ИОАКИМ АБХАЗСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоаким, Иоваким (груз. იოაკიმე, იოვაკიმე; 1470-е), католикос Абхазский (Западногрузинский)

Занимал кафедру епископа Цаиш-Бедийского.

В период между 1470 и 1474 годами был возведен на кафедру Абхазских католикосов католикосов Антиохийским патриархом Михаилом IV, собиравший в Западной Грузии пожертвования, по распоряжению груз. царя Баграта VI (1466-1478), воспользовавшегося политической раздробленностью Грузии на Западную и Восточную, и при поддержке владетельного кн. (мтавара) Одиши (Мегрелии) Шамадавле Дадиани.

Кафедра католикоса Иоакима находилась в Пицунде.

От имени патриарха Михаила был составлен документ "Мцнебай сасджуло" ("Каноническая заповедь" или "Наставление в вере") на грузинском языке. В этом документе о поставлении католикоса Иоакима говорится:

"Как Нино, мать грузин [kartvelta] обратила Картли и ее рубежи, так и здесь святой Андрей Первозванный светом без тьмы просветил и облаговонил всех смиренных в вере. Ныне мы подобно ему благословили и утвердили главой экклесии католикоса Иовакима. Отныне, братья и отцы мои, подчиняйтесь пастырю наместника Бога".

"Наставление в вере" наделяет католикоса Иоакима такими эпитетами: "богоугодный и богопомазанный, настолованный апостолами Павлом и Андреем", "столп и утвердитель веры", "защитник и хранитель Христа и соратник Павла", "честный и преподобный апостол второй из нового Иерусалима от Гроба Господня католикос".

В составлении "Наставления в вере" патриарху Михаилу помогали епископ Иоаким (будущий католикос), имеретинский царь Баграт II (1455-1478 гг.) и владетель Одиши Шамадавле Дадиани (1470-1474 гг.). Они провели церковно-историческое исследование и сопоставление свидетельств, хроник и церковных записей во всех церквях и монастырях Абхазии и Западной Грузии, на основании которых установили, что "изначально католикосы для Картли и Апхазети хиротонисаны от престола Антиохии, [но] по древности и коварству времени были многие правила искажены и изменены".

В "Наставлении" делается каноническое обоснование права самостоятельного существования Абхазского католикосата. Со времени католикоса Иоакима можно говорить о полной независимости Абхазской Церкви. В документе также описаны территории, входившие в юрисдикцию Западногрузинского Католикосата: "...по сю сторону Чорохи, Овсети (Осетии), моря Понтийского (Чёрного), доколе простирается Бичвинта Великая (Пицунда)", т. е. перечислены западногрузинские исторические провинции Имерети, Гурия, Одиши и Абхазия. По мнению груз. историка И. Джавахишвили, во владения Западногрузинского католикоса входили также и южногруз. исторические провинции Аджария, Шавшети и Кларджети.

Как видно из документа, основной задачей Иоакима на первосвятительском престоле было укрепление Православия в Абхазии: мигрирующие на юг и юго-запад северокавказские горцы-язычники теснили грузинское православное население к юго-востоку, в пределы Одиши.

Иоаким стал первым предстоятелем Абхазского (Западногрузинского) католикосата, возведенным на престол без участия Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса, что фактически означало разделение единой Грузинской Церкви на равноправные Западногрузинскую и Восточногрузинскую. О том, что Грузинская Православная Церковь согласилась с автокефалией Церкви в Абхазии, свидетельствует исчезновение из титула католикоса Восточной Грузии упоминания Абхазии, начиная с грузинского католикоса Николая V (1479 - 1488). О независимости Абхазской Церкви от Константинополя и Антиохии свидетельствует тот факт, что все последующие католикосы Абхазии поставлялись без участия патриархов этих Церквей. До сих пор не найдено ни одного документа, свидетельствующего об обратном.

Западногрузинский католикос был уравнен в правах с Мцхетским католикосом-патриархом Восточной Грузии. Отныне первосвятитель Западной Грузии мог сам поставлять епископов, созывать Соборы. Церковь Западной Грузии получила право варить миро и избирать предстоятеля на Соборе без участия других патриархов, что позволило Западногрузинскому первоиерарху уже в начале XVI века именоваться католикосом-патриархом (первым был Малахия I Абашидзе).

Литература

  • Какабадзе С.С. Религиозная заповедь.
  • Памятники грузинского права.
  • Метревели Е. Материалы к истории груз. колонии Иерусалима, XI-XVII вв. Тбилиси, 1962. с. 88 (на груз. яз.);
  • Бердзенишвили Н. Церковное правовое устройство Западной Грузии, XIV-XVIII вв. // Он же. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1971. т. 5. с. 114-117 (на груз. яз.);
  • Ломинадзе Б. Грузия во 2-й пол. XV в.: Окончательный распад единой Грузии на царства и княжества // Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1979. т. 3. с. 740-741 (на груз. яз.);
  • Джавахишвили И. История грузинского народа // Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1982. т. 3. с. 337-341 (на груз. яз.);
  • Коридзе Т. В., Иоакиме (Иовакиме) // Грузинские католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. с. 136-137 (на груз. яз.).

Использованные материалы

  • Рыбаков А. Л., ИССА МГУ, XVIII ежегодная богословская конференция, "Абхазский Католикосат Грузинской Православной Церкви: к проблеме статуса и канонического строя". - с. 400-407:
  • Берадзе Тамаз, Территория современной Абхазии в XVI веке // Очерки из истории Грузии. Абхазия с древнейших времен до наших дней. Тбилиси, 2009, Глава VIII, с. 205:
  • Коридзе Т. В., Иоаким (Иоваким) // Православная энциклопедия, т. 23, с. 149:

Редакция текста от: 15.01.2017 19:45:49

"ИОАКИМ АБХАЗСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google