1983. T. 53/2. P. 494-506;
  • Perrone L. Le lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza // Mémorial Dom J. Gribomont. R., 1988. P. 463-486;
  • Киприан (Цибульский), иером. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1990. Ркп.;
  • Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza // Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351;
  • Агафангел (Легач), мон. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1998. Ркп.;
  • Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1. С. 172-174.

Использованные материалы

  • Иером. Дионисий (Шлёнов). "Варсонофий Великий" // Православная энциклопедия, т. 6, с. 684-696



[1]  αἰγυπτιστί - Отв. 55. С. 39 / Ep. 55. 8-10; рус. пер. по: Прп. отцев Варсануфия и Иоанна Руководство... / Пер. МДА. М., 1855 и др.; Ep.: Epistula // Neyt. 1997. (SC; 426)

[2]  Evagr. Hist. eccl. IV 33. 17-22

[3]  Отв. 70 / Ep. 139. 11-12

[4]  Отв. 17. C. 13 / Ep. 17. 46-49

[5]  Отв. 73 / Ep. 142. 5-6

[6]  Отв. 51 / Ep. 515; Отв. 345 / Ep. 342

[7]  Отв. 55. C. 39 / Ep. 55. 15-16

[8]  Отв. 72 / Ep. 141. 4-5

[9]  Отв. 13. С. 9 / Ep. 13. 6-8; Отв. 16. С. 11 / Ep. 16. 9-11, 24-25

[10]  Вопросоотв. 60. С. 46 / Ep. 125. 1-13

[11]  Отв. 165. С. 125 / Ep. 74. 33

[12]  Отв. 78. С. 60 / Ep. 149. 27-31

[13]  Отв. 29 / Ep. 29. 7

[14]  Отв. 168. С. 126 / Ep. 77. 28 sqq.

[15]  Отв. 31. С. 24 / Ep. 31. 44-46; Отв. 148 / Ep. 222

[16]  Отв. 302 / Ep. 305. 11-12, 15; ср. Отв. 220

[17]  ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 253

[18]  Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 165-166

[19]  Χρήστου Π. Πατρολογία. 1992. Τ. 5. Σ. 394). Известные колебания имп. Юстиниана то против оригенистов (указ 543 г. с анафематизмами против оригенистов - Mansi. T. 9. Col. 533

[20]  Отв. 801. С. 472 / Ep. 792. 15-16

[21]  PG. 99. Col. 1816

[22]  Отв. 58. С. 43 / Ep. 58. 29-32

[23]  ср.: Tarasius, patr. Ep. 5 // PG. 98. Col. 1461-1465

[24]  Theod. Stud. Testamentum // PG. 99. Col. 1816

[25]  Отв. 606. С. 382 / Ep. 600. 45-46, 53-54

[26]  Evagr. Hist. eccl. IV 33

[27]  ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 255

[28]  См.: Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 166. Примеч. 12

[29]  Ζαχαριάδου. 1988. Τ. 1. Σ. 8

[30]  Βεσελίνοβιτς. 1939. Σ. 47

[31]  Neyt. 1997. P. 32; SC; 426

[32]  Neyt. 1997. P. 27, 28

[33]  Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48

[34]  Garitte G. Le Ménée géorgien de Dumbarton Oaks // Le Muséon. 1964. T. 77. P. 43

[35]  Neyt. 1997. P. 29

[36]  Συναξαριστής τῶν δώδεκα μηνῶν τοῦ ἐνιαυτοῦ. Τ. Ζ´. Κωνσταντινούπολις, 1842. Σ. 26

[37]  Lambros S. P. Cat. of the Greek Manuscripts in Mount Athos. Camb., 1900. T. 2. N 6381

[38]  Легач. С. 141-158

[39]  BHL. Р. 150; отр.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 22-27, 957

[40]  Βεσελίνοβιτς. 1939. Σ. 22

Редакция текста от: 06.01.2021 16:12:10

"ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google