ОМСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Омский Крестовоздвиженский собор, 14 июля 2009. Фотография с сайта sobory.ru
Омский Крестовоздвиженский собор, 14 июля 2009. Фотография с сайта sobory.ru
Омский собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Омской епархии

Кафедральный собор Омской епархии с 1946 по 1992 год.

Строительство храма

С инициативой строительства храма в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял святой праведный Стефан Омский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал епископу Тобольскому и Сибирскому Феогносту (Лебедеву):

"По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно"; "...люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники".

В 1862 году Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал под строительство "свободную площадь" на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был "улучшен в некоторых частях" в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь "под наблюдением по технической части" омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Зодчие Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 года освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности.

Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века
Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века
К 1867 году храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 года. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский.

12 февраля 1896 года был освящен второй престол в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Деятельность прихода в кон. XIX - нач. XX века

С 1891 года при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

В 1901 году состоялось открытие народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

С 18 августа 1904 года по штату церкви было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В течение года, по сведениям 1914 года, бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 отпеваний.

8 мая 1919 года около храма заложили сад.

В годы советской власти

В 1920 году имущество собора было национализировано.

Прихожане почти всех церквей Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. В 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.

30 ноября 1930 года представители советской власти изъяли из храма 473 книги, а через несколько дней был арестован священник храма о. Алексий Головин.

В мае 1933 года было сфабриковано групповое уголовное дело на священнослужителей Крестовоздвиженской церкви за "антисоветскую деятельность". Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы.

5 ноября 1936 года Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись. В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженской церкви 18 ноября подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания был приостановлен.

25 декабря 1937 года Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М.И. Калинина: "Церковь закрыть. Здание снести".

Постановление было выполнено лишь наполовину: общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно - обувной фабрики.

В 1938 году в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение митрополита Сергия (Страгородского) "пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом", молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 года "О порядке открытия Церквей" своим решением от 7 марта 1943 года зарегистрировал общину верующих и 2 августа года передал общине Крестовоздвиженскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года в храме начали совершаться богослужения. Настоятелем общины стал протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

Весной 1944 года верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омской епархии в 1946 году собор получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 года.

В 1951 году по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в имя Пророка Илии.

Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма - из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись.

Новейшая история

26 июня 1980 года решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

В 1988 - 1990 годах по проекту омского архитектора В.А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела – в имя свт. Иоанна Тобольского и во имя св. равноап. князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому на нач. 2010-х годов собор имеет три престола и пять приделов.

1990-х годах при соборе было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 года в трапезной собора в присутствии митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С.Н. Смоляков и историк-краевед А.М. Лосунов.

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

При храме функционирует воскресная школа.

Архитектура

Размеры собора: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 года – 37,2 м).

В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси.

Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Иисуса Христа.

Колокольня трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами. Главы - на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По "ребрам" купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.

Изменения внесенные в проект Лазаревым, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.

Статистика

Святыни

Настоятели

Приписные храмы

  • домовая церковь при Покровской профессиональной школе (по свед. 1914)

Литература

  • Гуменюк А.Н. Крестовоздвиженская церковь и строительство православных культовых сооружений в 1850 - 1870-е гг. в Омске (к проблеме стилеобразования)// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - № 6. – Омск, 1996. – С. 157-163.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XYIII - начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. - Омск, 1995. - С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - 1993 г. - № 2. - С. 102-106.
  • Селюк В. Храм на Кадышевском форштадте// Омская правда. – 1990, 11 июля.
  • Черказьянова И.В. Служители и активисты Церкви, репрессированные на территории Омской области в 1920-х - начале 1950-х гг. // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - № 5. - Омск, 1997. – С. 260, 277.
  • Шангин М.С. Террор против совести. - Омск: Омское книжное издательство, 1994. – С. 216- 232.

Использованные материалы

  • Историческая справка с официального сайта собора:
  • Лебедева Н.И. "Крестовоздвиженская церковь в Омске":
  • Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 119.
  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 41-42.
  • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 24-26.

Редакция текста от: 15.08.2013 13:27:37

"ОМСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google