Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АБХАЗСКИЙ КАТОЛИКОСАТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Пицундский Успенский собор
Пицундский Успенский собор
Абхазский и Имеретинский (Западногрузинский) Католикосат Грузинской Православной Церкви (недейств.)

В результате образования в VIII веке Леоном II независимого от Восточной Римской империи Абхазского царства которое охватывало всю территорию Западной Грузии, местная Церковь также оформляется в независимую. 1-й по 5-й списки епархий (лат. Notitiae episcopatuum) Константинопольского Патриархата (нач.-сер. IX в.) содержат Лазскую митрополию (включавшую 4 епархии в Западной Грузии), Абазгийскую и Никопсийскую (Фазисскую ?) архиепископии, но начиная с 6-го списка (кон. IX-нач. X вв.) они не упоминаются, почему некоторые историки датируют возникновение Абхазского Католикосата IX (М. Лордкипанидзе, П. Ингороква, Б. Диасамидзе) или X веком (К. Кекелидзе, З. Анчабадзе).

В IX-X веках христианская культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией, но при царе Георгии II (916-960) самостоятельно была образована епископская Чкондидская кафедра за пределами Абазгии. Её епископ занял в светской иерархической системе объединённого Грузинского государства второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера) – проводника государственной политики, главного царского советника даже именовавшегося «отцом царя». При этом первое упоминание об Абхазском католикосе относится к XI веку в Картлис Цховреба, где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие два католикоса. Абхазский католикос не назван среди западногрузинских иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI-XII веков, что даёт основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер в этот период.

Слияние Абхазского и Картлийского царств было довершено в XII веке при святом благоверном Давиде IV Строителе, когда был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират и столица государства перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, включая Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии. Но в середине XIII века в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское государство распалось на два – восточное во главе с царем Давидом Улу и западное с царем Давидом V Нариным, что повлекло и церковное разделение. В 1290 году в грамоте царя Давида VI впервые упомянут Абхазский Католикосат. Н. Бердзенишвили полагает что со 2-й половины XI века до 2-й половины XIII века Абхазский Каталикосат временно не существовал, а в XIII веке был вновь восстановлен.

Абхазский католикос в это время находился в зависимости от Мцхетского, но при поддержке царя Имеретии Баграта VI (1466-1478), находившийся в Грузии для сбора пожертвований патриарх Антиохийский Михаил IV поставил архиепископа Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. С этих пор католикосы Абхазии становятся фактически независимыми и воспринимают титул патриархов.

Во время патриаршества Евдемона I (Чхетидзе), во 2-й половине XVI века, в результате усиления османской агрессии, натиска горских племен Северного Кавказа и феодальной междоусобицы резиденция католикоса была переведена из Пицунды в Гелатский монастырь. При нём полжение Имеретинского царства и Абхазской Церкви упрочилось – им был восстановлен ряд церквей; в 1540-х созван церковный Собор, в котором участвовал и католикос-патриарх Восточной Грузии Малахия, что позволило считать Собор общегрузинским; составлены Права Католикосов, которые были известны на всей территории Грузии. Значение Абхазского католикоса становится ещё больше в патриаршество Малахии II (князя Гуриели), который обогатил Католикосат своими княжескими наделами и вёл переговоры с иранским шахом Аббасом I и главой Картлинского восстания великим моурави Георгием Саакадзе. Важную роль в дипломатических отношениях страны играли и последующие католикосы – Максим I и Захария (Квариани) неоднократно принимали русские посольства, а последний, как официальный представитель Грузии, присутствовал в 1645 году на церемонии присяги на верность царя Имеретии Александра III российскому царю Алексею Михайловичу и поставил свою подпись в Книге верности.

В конце XVII-начале XVIII веков в Абхазии, выделившейся в самостоятельное княжество в 1630-х годах, усилилось притеснение христианского населения со стороны Турции, тогда как племена переселявшиеся с Северного Кавказа постепенно заняли территорию от реки Келасури до реки Ингури, в результате чего Абхазский Каталикосат стал терять свои владения на этих землях. Католикосу Григорию II пришлось выкупить принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселить его на территории Одиши.

Во 2-й половине XVIII века Имеретия была вновь объединена под властью царя Соломона I, которому удалось изгнать турок. Соломон созвал в 1759 году церковный Собор, запретивший торговлю пленными. Брат царя, католикос Иосиф (Багратиони), ратовал за укрепление царской власти и возрождение грузинской культуры, активно покровительствуя книгопечатанию. При последнем католикосе Абхазском Максиме II были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии в Гурии, но предстоятель, как и многие из своих предшественников, нажил противников среди властных феодалов, которых он смело обличал в отъятии церковных земель и продаже православных крестьян туркам. Во время второй поездки в Россию в 1784 году католикос-патриарх Максим II остался в империи, вполседствии скончавшись в 1795 году в Киеве.

В эти годы Русская Церковь распространяла своё влияние на Грузинскую по мере вхождения Грузинских государств в состав Российской империи. Абхазская католикосская кафедра не была замещена – вместо этого местоблюстительство принял митрополит Досифей Кутаисский, впоследствии осуждённый в ссылку за поддержку народного недовольства против России. [1]. В 1814 году Абхазский Каталикосат был окончательно упразднён Российской империей, а Церковь в Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. В его составе была восстановлена в 1851 году как Абхазская1869 года – Имеретинское викариатство), а с 12 июня 1885 года возобновлена как самостоятельная под наименованием Сухумской. См. подробнее Сухумская епархия.

Устройство

Католикосат состоял из епархий управлявшихся Абхазским католиокосом, подначальным Мцхетскому, а после поставления Иоакима в 1470-х – фактически независимым. С этих пор католикосы именовали себя также патриархами. В одном документе Абхазский католикос-патриарх Малахия I называл себя даже «Вселенским Патриархом».

Территория - Западная Грузия. Юрисдикция католикосата распространялась на царство Имерети и вассальные княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети. В XIII веке Абхазский Каталикосат включал в себя территорию всей Западной Грузии: его северной границей был Кавказский хребет, западной – Чёрное море, восточной – Лихский (Сурамский) хребет, южной и юго-западной — Месхетский хребет и река Чорохи. Сведения по XV-XVI векам сохранились в Духовных постановлениях (1470-е гг.) и Памятной книге Бичвинтского храма (кон. XVI в.), согласно которым южная граница проходила по реке Чорохи, западная— по побережью Черного моря, северо-западная — по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), северная – по границе с Осетией. В XVI веке католикосат простирался от Лихского хребта до города Кафа, от границ с черкесскими племенами до провинции Чанети (совр. Лазистан, Турция). В 1770-х годах, после оккупации турками Южной Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия и южный рубеж отодвинулся от реки Чорохи, в которых границах католикосат просуществовал до своего упразднения в 1814 году.

Титул Предстоятеля: Католикос-Патриарх Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера. Католикос Абхазии также именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне святого Андрея» как преемник проповедовавшего здесь апостола.

Кафедра – город Пицунда (Бичвинта), собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Со 2-й половины XVI века – Гелатский монастырь, храм во имя великомученика Георгия. При этом Пицундский собор также оставался патриаршим – в нем долгое время совершались епископские хиротонии и освящение святого мира.

Епархии

В состав Абхазского Каталикосата в разное время входили епархии

Монастыри

Богослужение

В VIII-IX веках в Абазгии и Лазике, входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся Константинопольскому Патриархату, богослужебным языком был греческий. Арабское завоевание Картли, территория которой входила в юрисдикцию Мцхетского Католикосата, вызвало массовую миграцию картлийского населения в Западную Грузию, принесшую постепенное проникновение сюда восточногрузинского (картлийского) языка, ставшего здесь языком богословия и агиографии. При Леоне III появились произведения на грузинском языке Слава и величание грузинскому языку Иоанна Зосима (X в.) и Житие Григория Хандзтийского, Георгия Мерчула (X в.), где говорится что уже к тому времени «церковная служба и молитвы в Картли [2] творились на грузинском языке за исключением кирие елейсон» [3].

Предстоятели

См. также

Использованные материалы



[1]  Указывается также что католикосат был причислен в 1795 году к Цагерской митрополии. См http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_4726.

[2]  Имеется в виду объединенная Грузия

[3]  Георгий Мерчул, 8

[4]  Или – Иоанн-Иоаким.

Редакция текста от: 23.01.2015 22:01:28

"АБХАЗСКИЙ КАТОЛИКОСАТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google