Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОБРИНСКИЙ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протопресвитер Борис Бобринский
Протопресвитер Борис Бобринский
Борис Алексеевич Бобринский (1925 - 2020), протопресвитер, клирик Архиепископии русских церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат)

Родился 25 февраля [1] 1925 года в Париже в семье графа Алексея Алексеевича Бобринского и графини Натальи Павловны Ферзен, покинувших Россию во время революции. Потомок сына Екатерины Великой и графа Григория Орлова.

Большое влияние на становление его богословского ви́дения оказала близкая дружба с Владимиром Лосским.

В 1949 году окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, защитив кандидатскую диссертацию под руководством отца Георгия Флоровского на тему "Таинство миропомазания у восточных Отцов IV века," в котором предпринял попытку изучения богословия и практики совершения этого таинства в ранней сиро-палестинской традиции (т.е. у святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста и др.).

С 1949 по 1951 год стажировался на богословском факультете Афинского университета, исследуя рукописи святителя Григория Паламы, хранящиеся на Афоне и в Афинах.

После возвращения во Францию в 1951 году был приглашён преподавать историю Древнего Востока в Свято-Сергиевском институте. С того же года - помощник инспектора. С 1953 года - профессор догматического богословия.

С 1954 года заведовал кафедрой догматического богословия. Сферой особого его интереса в догматике было троичное богословие. В своем преподавании сочетал глубину библейского богословия с постоянной обращенностью к святоотеческому наследию.

В 1957 году женился на Елене Юрьевне, урожденной Дистерло. У них родилось трое детей.

Весной 1959 года был рукоположен во диакона митрополитом Владимиром (Тихоницким), а 18 октября того же года - во пресвитера. Стал последним священником, рукоположенным владыкой Владимиром [2].

В 1968 году, после трагической гибели отца Петра Струве [3], был назначен настоятелем франкоязычной церковной общины Святой Троицы в крипте Свято-Александро-Невского собора в Париже с 1969 года (с 1973 года - приход).

В 1965-1967 годах занимался научными исследованиями на факультете протестантской теологии Университета Нёфшатель, Франция.

С 1969 по 1990 год являлся ответственным за православное участие в богословском преподавании в Высшем институте экуменических исследований при Католическом университете в Париже.

В 1970-х годах стал одним из основателей и первым руководителем радиостанции "Голос Православия" в Париже. Также один из основателей и главный редактор (directeur de la redaction) бюллетеня "Bulletin de la Crypte", издающегося с 1971 года.

В 1986 году защитил докторскую диссертацию при Свято-Сергиевском институте на тему "Почивание Святого Духа на Христе."

С 1993 по 2005 год - декан Свято-Сергиевского института.

Служил благочинным для франкоязычных приходов Константинопольского русского экзархата.

Вместе с оо. Георгием Флоровским, Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом считается участником "патристического возрождения" в русском зарубежье во 2-й половине XX века. Участник экуменического движения.

Cкончался 7 августа 2020 года [4].

Труды

Его деятельность по переводу литургических текстов и внедрению православного богослужения на французском языке, а также активная миссионерская деятельность его прихода способствовали распространению Православия во Франции и Западной Европе в целом.

Автор многочисленных богословских статей, напечатанных в русских и иностранных журналах, включая:

  • "По поводу новой книги о бессмертии и воскресении Оскара Кульмана," Вестник РСХД, 1957, 47.
  • "Экуменические встречи в Монреале (1963)," Вестник РСХД, 1963, 70/71.
  • "Христос - свет мира," Вестник РСХД, 1964, 64-65.
  • "Православие Прот. Сергия Булгакова," Вестник РСХД, 1966, 81.
  • "Трапезы Воскресшего," Вестник РСХД, 1971, 100.
  • "Лекция по догматическому богословию о Св. Троице," Богословский сб. 1997, вып. 1, 5-41.
  • "Наследие Адама с точки зрения о. Иоанна Мейендорфа," Богословский сб. 1999, вып. 3, 9-20.
  • "Тайна Пресвятой Троицы," Богословский сб. 2000, вып. 10, 9-21.
  • "Отец Сергий Булгаков. Тайнозритель Премудрости Божией," перепечат. в Два Булгакова: разные судьбы, вып. 1, М.; Елец, 2002, 227-247.

Среди более крупных его трудов:

  • Le Mystere de la Trinite: Cours de la theologie orthodoxe, Paris: Cerf, 1986 (Тайна Святой Троицы) - курс православной триадологии, результат более чем 30-летнего преподавания в Свято-Сергиевском институте. В сочинении отражены основные положения православной триадологии и история ее понимания начиная с апостольских времен до падения Константинополя. Автор показывает, что тринитарное учение святых отцов неотделимо от молитвенной жизни и богослужения. Поэтому учение о Святой Троице раскрыто в книге через обращение как к святоотеческому наследию, так и к богослужебным текстам. Дается православный анализ западного учения о Filioque, основное внимание уделено православному учению о почивании Святого Духа на Христе.
  • Communion du Saint-Esprit, Bellefontaine, 1992 (Причастие Святого Духа) - курс православной пневматологии, затрагивает догматическую тему превечного почивания Святого Духа на Христе, рассматривая ее последовательно в тринитарном, а затем экклезиологическом аспекте.
  • Le Mystère de l'Église, 2000 (Тайна Церкви) - курс лекций по православной экклезиологии, прочитанный в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. В книге разбираются ветхозаветные прообразы Церкви и показывается их реализация в новозаветное время. Церковь и ее спасительная роль рассматриваются в неразрывной связи с православной триадологией и христологией.
  • La Compassion du Père, 2000 (Сострадание Отца) - попытка дать христианский ответ на вопрос о смысле страдания в современном мире. Показывается, как через приобщение к жизни во Христе человек делается причастником сострадательной любви Отца, преодолевая свои одиночество и боль.
  • List of the writings of professors of the Russian Theological Institute in Paris [ed. by L. Zander], 1965.
  • Le Dieu manifeste: Homelies..., Bussy, 1999.
  • Les cieux ouverts: Homelies..., Bussy, 2000.

В соавторстве:

  • Православие в жизни Нью-Йорк, 1953.

Литература

  • Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 [cост. Н. М. Зернов], Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
  • Rev. Pere Boris Bobrinskoy: Docteur honoris causa a la Faculte de theologie de l'Universite de Fribourg, Fribourg, 2001, 5.
  • Русская мысль, 2005, № 41 (4574), 5.

Использованные материалы



[1]  Версия Православной энциклопедии, по нек. другим источникам - 15 февраля

[2]  http://exarchat.eu/spip.php?article1037

[3]  Религиозные деятели Русского Зарубежья, http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_050.htm

[4]  Скончался протопресвитер Борис Бобринский // информ-агенство Благовест-Инфо, http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=89828

Редакция текста от: 07.08.2020 19:55:33

"БОБРИНСКИЙ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google