СТЕФАН ОМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прав. Стефан Знаменский, Омский
Прав. Стефан Знаменский, Омский
Стефан Яковлевич Знаменский, Омский (1806 - 1877), протоиерей, праведный

Память 30 июня и в Соборе Сибирских святых

Родился 2 августа 1806 года [1] в Железно-Томском заводе Барнаульского округа Томской губернии в семье священника.

В 1824 году окончил Тобольскую духовную семинарию.

В сане священника служил при Петропавловском соборе в Барнауле.

В 1827 году по собственной просьбе переведен в Курган, где познакомился с ссыльными декабристами.

В 1836 году определен священником кафедрального собора Тобольской духовной консистории.

В 1839 году возведен в сан протоиерея и переведен в Ялуторовск.

В 1842 году им совместно с декабристом И.Д. Якушкиным на пожертвования купца Медведева и других лиц было открыто бесплатное ланкастерское (по методу взаимного обучения) училище для мальчиков. В нем преподавались: катехизис, священная история, чтение на славянских языках, русская и латинская грамматика, география, арифметика и чистописание, а желающие поступить в духовные училища знакомились также с основами латинского и греческого языков. В 1845 году в память о своей жене 3наменский открыл ланкастерское училище для девочек.

В декабре 1853 года был переведен в Омск (по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири Г.X. Гасфорда), где до 1868 года исполнял обязанности настоятеля Омского Воскресенского собора.

В 1854 году открыл в Омске женскую ланкастерскую школу, которая позднее была преобразована в первую женскую гимназию. При Воскресенском соборе стараниями отца Стефана была создана одна из лучших в Сибирских духовных библиотек.

В течение более чем 50-летней службы о. Стефан был благочинным городских и сельских церквей, состоял первоприсутствующим духовных правлений в различных городах, служил членом духовных консисторий, был экономом Тобольской духовной семинарии и законоучителем в светских учебных заведениях.

Был лично знаком со многими известными людьми своего времени, вел с ними переписку. Наиболее близкие отношения поддерживал с М.А. и Н.Д. Фонвизиными. Об о. Стефане много добрых воспоминаний оставили декабристы Е.П. Оболенский, И.И. Пущин и др. Дружеские отношения связывали его с крупнейшим церковным историком, краеведом и агиографом Сибири прот. А.И. Сулоцким, благодаря биографическому очерку которого сохранилось большинство сведений о прот. Стефане. В омский период жизни прот. С. Знаменский общался с Ф.М. Достоевским. По предположению М.М. Громыко, идеи прот. С.Я. Знаменского оказали существенное влияние на формирование взглядов великого русского писателя, а некоторые черты личности омского пастыря отражены в образе архиерея Тихона в романе «Бесы».

Прот. С. Знаменский оставил после себя значительное рукописное наследие, заслуживающее серьезного изучения. Вел подвижническую жизнь. Многие прихожане с благодарностью вспоминали его как своего благодетеля, хотя ввиду совершенной нестяжательности, а также частых перемещений по службе о. Стефану и его многодетной семье порой приходилось терпеть нужду и лишения. В Омске он не имел даже собственного дома, семья жила в казенном помещении.

С 1866 года состоял в комитете по народному образованию от православного духовенства, входил в правление Омского духовного училища.

В 1868 году он вышел на пенсию и занялся садоводством.

В 1876 о. Стефан тяжело заболел.

Скончался 2 апреля 1877 года [2] в Омске. Отпевание пастыря проходило 6 апреля в Воскресенском соборе, где он прослужил в сане протоиерея 23 года. Священник был погребен на городском Шепелевском кладбище. Первоначально на могиле (которая в советское время была осквернена и стерта с лица земли) стоял простой металлический крест, а к началу XX века усердием верующих омичей был сооружен памятник в виде часовни. В 1930-е годы кладбище было уничтожено, теперь там пожарная каланча и улица 5-й Армии.

10 июня 1984 года был причислен к лику Сибирских святых.

Из воспоминаний М. Путинцева [3]:

В служении отец Стефан был необыкновенно благоговеен... Голос он имел довольно тихий, но при служении его в обширном Омском соборе каждое слово возгласа или молитвы его слышалось всем внятно и ясно. Служением им всенощных бдений и литургий в Омске не отличалось особенною продолжительностью, так как прихожане собора люди все военные или чиновные, и если б утомлять их продолжительными богослужениями, то они совсем перестали бы посещать церковь. Взамен этого, служение о. Стефана отличалось стройностью, порядком, неспешным и внятным чтением на клиросе и прекрасным пением певчих.

От природы он был слабого сложения и в жизни своей раз подвергался тяжким болезням, почему и был всегда слабый, бледный тощий и тщедушный, и в преклонных летах так утомлялся при совершении богослужения, особенно литургии что, по возвращении из церкви, падал в изнеможении на постель. Но отдохнув час или полчаса, бывал готов на какую угодно службу на всякое дело. С требою он был готов идти или ехать во всякое время дня и ночи, во всякую погоду и никогда никто не слыхал от него ропота или негодования даже тогда, когда его призывали на требу не в очередь, не в его седмицу…

«Бывало, - повествовал о. Стефан, - зимою отслужишь утреннюю или литургию, устанешь сильно, а тут является мужичок с требою из дальней деревни верст за 40: треба неотложная, нужно торопиться, и вот прямо из церкви садишься в сани или телегу и едешь; затрясет, закачает тебя в дороге, усталого и голодного, так что когда придешь в деревню и выйдешь из экипажа, то тебя во все стороны покачивает, и едва-едва войдешь в избу. После мужички сказывали мне, что пока они не узнали, что я в рот не беру никакого вина, то видя мня покачивающегося и нетвердого на ногах, частенько думали: «эх, выпил, знать, порядком наш батюшка». При этом старец, улыбаясь, прибавлял: « вот как иногда в народе может составиться мнение о нетрезвости священника! Но это только до времени, всякое дело себя оправдает».

За приходские требы с людей бедных он по большей части не брал никакой платы, а чтобы не возбудить за подобный образ действий ропот своего причта, он часто, отказавшись от вознаграждения за требу, вносил в братскую кружку свои собственные деньги, стараясь все это сделать по возможности тайно; но сослуживцы его не могли это не заметить и не один раз просили отца протоиерея, чтобы он не вкладывал в кружку своих денег, но не стесняясь по своему усмотрению брал платы за требы, уверяя его, что они роптать на это не будут. Старец, однако, редко исполнял такие просьбы своих сослуживцев и продолжал поступать по своему…

Духовных журналов и частью газет выписывал он до 15 и все это успевал внимательно перечитывать, несмотря на слабость своих телесных сил и многосложность своих занятий и трудов. Пишущему эти строки не раз доводилось вошедши в кабинет отца протоиерея заставал его стоящим на коленях у стула и читающим книгу. К этому коленопреклоненному чтению принуждала о. Стефана тяжкая болезнь – геморрой и боль в пояснице. Быть же без чтения и вообще без умственного занятия старец не мог даже во время сильных припадков его многочисленных недугов…

Награды

  • набедренник (31 марта 1834)
  • скуфья (27 апреля 1840)
  • камилавка (8 апреля 1844)
  • золотой наперсный крест (17 апреля 1854)
  • бронзовый наперсный крест (декабрь 1866)
  • наперсный крест, украшенный императорской короной (21.04.1871)
  • палица (11.05.1862),
  • орден св. Владимира IV степени (31.03.1874),
  • наперсный золотой крест, поднесенным в честь пятидесятилетия священнического служения (высочайше было разрешено принять и носить 11 января 1875)
  • ордена св. Анны II и III ст.

Литература

  • Сулоцкий А., прот. Слово на праздновании пятидесятилетнего юбилея Омского протоиерея Стефана Знаменского (15 сент. 1874 г.) // Странник. - 1874. - Окт.
  • Он же. Пятидесятилетний юбилей Омского протоиерея Стефана Яковлевича Знаменского. - СПб.: Тип. духов, журн. "Странник" 1874.- 17с.
  • Он же. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский: Биогр. очерк. - СПб.: Тип. духов, журн. "Странник", 1877. - 16 с.

Использованные материалы



[1]  По ряду др. источников, родился в 1804 году.

[2]  По др. сведениям, скончался в 1876 году.

[3]  Путинцев М. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский // Душеполезное чтение. – 1888. №1. –С.73-92 - http://lubelia.livejournal.com/885784.html

Редакция текста от: 13.07.2013 14:02:17

"СТЕФАН ОМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google