АКВИЛОНОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Евгений Петрович Аквилонов
Прот. Евгений Петрович Аквилонов
Евгений Петрович Аквилонов (1861 - 1911), протопресвитер военного и морского духовенства, православный публицист и богослов

Родился 4 ноября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии в семье соборного священника Петра Аквилонова.

В 1876 году окончил Тамбовское духовное училище первым учеником [1], в 1882 году - Тамбовскую духовную семинарию первым студентом [2], в 1886 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания [3] и был оставлен при академии помощником инспектора и преподавателем православной апологетики.

Высокая эрудиция, трудолюбие, большие административные способности и родственная близость к тогдашнему ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Антонию (Вадковскому) [4] позволили Евгению Петровичу быстро продвигаться по службе.

Вступил в брак с Анастасией Ивановной. В их семье трое детей: сын и две дочери.

В 1888 году он получил чин коллежского секретаря, а в 1890-м произведен в титулярные советники.

В 1891 году читал лекции в Санкт-Петербургской духовной академии на кафедре введения в курс богословских наук в качестве доцента. В том же году было удовлетворено его прошение о принятии в сверхштатные члены учебного комитета по ведомству императрицы Марии, где он мог быть полезен как преподаватель Закона Божьего в одном из подведомственных учебных заведений.

Стоит отметить, что ведомство учреждений императрицы Марии (также четвертое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство) представляло собой государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи и находилось всецело в ведении императрицы. Ведомство заведовало институтами благородных девиц, женскими (так называемыми мариинскими) гимназиями и училищами, сиротскими приютами, учебными заведениями для слепых и глухонемых, богадельнями и некоторыми больницами. В различных учреждениях Мариинского ведомства Евгений Петрович вел многолетнюю благотворительную работу и в качестве законоучителя, преподавателя и, впоследствии, как священнослужитель.

В 1892 году получил чин коллежского асессора, в том же году подал на соискание степени магистра богословия работу «Церковь, научные определения Церкви и апостольское учение о ней как Теле Христовом». В этой работе Е.П. Аквилонов обращает внимание на «общепринятые» в то время определения Церкви, в которых последняя называлась «обществом верующих». На смену этому определению Евгений Петрович предлагает предпочесть данное апостолом Павлом определение Церкви как «Тела Христова» и обозначать Ее как «Богочеловеческий организм». Совет СПбДА признал диссертацию и защиту на степень магистра удовлетворительными, однако Святейший Синод не утвердил его в этой степени, посчитав эти взгляды на Церковь неким новшеством.

18 ноября 1896 года был рукоположен во диакона митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым), а 20 ноября был рукоположен во священника и определён на служение в церкви в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменской) в Санкт-Петербурге. В том же году о. Евгений пишет вторую магистерскую диссертацию — «Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетического исследования», которая представляла собой значительную переработку первого варианта. После успешной защиты в 1899 году о. Евгений был утвержден магистром богословия и получил звание доцента. На следующий год он стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

При активных научных трудах, неустанном совершении священнического служения и преподавательской деятельности, священник Евгений продолжал числиться членом учебного комитета Ведомства Императрицы Марии, где, в частности, исполнял должность казначея общества вспоможения недостаточным воспитанницам Исидоровского епархиального женского училища (с 15 декабря 1896 по 15 ноября 1903).

В это время о. Евгений принимает на себя безвозмездное совершение треб в Знаменской богадельне и преподавание Закона Божия в Знаменской церковно-приходской школе. По указу Санкт-Петербургской духовной консистории он назначен наблюдателем за бесплатной народной читальней в Московско-Ямском участке общества народной трезвости, где исполнял возложенные на него обязанности весь 1898 год. В это же время (до 1901 года) о. Евгений безвозмездно читал лекции по богословию в Институте братьев милосердия, учрежденном княгиней М.А. Лобановой-Ростовской, стоявшей во главе Особого комитета Красного Креста для призрения увечных воинов. Так научная, благотворительная, пастырская и учительская деятельность соединялась у о. Евгения в одно непрерывное христианское служение.

18 февраля 1901 года овдовел. Впоследствии умер и единственный сын. О. Евгений перевёл приобретенные 1056 десятин земли в Уфимской губернии на своих двух дочерей и писал в непростое для себя время такие строки:

О Боже! Тяжек Твой закон
Невыносимо жизни бремя!
Всесильный врач недугов – время
Бессильным кажется здесь он.

В 1902 году был определен в состав Комитета по устройству Дома Трудолюбия на Смоленском кладбище для бедных женщин духовного звания.

6 мая 1903 года возведен в сан протоиерея.

С 1903 по 1910 год он состоял профессором богословия в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. В 1903 году на заседании Конференции Историко-филологического института при содействии своего друга, известного историка античности В. В. Латышева, о. Евгений был избран на должность законоучителя этого института.

В 1903 году переведен в ведомство Протопресвитера военного и морского духовенства и назначен настоятелем церкви во имя святых праведных Захарии и Елисаветы Лейб-гвардии Кавалергардского полка Ее Величества Императрицы Марии Федоровны.

В 1905 году за диссертацию «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия» удостоен степени доктора богословия. Тогда же Советом Санкт-Петербургской духовной академии он избран в звании ординарного профессора.

Будучи искренним патриотом-монархистом, он был близок к Союзу Русского Народа и Русскому Собранию. Известно, что 21 ноября 1905 года о. Евгений произнес в собрании членов Союза Русского Народа доклад на тему «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям», а по случаю 40-го дня после кончины протоиерея Иоанна Кронштадтского говорил речь «Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении Слова Божия».

В 1908 году о. Евгений призван работать в комиссии по пересмотру положения о военном духовенстве, а 17 ноября 1908 г. собранием военного духовенства избран на должность председателя ревизионной комиссии по делам похоронной кассы.

Будучи военным священником, о. Евгений Аквилонов не мог не отвечать также на социалистическую и либеральную пропаганду, которая постоянно велась в войсках представителями «освободительного» движения. Противостояние этой пропаганде он рассматривал как исполнение своего гражданско-патриотического и пастырского долга.

По воспоминаниям современника, «его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубокомысленными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателей, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление». По словам сотрудника протоиерея Евгения по военному ведомству, он «был живым олицетворением мощи физической и умственной, великан духа, несокрушимый, по-видимому, носитель внутренней энергии и духовных способностей». «Лицо – чисто русское, с умным, открытым и смелым взором, с правильными чертами лица и русыми кудрями», – вспоминал один полковой священник.

23 марта 1910 года был назначен помощником протопресвитера военного и морского духовенства А. А. Желобовского, поставленного для управления всем духовенством армии и флота Российской империи. После его скорой кончины на эту должность был назначен 7 мая 1910 года.

В должности протопресвитера о. Евгений совершил поездку в Ригу на торжество освящения памятника императору Петру I, а затем в Варшаву "для обозрения подведомых церквей". Вероятно, это были единственные поездки по служебным делам о. Евгения на посту протопресвитера, так как вскоре он тяжело заболел саркомой (раком) горла.

15 марта 1911 года он испросил об увольнении его в двухмесячный отпуск в город Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии.

Сопровождавший о. Аквилонова священник, сообщил телеграммой из Козлова в Санкт-Петербург, что протопресвитер находится при смерти.

Скончался 30 марта 1911 года. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений приказал подать ему зажженную свечу, а присутствовавшего тут же священника попросил читать отходную (особый чин «на исход души»). Во время чтения отходной о. Евгений, держа свечу в руках, все время повторял: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего протопресвитера Евгения». Не успел священник окончить молитвы, как о. Евгений с этими словами на устах отошел в вечность. Погребён 4 апреля в церкви Кавалергардского полка Ее величества государыни императрицы Марии Феодоровны. В настоящее время о могиле протопресвитера ничего не известно.

Сочинения

  • "Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом" (СПб., 1894). В сочинении этом, представленном для получения степени магистра, было усмотрено уклонение от установившегося в нашем богословии воззрения на церковь.
  • "Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику" (СПб., 1894)
  • "Новозаветное учение о церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования" (СПб., 1896).
  • "О Спасителе и о спасении" (СПб., 1899)
  • «О Божестве Господа Нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения (Богословские размышления по поводу лжеучения гр. Л.Н. Толстого)» (СПб.,1901)
  • "О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством" (СПб., 1904);
  • "О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия" (СПб., 1905, докторская диссертация)
  • "Об истинной свободе и нравственном долге" (СПб., 1905)
  • "Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?" (1905)
  • "Церковь Христова в деле нашего спасения" (СПб., 1905)
  • "Отповедь полкового священника на «Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии»" (1905)
  • "Не убий" по современному толкованию и по библейскому учению" (1906)
  • "Не убий": "Ответ на ст. г-на В.И. «Библия и смертная казнь" (1906)
  • "О недозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам: Ответ троим оппонентам" (1906)
  • "Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям" (СПб., 1906)
  • "Разгневанному возражателю: О панихидах над иноверцами" (1907)
  • " "Против думской отрыжки" (1907)
  • "Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении слова Божия" (СПб., 1909).

Награды

Церковные:

Светские:

  • орден св. Станислава III степени (1890)
  • орден св. Анны III степени (1896, за неустанные труды и службу)
  • нагрудной знак (1897, в память столетия со дня учреждения Ведомства Императрицы Марии)
  • орден св. Анны II степени (1908)
  • орден св. Владимира III степени (1909, от Латышева В. В., за отлично-усердную службу)

Использованные материалы

  • Просветов Р. Ю., К 100-летию со дня кончины протопресвитера Евгения Аквилонова, официальный сайт Тамбовской епархии:



[1]  "Алфавитный список воспитанников, принятых в 1-класс Тамбовской духовной семинарии, после испытания 17-25 августа 1876 года; из 1-го Тамбовского духовного училища", Тамбовские епархиальные ведомости, 1876, № 18, с. 553.

[2]  "Разрядный список выпускников Тамбовской духовной семинарии после испытаний в июне 1882 года", Тамбовские епархиальные ведомости, 1882, № 14, с. 427.

[3]  "Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1886 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

[4]  Евгений Петрович Аквилонов был племянником митр. Антония. Сестра Евгения Петровича Лидия Петровна Аквилонова (в замужестве Вадковская) жила и умерла в городе Тамбове.

Редакция текста от: 30.05.2016 01:39:16

"АКВИЛОНОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google