Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САРАТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Саратовская православная семинария. Современный вид  исторического здания. Фото Ю. Ракиной.
Саратовская православная семинария. Современный вид исторического здания. Фото Ю. Ракиной.
Саратовская православная духовная семинария, высшее учебное заведение Саратовской митрополии Русской Православной Церкви

Первая попытка открыть духовную школу в Саратове была предпринята еще в XVIII столетии. В 1770 г., когда Саратов входил в состав Астраханской епархии, было основано духовное мужское училище, которое носило название "духовная семинария". Однако 6 января 1777 г. оно было упразднено в связи с открытием в Астрахани новой семинарии. В течение последующих лет неоднократно предпринимавшиеся попытки возродить в Саратове духовное учебное заведение, к сожалению, окончились безрезультатно.

16 октября 1799 г. была учреждена самостоятельная Саратовская епархия. Центром епархиальной жизни стала Пенза. За два года до образования Саратовской епархии она утратила статус губернского города и в качестве уездного вошла в состав Саратовской губернии. В этой связи в Пензе оказались свободными многие административные здания, которые были переданы в ведение Св. Синода. В них-то и было решено разместить органы епархиального управления и духовную семинарию вновь учрежденной Саратовской епархии.

Стараниями преосвященного Гаия, Саратовская семинария, находившаяся в Пензе, открылась 1 октября 1800 года. В следующем году последовало восстановление Пензенской губернии, в связи с чем в начале декабря 1803 г. указом Святейшего Синода Саратовская епархия, включавшая в себя территорию двух губерний - Саратовской и Пензенской - была переименована в Пензенскую, соответствующему переименованию подвергалась и семинария.

В 1820 году в Саратове было открыто духовное училище.

В 1828 году была восстановлена Саратовская епархия, теперь в границах Саратовской губернии, а епископ стал именоваться Саратовским и Царицынским. Первым епископом в Саратов Святейший Синод определил еп. Моисея (Богданова-Платонова). Рекомендуя преосвященному здания для размещения епархиальных учреждений, Синод предписывал предусмотреть и размещение в них духовной школы. Речь шла о каменных зданиях, принадлежащих статскому советнику Устинову, расположенных вблизи Троицкого собора. Они-то и были приобретены для будущей Саратовской семинарии.

Необходимость в учреждении духовной школы в огромной по территории и немалой по населению Саратовской епархии была насущной. По сведениям клировых ведомостей за 1829 г., из 730 протоиереев и священников Саратовской епархии только 140 человек, то есть примерно двадцать процентов, получили полное семинарское образование, 243 человека вышли из семинарии, не окончив курса, а 347 человек, то есть около половины, даже не поступали в семинарии. Известный саратовский историк, член-основатель Саратовской Ученой Архивной Комиссии Александр Николаевич Минх так писал о нравственном состоянии духовенства Саратовского края на рубеже XVIII и XIX столетий:

"Материальный и нравственный быт нашего русского духовенства стоял в старину в тесной связи с народною жизнью и воззрениями. Вышедшее большею частью из простого народа, оно имело те же пороки и качества, духовные воззрения, тот же умственный, нравственный уровни, предрассудки, суеверия и проч[ее], как и наш простолюдин... Неприглядную картину быта и положения русского духовенства рисуют нам эти архивные дела духовных правлений XVIII века, строй жизни и развития того времени стоял на самом низком уровне... Священник того времени жил в простой крестьянской избе и мало отличался от мужика, нося ту же одежу, нагольный тулуп из белых овчин и лапти, сам обрабатывал свою землю. Даже в 1850-х годах можно было часто встретить священника и дьякона за сохой или убирающего, в одном белье и лаптях, с заплетенной косицей, свой хлеб и сено...".

В сентябре 1830 года в Саратов начали прибывать первые воспитанники будущей семинарии. Ими были ученики Пензенской семинарии, которые поступали туда из Саратовской епархии. Им надлежало заниматься в среднем и высшем отделениях. Для занятий в низшем отделении прибыли выпускники Саратовского, Петровского и Камышинского духовных училищ. 26 октября 1830 года был совершен торжественный акт открытия семинарии. В её ведении находились подведомственные Балашовское, Вольское, Камышинское, Петровское и Саратовское духовные училища [1].

Саратовская духовная семинария, фото XIX в.
Саратовская духовная семинария, фото XIX в.
В 1885 году семинария переехала в новое здание, построенное на углу Александровской и Малой Сергиевской улиц.

6 октября 1885 г. в семинарии была освящена домовая церковь во имя Иоанна Богослова. Поскольку общежитие своекоштных студентов по-прежнему располагалось в старом здании, здесь по благословению преосвященного Павла (Вильчинского) 18 декабря 1888 г. была освящена домовая Покровская церковь.

В 1899 г. было создано Общество вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской семинарии. Большинство воспитанников были детьми сельского духовенства, часто происходили из семей бедных диаконов или псаломщиков, а потому приезжали в епархиальный центр на учебу нередко без гроша в кармане. Инициатором создания Общества стал ректор семинарии отец П. Г. Извеков.

6 марта 1906 году воспитанники семинарии присоединились к общегородскому протесту учащихся учебных заведений против решения Военного суда по делу эсерки Анастасии Биценко, убийцы известного в Поволжье борца с революционной гидрой генерал-адъютанта В. В. Сахарова. Произошедшее объяснялось семинаристами "сторонней агитацией" и даже угрозами со стороны учеников и студентов светских учебных заведений на случай отказа принять участие в общегородской ученической забастовке. Как бы то ни было, но поддержка со стороны семинаристов убийцы говорила о многом. Очевидно, что это было следствием не только общенационального кризиса, но и серьезных просчетов в системе духовного образования. Тем более, что отмеченный случай был не единственным "протестным" актом саратовских семинаристов, в результате которых в конце 1906/1907 учебного года семинария оказалась фактически закрытой. Епархиальное начальство предприняло ряд мер для искоренения в семинарских стенах бунтарства и для оздоровления духовной школы.

В 1908 г. Саратовский епископ Ермоген (Долганев) составил специальный отзыв на проект реформирования духовной школы, который был отослан в Санкт-Петербург на имя обер-прокурора Св. Синода, а затем под названием "Борьба за истину нашей духовной школы" опубликован в "Саратовском духовном вестнике" и отдельным оттиском. Главный тезис записки епископа Ермогена сводился к отстаиванию духовности школы, ее церковного характера в противовес предлагавшемуся светскому. Действительно, владыка не принял проекта организации "пастырских школ" наряду с духовными. Он отстаивал "цельную и неделимую" семинарию, в которой юношество наряду с получением знаний укрепляется "в духовном настроении, в молитве, посещении храма Божия, в сохранении себя к труду и послушанию". Епископ подчеркивал, что духовная семинария - часть Церкви, а не самостоятельное учреждение, поэтому годы обучения в ней должны были "приблизить атмосферу церковного служения к … свойствам и склонностям души юношей, … сроднить эту атмосферу с их душою, сделать ее близкою, приятною и дорогою: чтобы и молитвы, и церковь, и сами священнослужители, и все, что составляет круг мыслей, чувств, событий и предметов церковно-духовной жизни - все это не только предносилось бы пред умственным взором питомцев духовной школы, но уже и теперь в самой колыбели-школе ощущалось бы как родная атмосфера, как родная стихия".

В годы Первой мировой войны здание семинарии было частично отведено под воинский постой. С 20 августа 1914 г. весь состав учащих и служащих семинарии договорились жертвовать ежемесячно 3 процента от жалования на организацию лазарета имени преподобного Серафима Саровского.

1915/1916 учебный год в Саратовской семинарии долго не мог начаться, поскольку практически все здание было занято под нужды военного времени. В конце концов, так и не дождавшись освобождения здания от воинского постоя, руководство учебного заведения решило заниматься посменно в свободных классах, которые, по выражению современника, "удалось семинарии буквально отвоевать для себя". Постепенно совмещение в одном здании учебного процесса и воинского постоя стало привычным для обеих сторон. По просьбе военного начальства с 25 ноября 1915 г. семинаристы в домовой церкви начали вести с воинами беседы о войне и ее христианском восприятии. Более того, семинаристы регулярно посещали епархиальный лазарет, в котором обучали грамоте раненых воинов и беседовали с ними, а также благотворительные чайные-столовые, в которых учили детей многочисленных беженцев, появившихся за 1915 г. в Саратове.

Весной 1917 года Саратовское епархиальное руководство призвало всех подчиниться новому, Временному правительству. Правлением саратовской семинарии на имя председателя совета министров князя Г. Е. Львова была послана следующая телеграмма: "Саратовская духовная семинария долгом почитает приветствовать новое правительство и просить принять пожелания Вашему Сиятельству здравия, благополучия и всякого успеха в ваших трудах на благо дорогой родины".

8 мая 1917 г. в здании духовной семинарии состоялся епархиальный съезд педагогов духовно-учебных заведений, на котором председательствовал новый управляющий епархией - епископ Досифей (Протопопов). На съезде обсуждались наиболее острые проблемы семинарии, мужских духовных и женских епархиальных училищ в связи с обстоятельствами военного и революционного времени. Для их разрешения был сформирован Саратовский губернский союз педагогов духовно-учебных заведений. Его административным органом стал Делегатский совет.

Последний учебный год в Саратовской семинарии начинался в сложной и тревожной обстановке. В конце октября власть в Саратове захватили большевики. В городе не прекращалась стрельба, на улицах устраивались обыски. Так как многие семинаристы участвовали в вооруженной защите здания Саратовской городской думы, большевики были на них озлоблены особо. Духовные учебные заведения стали едва ли не первой их мишенью. Правление семинарии решило, что оставаться в городе воспитанникам просто опасно. 31 октября 1917 г. на совместном заседании педагогов духовно-учебных заведений было решено с 1 ноября временно прекратить занятия в семинарии и духовном училище. Занятия возобновились в январе 1918 г. и то лишь с воспитанниками I, V и VI классов. Ученики голодали, но занятия не останавливались. Дневной нормой на одного семинариста было полфунта черного хлеба. В связи с продовольственными затруднениями семинарское начальство постановило закончить занятия к началу Великого поста и перевести учеников в следующие классы по текущим результатам. После Пасхи в семинарию должны были явиться воспитанники остальных классов.

С 1918 г. большевистская власть начала целенаправленную и перманентную борьбу с духовной оппозицией в лице Церкви и ее учреждений. В Саратове уже в феврале значительная часть инвентаря семинарского общежития была реквизирована. В здании "старой" семинарии разместили канцелярию Красного Креста и Саратовскую ученую архивную комиссию.

Саратовская семинария была закрыта, видимо, вскоре после начала красного террора (сентябрь 1918 г.). Сын последнего семинарского инспектора Виталий Николаевич Златорунский (1909 - 2001) вспоминал, что окончательно семинарию закрыли в 1919 г., когда из здания на Малой Сергиевской выселили семьи инспектора и преподавателей.

Первая попытка возрождения семинарии

Возродить духовную семинарию с Саратове удалось лишь в 1947 г. благодаря решительности и энергии назначенного на Саратовскую кафедру святителя Бориса (Вика). В первый класс семинарии были приняты 15 человек, из них 5 были посланцами других епархий. Самому старшему было 46, а самому младшему - 19 лет. Из числа представителей духовенства в семинарию поступили только 2 человека, остальные принадлежали к таким социальным группам, как рабочие (2), крестьяне (1), служащие (6) и учащиеся (4).

Выпускник первого набора возрожденной семинарии протоиерей Всеволод Кулешов рассказывал о тех годах:

"Преподавание шло хорошо, несмотря на то, что у нас почти не было никаких учебников, и семинаристы просто записывали лекции наставников. В библиотеке было несколько учебников по катехизису, только и всего... Книги для библиотеки скупались у частных лиц и родственников умерших священников.

Для семинарии был приобретен дом на углу улиц Посадского (бывшая Кирпичная) и Университетской, одноэтажное небольшое здание. К нему была пристроена церковь домового типа в честь прп. Серафима Саровского. Она была небольшая, и воспитанники стояли по правую и левую стороны за клиросами. Богослужения совершались по праздничным и выходным дням.

Епископ Борис передал для семинарского общежития двухэтажное кирпичное здание, где он жил, а сам переехал в другое место. Дом этот находился на углу улиц Валовой и Мичурина. В его полуподвальном помещении была устроена Крестовая церковь в честь святителя Феодосия Черниговского и столовая для семинаристов. Некоторые воспитанники жили в старом доме в районе Глебучева оврага на Октябрьской улице... Воспитанникам приходилось ехать на трамвае и еще идти несколько кварталов пешком. Семинаристы получали стипендию в размере 90 рублей старыми деньгами. Совсем бедным за счет семинарии покупали одежду. Через год после открытия - в середине октября 1948 г. семинария расширилась, было арендовано еще одно помещение".

В 1950 г. в семинарии было уже 4 класса с 49 воспитанниками, а преподавательская корпорация состояла из 6 человек. Как и прежде, она занимала три здания, значительно удаленные друг от друга: учебный корпус - на Университетской, 64; общежитие - на ул. Мичурина, 124; общежитие - в Глебучевом овраге. В 1954 г. семинарией был куплен еще один дом у частного лица за 150 тыс. рублей, где разместились 24 воспитанника, а в 1956 г. по распоряжению управляющего Саратовской епархией митрополита Вениамина (Федченкова) семинарии было передано здание бывшей канцелярии епархиального управления по Смурскому переулку, 19. К этому времени в семинарии обучались уже 100 человек.

В результате гонений на Церковь, возобновившихся с особой силой с конца 1950-х гг., по всей стране резко сократился прием абитуриентов в семинарии. Это должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 г. новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви "рекомендовал" патриарху Алексию I закрыть киевскую, саратовскую и ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия. Патриарх вынужден был подчиниться. Первой жертвой стала ставропольская семинария, которую слили с саратовской. Но и ее вскоре постигла та же судьба - она была закрыта. За 13 лет своего существования Саратовская духовная семинария подготовила около 120 священников. Из них 37 человек несли службу в приходах Саратовской области.

Второе возрождение

В 1985 г. архиеп. Саратовский Пимен (Хмелевский) обратился в Саратовский городской совет с просьбой передать епархии здание бывшего архиерейского дома. На обращение последовал отказ.

Резкий поворот к лучшему наступил, когда в результате многочисленных требований управляющего епархией и благодаря настойчивости епархиального юриста Людмилы Мануковской вопрос о принадлежности архиерейского дома был вынесен на сессию Саратовского городского совета 6 мая 1991 г. Решение в пользу передачи здания епархии было, наконец, принято. Архиеп. Пимен направил патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт о возобновлении деятельности Саратовской православной духовной семинарии.

Тогда мало кто предполагал, что основная борьба за семинарию еще впереди, а решение саратовских депутатов долго останется только на бумаге. Дело в том, что в то время в помещении архиерейского дома располагалась библиотека Саратовского государственного медицинского института, которой Саратовский городской исполнительный комитет обязывался предоставить аналогичное по площади и техническим условиям помещение. Но городские власти не торопились выполнять принятое решение.

8 января 1992 г. в Саратовском облисполкоме состоялась встреча архиепископа Пимена с президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. Об этой встрече владыка оставил запись в своем дневнике:

"В Саратов приехал Ельцин. Повсюду он встречается с народом. В облисполкоме будет особая встреча с руководителями города и области. Кто-то поместил меня в список приглашенных. Я поехал. Меня провели на 6 этаж... Там в центре президиума сидит Б. Н. Ельцин. Увидев меня, он встал, пошел навстречу, пожал руку. Постепенно собрались начальство и приглашенные. Ельцин сделал доклад об экономике, отметил, что важны религия, нравственность, благотворительность. Я выступил примерно пятым. Начал так. "Вот Вы, Борис Николаевич, говорите, что нужны нравственность и религия. Но для этого нужны священники, а их у нас крайне недостаточно. Нужна духовная семинария, а с этим делом у нас тупик..." Ельцин говорит: "Неужели и такой вопрос нужно выносить на обсуждение президента? Неужели местная власть сама не может помочь Церкви..." Раздались голоса: "Все сделаем. Поможем. Откроем".

19 августа 1992 г. в архиерейском дневнике появляется такая запись: "Сегодня началось выселение библиотеки из архиерейского дома. Наконец-то. После стольких лет борьбы...".

В кратчайший срок был сформирован преподавательский состав и начались занятия. Курс семинарии по сравнению с общепринятым, был расширен за счет введения логики и истории философии.

С самого начала Саратовская духовная семинария обзавелась превосходной библиотекой, в которой было немало раритетов. Основу этого книжного собрания составили сотни томов святоотеческой, богословской, церковно-исторической, искусствоведческой, художественной литературы, подаренные архиепископом Пименом и его наследниками, а также протоиереем Лазарем Новокрещеных.

В 2003 году семинария согласно указу Священного Синода перешла на пятилетнюю систему обучения, что по​требовало введения новых предметов и при​влечения новых преподавателей. В учебный план были включены Миссиология, Риторика, Аскетика и ряд других дисциплин.

Саратовская духовная семинария. Здание на Радищева, 24
Саратовская духовная семинария. Здание на Радищева, 24
В 2004 году семинария получила статус учреждения высшего профессионального религиозного образования.

В 2005 году семинария переехала в новое отремонтированное здание на улице Радищева, 24-Б (здание бывшей Саратовской духовной конси​стории). Были значительно улучшены и условия проживания воспитанников — отремонтировано общежитие семинарии.

В 2007 году состоялась передача Епархиальному управлению здания дореволюционной семинарии по адресу улица Мичурина, 92.

В 2011 году Саратовская православная духовная семинария получила государственную лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право ведения учебной деятельности по основной образовательной программе 033400 «Теология». В основе программы лежит Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения, ориентированный на вхождение российских государственных образовательных учреждений в Болонский процесс. Учебный план и рабочие программы по дисциплинам разрабатывались совместно со специалистами Учебного управления СГУ им. Н.Г Чернышевского. Срок обучения 4 года, действуют очное и заочное отделения.

Иконостас храма во имя ап. Иоанна Богослова при СарПДС. Фото Андрея Гутынина
Иконостас храма во имя ап. Иоанна Богослова при СарПДС. Фото Андрея Гутынина
В октябре 2013 года в здании семинарии на ул. Мичурина завершились масштабные восстановительные работы. В здании семинарии действуют храм, музей Саратовской епархии, учебные аудитории, общежитие и административные службы, спортзал для студентов семинарии.

Ректоры

Инспекторы

Известные выпускники

Видео

Фильм к 180-летию Саратовской семинарии (телестудия "Восхождение", 2012)

Использованные материалы

  • История семинарии на официальном семинарском сайте
  • Диакон Максим Плякин. "Святые выпускники Саратовской Духовной семинарии". Православие и современность № 6, 2008
  • Книга к 180-летию СарПДС "Саратовская Православная Духовная семинария. История и современность". Издательство Саратовской епархии. Саратов, 2010 г., стр. 177 (взят только список ректоров)
  • Саратовская духовная семинария с 1830 по 1919 годы // Православие и современность, Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии:
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1886, 1895, 1897, 1904, 1913, 1917 год, СПб, 1886, с. 98-99; 1895, с.100; 1897, с. 102; 1904, с.106; 1913, с. 112; 1917, с. 129.



[1]  База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/651/

[2]  Журнал № 87 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5721952.html и Указ №210, портал Саратовской епархии, http://eparhia-saratov.ru/Articles/2020-ukaz-210

[3]  Всеволод Кулешов «Мы помогали друг другу, чем могли» // Портал Саратовской епархии, https://eparhia-saratov.ru/Articles/my-pomogali-drug-drugu-chem-mogli и отчество №11 Из истории Саратовской православной духовной семинарии 1947-1961 годы, https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_54713

[4]  Биография протоиерея Василия Свиденюка 19.02.1929 - 22.05.2011, ЖМП, 2012, май, http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc_2012/jmp/12/05-12/24.html

[5]  История Саратовской православной духовной семинарии от основания до наших дней // Официальный сайт Саратовской духовной семинарии, http://www.sarpds.ru/menu-istoriya-seminarii/menu-istoriya-s...rt=

Редакция текста от: 28.02.2024 18:59:22

"САРАТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google