Равноапостольная Мария Магдалина |
Память 4 мая в день перенесения мощей в Константинополь (Греч. [1]), 22 июля и в Неделю жен-мироносиц
Родилась и выросла в городе Магдала на берегу Геннисаретского озера, почему и получила свое прозвище. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива, вела грешную жизнь и впала в беснование. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы, Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.
Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном. Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф 27, 61; Мк 15, 47).
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником Пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами. Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома. Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV в., Русский музей. |
Она пришла в себя и снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: "Видела Господа!" Так Мария стала первой в мире проповедницей о Воскресении, благовестницей к благовестникам.
Священное Писание не повествует о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно думать, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина оставила родной край и отправилась с проповедью в Рим. Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: "Я видела Господа". С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: "Христос Воскрес!" Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат. Мария повторила слова апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Очевидно, именно Марию Магдалину имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим. 16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая "много потрудилась для нас". Очевидно, она была среди тех кто беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Мощи и почитание
Равноап. Мария Магдалина. Фреска в соборе Святой Софии в Киеве (1040-е гг.) |
Святые мощи равноапостольной Марии были в 890-898 годах, при императоре Льве VI Философе (886-912), перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранской базилики [2]. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины также хранятся в Иерусалиме и в различных монастырях Святой Горы Афон [3].
Интересна история, связанная с посвящённой Марии Магдалине парижской церкви Сен-Мадлен, в которой сохраняется часть мощей святой. Храм этот строился очень долго, уже в процессе строительства Наполеон пожелал использовать почти готовое помещение в других целях, но окончательного выбора из нескольких возможных вариантов сделать не успел, двинувшись в 1812 году поход на Москву. После разгрома и бегства французов из России Наполеон с дороги послал собственноручно написанное им письмо (оно сохранилось в архиве храма Сен-Мадлен), в котором сказано буквально следующее: «Отдайте этот храм Марии Магдалине. Я не знаю, кто она такая, но отдайте ей». Что послужило толчком к написанию такого текста, можно лишь догадываться [4].
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник, помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии:
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Христу́, нас ра́ди от Де́вы ро́ждшемуся,/ честна́я Магдали́ни Мари́е, после́довала еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи:/ те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ние// моли́твами твои́ми прие́млем.
Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)
Предстоя́щи, пресла́вная, у Креста́ Спа́сова со ины́ми мно́гими, / и Ма́тери Госпо́дни состра́ждущи, и сле́зы точа́щи,/ сие́ в похвалу́ приноша́ше, глаго́лющи:/ что сие́ есть стра́нное чу́до?/ Содержа́й всю тварь пострада́ти изво́ли.// Сла́ва держа́ве Твое́й.
Ин кондак, греческий, глас 4
Пресу́щественный Бог,/ в мир пло́тию прише́дый,/ тебе́, мироно́сице, и́стинную учени́цу прия́т,/ все твое́ жела́ние к Нему́ иму́щу./ Те́мже и исцеле́ния мно́гая соверши́ла еси́,/ и предстоя́щи ны́не на небесе́х// о ми́ре мо́лишися всегда́.
Использованные материалы
- Страницы календаря на портале Православие.Ru:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4286.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6722.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT2598.htm
- Минея-июль, ч. 3, изд. МП, с. 7, 13:
- http://korolev.msk.ru/minea/jul3/jul37.html (тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/jul3/jul313.html (кондак)
- Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. // Блог пользователя ulitan aka Natalia Bakhareva_:
[1] "Ἀνακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου καὶ Δικαίου Λαζάρου καὶ τῆς Μαρίας τῆς Μαγδαληνῆς τῆς Μυροφόρου" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/m/5/d/4/sxsaintlist.aspx.
[2] Полное название: "Папская архибазилика Святого Иоанна в Латеране".
[3] среди них - Симонопетрский.
[4] Диакон Александр Васильев. Непутевы́е заметки (14 декабря 2015) // Официальный сайт прихода Святой и Живоначальной Троицы г. Дортмунда, https://www.nadegda.de/ru/2010-10-31-19-59-25/898-5133.html.