ИОАКИМ АБХАЗСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоаким (1470-е), католикос Абхазский

Занимал кафедру епископа Цаиш-Бедийского.

В период между 1470 и 1474 годами был возведен на кафедру католикосов Абхазии годами Антиохийским патриархом Михаилом IV. Кафедра католикоса Иоакима находилась в Пицунде.

Патриарх Михаил во время посещения Западной Грузии составил на грузинском языке "Наставление в вере для обращения неверующих, для укрепления верующих и для утешения [приободрения] всех стран от небесного града Иерусалима и подобной небесам Антиохии" [1]. В "Наставлении в вере" о поставлении католикоса Иоакима говорится:

"Как Нино, мать грузин [kartvelta] обратила Картли и ее рубежи, так и здесь святой Андрей Первозванный светом без тьмы просветил и облаговонил всех смиренных в вере. Ныне мы подобно ему благословили и утвердили главой экклесии католикоса Иовакима. Отныне, братья и отцы мои, подчиняйтесь пастырю наместника Бога".

"Наставление в вере" наделяет католикоса Иоакима такими эпитетами: "богоугодный и богопомазанный, настолованный апостолами Павлом и Андреем", "столп и утвердитель веры", "защитник и хранитель Христа и соратник Павла", "честный и преподобный апостол второй из нового Иерусалима от Гроба Господня католикос".

В составлении "Наставления в вере" патриарху Михаилу помогали епископ Иоаким (будущий католикос), имеретинский царь Баграт II (1455-1478 гг.), владетель Одиши Шамадавле Дадиани (1470-1474 гг.). Они провели церковно-историческое исследование и сопоставление свидетельств, хроник и церковных записей во всех церквах и монастырях Абхазии и Западной Грузии на основании которых установили, что "изначально католикосы для Картли и Апхазети хиротонисаны от престола Антиохии, [но] по древности и коварству времени были многие правила искажены и изменены".

В "Наставлении" делается каноническое обоснование права самостоятельного существования Абхазского католикосата. Со времени католикоса Иоакима можно говорить о полной независимости Абхазской Церкви. Католикосу Иоакиму было дано право назначения епископов "в Лихт-Амери, по этой стороне Чорохи, по этой стороне Овсети, по этой стороне Понтийского моря, где простираются границы Великой Пицунды".

О том, что Грузинская Православная Церковь согласилась с автокефалией Церкви в Абхазии, свидетельствует исчезновение из титула католикоса Восточной Грузии упоминания Абхазии, начиная с грузинского католикоса Николая V (1479 - 1488). О независимости Абхазской Церкви от Константинополя и Антиохии свидетельствует тот факт, что все последующие католикосы Абхазии поставлялись без участия Патриархов этих Церквей. Сегодня не найдено ни одного документа, свидетельствующего об обратном.

Литература

  • Какабадзе С.С. Религиозная заповедь.
  • Памятники грузинского права.

Использованные материалы

  • Рыбаков А.Л., ИССА МГУ, XVIII ежегодная богословская конференция, «Абхазский Католикосат Грузинской Православной Церкви: к проблеме статуса и канонического строя». – 400-407 с.
  • Очерки из истории Грузии. Абхазия с древнейших времен до наших дней. Тбилиси, 2009. – 594 с.



[1]  Некоторые исследователи сомневаются в том, что автором этого документа был патриарх Михаил, однако появление «Наставления в вере» в 70-х годах XV ст. не вызывает сомнений

Редакция текста от: 29.10.2013 21:22:50

"ИОАКИМ АБХАЗСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google