Прп. Зосима Палестинский. Фреска соборного храма Афонского Ватопедского монастыря (1312 г.) |
Память 4 апреля
Еще ребёнком был отдан в один из палестинских монастырей, где весьма преуспел в подвижничестве. Когда преподобному было 53 года, у него возникла мысль, что он уже достиг духовного совершенства. Тогда ему предстал некий муж и направил его для вразумления в монастырь близ Иордана. У местных монахов была традиция уходить в пустыню на время Великого поста и пребывать там в одиночестве и молитве. Зосима последовал их примеру, желая вместе с тем найти более опытного пустынника. После 20 дней пути старец повстречал преподобную Марию Египетскую. Она рассказала ему историю своей жизни, которая поразила отца Зосиму. По просьбе святой через год святой Зосима причастил ее Святых Таин на берегу Иордана. Придя в пустыню на следующий год, он нашел ее уже усопшей. Старец был не в силах вырыть могилу, он попросил об этом льва, и, когда зверь это исполнил, старец похоронил преподобную Марию. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал обо всем братии.
Прпп. Зосима причащает прп. Марию Египетскую. Фреска в храме св. Андрея на Треске в Македонии (1388-1389 г.). |
Сведения о преподобном Зосиме содержатся в Житии преподобной Марии Египетской [3]. В IX в. преподобный Иосиф Песнописец составил канон святому Зосиме. В греческой рукописной Минее XIV в. [4] имеется краткое сказание о Зосиме, в котором говорится, что после возвращения в монастырь святого Иоанна Предтечи Зосима отправился к святителю Софронию I, патриарху Иерусалимскому (633/4-638), рассказал ему историю преподобной Марии, а затем записал её.
Иконография
Прп. Зосима и свт. Николай. Византийская икона (X в.) из монастыря св. Екатерины на Синае |
Под 1 апреля, в день памяти прп. Марии Египетской, на основе ее Жития предписывается изображать святую и прп. Зосиму в следующих сценах: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» [7].
Единоличные изображения прп. Зосимы встречаются реже, нежели в сценах Жития прп. Марии.
Литература
- ActaSS. Dec. T. 12. P. 125;
- AnBoll. T. 77. P. 297;
- PG. 87(3). P. 3697-3726;
- ЖСв. Апр. С. 72-73;
- AHG. T. 8. P. 329-338;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 188;
- Жития визант. святых / Пер., вступ. ст., примеч.: С. В. Полякова. СПб., 1995. С. 185-213.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97;
- Kunze K. Zosimo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1500;
- Ζωσιμᾶς // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1249;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 164.
- Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4-13 Jh. Freiburg i Br., 1917. Bd. 4. Tf. 227/2;
- Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490;
- Миjовић. Менолог. 1973. С. 184, 186, 191, 371;
- Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328;
- Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129;
- Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763.
Использованные материалы
- А. М. Гагинский, Э. В. Шевченко. "Зосима, прп. Палестинский" // Православная энциклопедия, т. 20, с. 344-346
[1] Календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/mes1/apr04.html.
[2] Православная энциклопедия
[3] BHG, N 1042
[4] Ath. Laur. I 70
[5] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 312
[6] Большаков. Подлинник иконописный. С. 86
[7] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 309