ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Венский Свято-Никольский Собор
Венский Свято-Никольский Собор
Венский собор во имя свт. Николая Мирликийского, кафедральный собор Венской и Австрийской епархии Русской Православной Церкви.

Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Она занималась покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, а священники для которой присылались из России.

В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: жители Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. В Вене и окресностях издавна проживали православные греки.

Начиная с 1701 года, с назначением в Вену русского посла кн. П.А.Голицына, дипломатические сношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством, в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735-1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену. В 1761 году на конгрессе в г.Аугсбурге находилась русская миссия, при которой была походная церковь Св.Троицы. При церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. 10 октября 1761 г. миссия прибыла в Вену, и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в Вене. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведенный из русского храма Гааги. Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Но истово исполняемые при хорошем пении богослужения начинают посещаться также местным православным населением других национальностей. Так, 19 марта 1776 года Голицын писал Екатерине II:

"Не только для людей греческого вероисповедания, кои в немалом числе приходят в оную церковь для слушания Божественной службы, но и для здешних, из единого любопытства ее посещаемых обывателей, не можно мне обойтись без того, чтоб не иметь для нее (церкви) пространнейшей квартиры".

С 1842 по 1884 год настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель протоиерей Миxаил Раевский [1]. Прот. Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Прот. Раевскому принадлежит мысль о необxодимости создания в Вене величественного каменного xрама. В 1885 году в Вену был назначен протоиерей о. Александр Николаевский, которому суждено было осуществить идею и мечту прот. Раевского. Но собранныx средств оказалось недостаточно даже для того, чтобы построить xотя бы небольшой xрам. Тогда русский посол князь Лобанов-Ростовский А.Б. обратился с xодатайством в Санкт-Петербург и получил ассигнование на строительство в сумме 400 тыс.рублей.

Освящение Свято-Николаевского собора

Под постройку собора было отведено место в саду участка, приобретенного для посольства. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г.Котова архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены 1899 году...

Освящение Свято-Николаевского собора совершено было 4 апреля 1899 года арxиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. К этому дню в Вену прибыли настоятели, несшие свою службу в русских храмах Европы: прот. Мальцев из Берлина, прот. Ф. Кардасевич из Будапешта, прот. Протопопов из Висбадена, свящ. Вольский из Штутгарта, свящ. Анненков из Дрездена, прот. Соловьев из Кобурга, прот. Апраксин иа Праги и многие другие. Были также настоятели греческой и сербской церквей в Вене, а также священники боснийских русских полков. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П.А. Капнист, представители австрийскиx властей и бургомистр Вены Штрабах, дипломаты, представители разных славянеких обществ.

История собора в межвоенный период

В 1914 году началась Первая мировая война, в которой Россия и Австрия находились по разные стороны фронта. Дипломатические отношения между ними были разорваны, и российское посольство свернуло свою деятельность. Будучи посольской собственностью, закрылся и собор Свт. Николая.

25 февраля 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Австрией. В 1927 году правительства двух стран заключили соглашение о передаче бывшей российской дипломатической недвижимости, включая собор, советскому полпредству в Австрии. В протоколе (к советско-австрийскому Соглашению о посольских зданиях от 16 июля 1927 года) о передаче бывшей русской церкви при Посольстве от 26 июля 1927 года говорится, что «постройка в течение 13 лет не отапливалась и не проветривалась». По этому протоколу австрийское правительство передало церковь правительству СССР через его представителей – секретаря консульской части Полпредства в Вене Блуменфельда, зав. финансовой частью Крэбса и коменданта экономической части Луца «вместе с участком земли и инвентарем, принадлежащим данной церкви, согласно списку, по которому он был в свое время передан в Вене испанским посольством». В этой связи, за неимением каких-либо документальных доказательств на сей счет, можно предположить, что до того, как здание церкви перешло в управление австрийского правительства, оно, видимо, еще до революции 1917 года было передано под присмотр посольства Испании в Вене.

Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал:

В Вене мы остановились в отеле. В столице Австрии в те дни атмосфера была напряженная, суровая. Нет продуктов в магазинах, скудость во всем: кусочки сахару потребляют по счету, ломтики хлеба тоже.

Я разыскал Управление Красного Креста. Его уполномоченный, Шабельский, направил меня в наше посольство; там находилась наша церковь, она была устроена незадолго до войны и отличалась благолепием. Русское посольство состояло под охраной нейтральной державы - Испании. К испанцу, заведующему, и я обратился.

Он повел меня в церковь. Раскрылись двери... - пахнуло затхлостью. Моим глазам представилась ужасная картина... Не храм, а "мерзость запустения": стены и пол густо покрыты пылью, ступаешь, как по ковру, - остаются следы; иконостас потускнел, и не сказать, что новый; в алтаре на престоле пыль лежит серым покрывалом, паутина свисает лохмотьями... Смотрю... - антиминс!! "Это такая святыня, что ее только архиерей или священник может хранить, позвольте мне взять ее..." - обратился я к испанцу. "Пожалуйста". Смотрю - и запасные Святые Дары!! и Святое Миро... Все брошено, все оставлено... Любезный испанец позволил мне унести и эти святыни. [2]

Мне удалось наладить приход, поручив его священнику Авениру Дьякову (из довоенных диаконов этой церкви). Но о.Авенир оказался не на высоте, и его пришлось заменить. Приехал и бывший до войны настоятель Венской церкви протоиерей Рождественский. Он проживал в Швейцарии и все ждал, когда какое-нибудь начальство призовет его к исполнению священнослужительских обязанностей. Ждал тщетно, наконец вернулся в Вену, больной, крамольный, служить уже не мог и скоро умер, завещав свою библиотеку нашему Богословскому Институту. По увольнении А.Дьякова я назначил архимандрита Харитона, бывшего ректора Волынской семинарии. В Польше митрополит Дионисий назначил его в сельский приход. Я пожалел его, выписал в Вену. Он вел приход плохо и в конце концов ушел к "карловчанам". Я заменил его сначала священником Д.Колпинским, перешедшим ко мне из католичества; через некоторое время он заболел нервным недомоганием, опять вернулся в католичество и скоро умер. Я заменил его хорошим батюшкой старого типа протоиереем Ванчаковым. Приход в Вене маленький, слабенький, едва влачит существование. "Карловчане" открыли параллельный приход, который возглавляется приехавшим из России епископом Серафимом Ляде, немцем по происхождению; но и ему не удалось создать сильный приход. Недалеко от Вены, в Baden hei Wien [3], также организовалась, главным образом трудами князя Г.Н.Трубецкого, приходская община, настоятелем которой я назначил протоиерея Д.Барсова, но он вскоре умер; община была приписана к Венскому приходу, а потом совсем закрылась. [4]

Наступил март 1938 года, когда Австрия была поглощена нацистским рейхом. Советское правительство выразило категорическое несогласие с аншлюсом Австрии и предпочло совсем закрыть свое представительство в Вене. По воспоминаниям некоторых современников, ключи от всех зданий советского дипломатического комплекса, в том числе и от храма свт. Николая, якобы были переданы представителям дипмиссии нейтральной Швейцарии, чтобы та осуществляла присмотр за недвижимостью.

Вторая мировая война

В 1941 году Германия напала на Советский Союз. Нацисты быстро приняли решение об использовании советской собственности в Австрии. Внешнеполитическое ведомство рейха конфисковало всю недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, и взяло ее под свое управление. После этого сотрудники венского управления гестапо взломали двери зданий и изъяли интересовавшие их предметы и материалы. 23 сентября 1941 года часть советской недвижимости была передана в пользование Имперской высшей музыкальной школы города Вены (ныне – Венский университет музыки и изобразительного искусства), а другая часть – под общежитие для детей школьного возраста, являвшихся членами Гитлерюгенда. Решение принималось венской городской администрацией по согласованию с внешнеполитическим ведомством Германии, правда, с оговоркой, что оно "носит временный характер, поскольку недвижимость по окончании войны, возможно, будет передана будущему русскому государству". В распоряжении фашистской администрации Вены сказано: "Бывшая церковь может использоваться высшей музыкальной школой для организации представлений как по линии музыкальных, так и танцевальных классов, причем общежитие для детей школьного возраста также может располагаться в здании". Передача советского полпредского комплекса состоялась 2 октября 1941 года.

В конце августа 1942 года здание советской дипмиссии осмотрели сотрудники СС, объяснив цель своего визита простым любопытством. Однако обеспокоенное руководство Музыкальной школы поспешило заявить венским городским властям о недопустимости передачи кому-либо занимаемых учреждением помещений. Но уже в сентябре 1942 года из районного отделения полиции в музыкальную школу поступило уведомление о том, что здание будет использоваться для размещения бездомных, если таковые появятся в результате авианалетов на Вену. Руководство школы в очередной раз выступило против отчуждения "своей" недвижимости, мотивировав возражения в частности тем, что в помещениях имеется много ценных предметов. Протест подействовал.

Вокруг церкви, однако, ощущалось постоянное напряжение. Например, в октябре 1942 года начальник школьных классов музыкального образования и танцев просил вышестоящие инстанции ходатайствовать об усилении полицейской охраны здания. "Множатся случаи, – писал он, – когда незнакомые лица под различными предлогами (мужчина ищет некую женщину, которая обучает грамоте русских детей, или некто хочет забрать из церкви облачения для совершения богослужений и т.д.) пытались проникнуть внутрь. Я давно просил полицейский участок об усилении охраны здания и обращаюсь в связи с этим повторно".

По указанию городских властей Вены от 19 мая 1943 года собор свт. Николая был передан для проведения богослужений во временное пользование русской православной общине во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком. На актах приема-передачи церковного имущества стоит печать Русской православной церкви Покрова Прсв. Богородицы (Вена, Рихтхофенгассе 7). Тем самым было удовлетворено ходатайство Г. фон Генюка к венским властям от 22 июня 1942 года о передаче в пользование здания церкви. Речь здесь идет об уступке, сделанной отделившейся от Московского Патриархата русской Зарубежной православной церкви, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Передача храма в пользование "зарубежникам" могла бы состояться и раньше (соответствующее решение было принято еще в январе 1943 года), однако венские власти распорядились сначала провести в церкви небольшие ремонтно-монтажные работы, так как, во-первых, существовала угроза обрушения центральной бронзовой люстры весом 700 кг и, во-вторых, протекала кровля, поврежденная ураганными ветрами. Весной 1943 года люстра была демонтирована, и в срочном порядке произведены необходимые кровельные работы. Спешка объяснялась тем, что 23 мая в Вене ожидали прибытия митрополита Зарубежной православной церкви. Германское внешнеполитическое ведомство взяло на себя все расходы по упомянутым работам. Это можно понимать как важный "дипломатический" жест по отношению к фашистским коллаборационистам, однако в одном из документов Венской городской управы от 14 января 1943 года говорится, что "использование церкви в целях богослужений ни в коей мере не должно мешать занятиям Венской высшей музыкальной школы". Церковная община не имела права препятствовать проведению в соборе музыкальных занятий и выступлений. О проведении богослужений музыкальную школу надо было информировать заранее. Община должна была также согласиться с тем, что в церкви, там, где обычно стоят певчие, музыкальная школа разместила свой небольшой орган.

Подвальные помещения собора во время войны использовались как склад ценных коллекций Ботанического института при Венском университете и хранилище его научной библиотеки. Ботанический институт полагал, что прятать коллекции в церкви от налетов авиации союзников надежнее, чем в каких-либо других местах. Институт пытался разместить свои коллекции на первом этаже приходских помещений, однако этому воспротивилась музыкальная школа. Было опасение, что коллекции – растения в банках со спиртом и формалином – могут усилить риск крупного пожара в случае налета авиации союзников. Подвальные помещения церкви предусматривалось также использовать под бомбоубежище для учреждений, размещавшихся в посольском комплексе.

История собора после Второй мировой войны

После освобождения Вены советскими войсками храм, хотя и сильно поврежденный во время военных действий, был восстановлен усилиями военных и вновь открыт, в юрисдикции Московского Патриарха. Для этого в Вену в октябре 1945 года архиепископ Фотий (Топиро). Для окормления венско-австрийской паствы был назначен в 1946 году архиепископ Сергий (Королев). Он много потрудился по устройству общины и ликвидации ущерба, нанесенного венскому собору войной. В 1949 году архиепископ Сергий был переведен в Берлин. К венскому собору был назначен архимандрит Арсений (Шиловский). В 1951 году было учреждено Венско-Австрийское благочиние, и первым благочинным стал о.Арсений. Это благочиние в 1962 году было преобразовано в Венскую и Австрийскую епархию Русской Православной Церкви. С 13 марта 1975 года архиепископом Венским и Австрийским стал архиепископ, затем митрополит Ириней. С осени 1997 года, после кончины протоиерея Михаила Турчина настоятельствовал прот. Николай Орлов. Нынешний настоятель - прот. Владимир Тыщук

В соборе на средства Венских властей, Московской Патриархии и на пожертвования прихожан проводятся большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора, со времени войны находившихся в запустении.

19 мая 1969 года приход Свято-Николаевского собора признан юридическим лицом.

Достопримечательности венского собора

Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора, состоит из главного храма во имя cвятителя Николая и нижнего храма cв. Александра Невского.

В верхний храм собора ведёт широкая каменная лестница. Во фронтоне крыльца помешена мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная художником Н.А.Бруни [5]. На верхней площадке лестницы - великолепный витраж с изображением покровителя собора - св. Николая.

Внутрь верхнего храма свет проникает сквовь окна наборного стекла пастельных тонов. Поэтому даже в самую пасмурную погоду создается впечатление, будто храм освещен солнцем. В трех окнах алтаря: витражи-иконы Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Чтимой всеми прихожанами святыней является икона святителя Николая - дар и благословение Святейшего Патриарха Алексия I. Тут же в ковчежце пребывает частица мощей Св. Николая, пред которыми по четвергам вечером обычно читается акафист. Также в верхнем храме имеется икона Божией Матери "Избавительница".

В настоящее время (зима 2008) в верхнем храме осуществляется роспись стен. Службы идут в нижнем храме, обновлённом в ходе недавненго ремонта. тут же, в левом приделе во имя свят. Мартина, епископа Турского оборудована купель для крещения по полному чину.

Звонница собора в десять колоколов увенчана куполом. Самый большой из колоколов весит 1200 кг.

В помещениях храма располагается канцелярия Венской епархии, приходская библиотека и приходской зал. Внешнее композиционное и цветовое решение храма - словно жизнерадостный аккорд в респектабельности архитектурного ансамбля посольского квартала живописной Вены.

В бурную эпоху мировой войны и Революции в России Святейший Патриарх Тихон назначил главой русских церквей в Европе Митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские приходы заграницей пополнились тогда пленными и эмигрантами. Митрополиту Евлогию, жившему в Берлине и Париже, удалось наладить жизнь русских церквей и приходов в Европе. Митрополиту, в том числе, удалось наладить после Первой мировой войны жизнь венского приxода, поручив его вначале священнику Авениру Дьякову. Он был из довоенных диаконов венской церкви. Но вскоре о.Авенира заменил бывший до войны настоятель венской церкви прот. Рожественский. Далее, после нестроений, в приход прибыл "батюшка" старого типa прот. Ванчaков...

Свято-Николаевский приход объединяет верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит сохранении и свидетельстве Православия среди культурного и религиозного разнообразия; в духовном окормлении православных верующих; и в представительстве Русского Православия в столице Австрии.

Настоятели

Использованные материалы



[1]  Михаил Федорович Раевский, Большая биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/105358/%D0%A0%D...%B9

[2]  http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=740

[3]  в Бадене

[4]  http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=741

[5]  Iskusstvo i hudozhestvennaja promyschlennost'. Illjustrirovannoe isdanie Imperatorskogo obschestva Pooschrenija Hudozhestv, 1899, Nr. 9-10, s.738.

[6]  Павел Григорьевич Красноцветов, Большая биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/63161/%D0%9A%D1...%B2

Редакция текста от: 22.12.2015 15:08:03

"ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google