МИТРОФАН (ПОЛИКАРПОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митрофан (Поликарпов) (1871 - 1934), епископ Бакинский и Прикаспийский

В миру Поликарпов Николай Иванович, родился 1 апреля 1871 года в селе Истобное Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии (ныне Репьевский район) [1], в семье священника Иоанна Поликарпова (+ 1885). Родной брат свящ. Феодора Поликарпова.

В 1885 году Николай окончил Воронежское духовное училище, в 1891 году - Воронежскую духовную семинарию, по окончании которой преподавал историю в Воронежском духовном училище.

В начале 1890-х годов женился на Софье Андреевской, дочери священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда Ардалиона Андреевского. У них родились сыновья Владимир и Сергей. Шурин Николая, Иван Ардалионович Андреевский (1875–1961) стал впоследствии известным религиозным деятелем катакомбной церкви, многолетним узником сталинских лагерей [2].

В августе 1895 года назначен надзирателем в Воронежской духовной семинарии.

Два десятилетия преподавал Закон Божий в женском училище Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе Собкевич.

В 1895 года стал титулярным советником, с 1898 года - коллежский асессор.

В 1900 году стал членом-секретарем епархиального училищного совета.

Летом 1915 года на фронте погиб его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии – студент Военно-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском кладбище. О судьбе второго сына и жены историка сведений нет, сайт Воронежской епархии упоминает о его разводе с женой.

В 1915 году Н.И. Поликарпов поступил в Киевскую духовную академию. В июне 1918 года поступил на послушание в Киево-Печерскую Лавру. 30 ноября 1919 года окончил академию со степенью кандидата богословия.

С мая 1920 года - штатный послушник Киево-Печерской Лавры. Жил на 1-м этаже в доме наместника. Составлял лаврскую летопись, ведение которой было прекращено в феврале 1923 года. Одновременно в 1922-1923 годах - ученый секретарь библиотечной секции Всеукраинской Академии наук. Перебивался случайными заработками в Киеве: работал конторщиком в сыпнотифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе.

2 марта 1922 года принял монашество в Киево-Печерской Лавре с именем в честь свт. Митрофана Воронежского.

10 июля 1922 года рукоположен во иеродиакона, 9 ноября 1923 года - во иеромонаха.

Иеромонах Митрофан переписывается с земляками и сообщает им о своем стремлении вернуться в Воронеж. Два его письма, отправленные в августе 1923 года владыке Владимиру (Шимковичу) были перехвачены чекистами и использованы в оперативной работе. Само обращение к архиепископу Владимиру, возглавлявшему епархию, которая оставалась в подчинении патриарха Тихона (Беллавина) и вела борьбу с обновленцами, делало очевидной ориентацию самого о. Митрофана. В Воронеже он надеялся стать настоятелем Одигитриевской часовни, расположенной между кафедральным Троицким собором и Митрофановским монастырем – “двумя важнейшими центрами живоцерковников”.

5 октября 1923 года на заседании Священного Синода иеромонах Митрофан был избран епископом Бутурлиновским, викарием Воронежской епархии. Распоряжением Патриарха Тихона от 30 октября 1923 года вызван в Москву для посвящения в сан викарного епископа Воронежской епархии. Выехал в Москву в конце декабря того же года.

Епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии

7 января 1924 года был хиротонисан во епископа Бутурлиновского, викария Воронежской епархии [3]. Хиротонию в г. Москве возглавил патриарх Тихон (Беллавин).

В Воронеж приехал 1 февраля 1924 года. Появление в городе человека, которого хорошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило обновленцев, и они заваливают его доносами. Священники-обновленцы из Митрофановского монастыря доносили о том, что он “мутит” не только против “Живой Церкви”, но и “против Соввласти и большевистской партии”. Они уверяли, что “Поликарпов привез из Москвы от бывшего Патриарха Белавина золотые кресты для подкупа попов на пропаганду против коммунистов. Один крест уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского”.

Уже в середине февраля с епископа Митрофана чекисты взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении Церкви: со стороны государства он считал декрет закономерным, а для Церкви полезным. Чекисты определили епископу Митрофану кличку “монах” и установили за ним тайную слежку. Копилка фактов быстро пополнялась.

9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря говорил проповедь антисоветского содержания. Ему “поддакивал контрреволюционный поп” Стефан Ширкевич [4].
10 марта: в Бутурлиновке ожидается приезд ставленника Патриарха Тихона. Желая возврата к старине, многие приходы отказываются от священников, лояльных к Советской власти.
14 марта: служил в Воскресенской церкви вместе с архимандритом Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда. Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах агитировал за тихоновцев, против Советской власти.

Итожа наблюдения, чекисты делали вывод:

“В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика за веру”.

Понимая, что действия епископа Митрофана не выходят за пределы церковной жизни и сознавая шаткость собранного компромата, чекисты предложили ему уехать из Воронежа, угрожая в противном случае арестом. 13 марта 1924 года епископ представил в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того, чтобы избежать заключения и спасти свой живот.

22 марта 1924 года он был арестован. Допросы носили формальный характер, виновным он себя не признал. 8 апреля в Доме заключенных его освидетельствовал врач: “следовать на север может”. На следующий день последовало объявление об окончании следствия. В обвинительном заключении предполагалось дело Поликарпова направить в Особое совещание для заключения его на три года в Архангельский лагерь. Был сослан в г. Бугульму Самарской области.

Ссылка. Епископ Бугульминский

20 января 1925 года он был назначен епископом Бугульминским, викарием Самарской епархии. Некоторый период временно управлял Казанской епархией.

В ноябре 1925 года вновь был арестован ГПУ. Его отправили в Бутырскую тюрьму, следствие несколько раз продлялось, его даже освободили под подписку о невыезде из Москвы. Решение Особого совещания последовало только 19 июня 1925 года: ссылка на три года. По данным Бакинского епархиального сайта, отбывал ссылку в Оренбургской области, по БД ПСТГУ - г. Челкар (Киргизия).

По некоторым данным, в 1926 или 1927 году числился епископом Бузулукским, викарием Оренбургской епархии.

В феврале 1928 года его досрочно освободили, по БД ПСТГУ освобожден в 1929 году "без права проживания в 6 главных городах страны". По нек. сведениям, это ограничение было вскоре снято.

В сентябре 1928 года приехал в Москву и обосновался в Даниловом монастыре.

По некоторым данным, в 1930 году вновь был назначен епископом Бузулукским, викарием Оренбургской епархии, но в управление не вступил.

Епископ Бакинский

В 1931 году был назначен на Бакинско-Прикаспийскую кафедру с пребыванием в г. Баку.

29 января 1933 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В вину ему вменялось произнесение слова в память императора Петра I и поминовение его имени на панихиде.

7 мая 1933 года был приговорен к 3 годам местного заключения, а 31 мая Правительственная Комиссия Азербайджанской ССР постановила направить его как социально опасного в концлагерь ОГПУ.

23 января 1934 года был освобожден из-под ареста с условием выезда за пределы Азербайджана в двухдневный срок. Больной, разбитый болезнями, длительным содержанием в нечеловеческих условиях, владыка не выехал из города и, предположительно, проживал в домах верующих, скрываясь от следствия.

Скончался 16 декабря 1934 года (По БД ПСТГУ - 9 декабря 1934) и был погребен в Баку на городском кладбище "Чембрикенд", на надгробной плите было написано, что «здесь погребен епископ Бакинский и Прикаспийский Митрофан (Поликарпов)». По свидетельству архиепископа Леонтия Чилийского, к началу 1930-х гг. в Бакинской епархии не было ни одного храма. Когда епископ Митрофан "скончался, не было православного священника, который мог бы его похоронить. Хоронила сама паства".

Епископ Митрофан в составленном им самим завещании просил, чтобы его будущий преемник по Бакинской кафедре при прекращении гонений на веру перезахоронил его останки в кафедральном соборе г. Баку.

21 декабря 2008 года останки епископа Митрофана (Поликарпова) были торжественно перезахоронены в крипте кафедрального собора свт. Жен-Мироносиц г. Баку [5].

По воспоминаниям современников епископ Митрофан был небольшого роста, прекрасным проповедником и пользовался большим почитанием у верующих, что вызывало ярую ненависть обновленцев. Служил владыка Митрофан весьма редко, но часто исповедовал людей. Часто проводил с верующими беседы на темы Священного Писания, в которых на библейских примерах призывал паству к терпению и мужеству.

Труды

Автор многочисленных работ по церковной и светской истории Воронежского края. В начале XX века являлся активным сотрудником Воронежской ученой архивной комиссии и Церковного историко-археологического музея.

На протяжении всей своей жизни вл. Митрофан занимался исследованием жизни и деятельности первого Воронежского епископа – святителя Митрофана, канонизированного в 1832 году. Он посвятил ему множество статей, подробно исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и прокомментировал Синодик святителя.

Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Поликарпова в глубокого знатока местного церковного прошлого. Не случайно В.В. Литвинов в 1909 году назвал его “наиболее трудолюбивым исследователем истории и старины”. Труды его отличались “редкой тщательностью в сообщении исторического материала, документальностью”.

Награды

  • ордена святого Станислава II и III степени и орден святой Анны III степени (до 1915)

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.368.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.980.
  • Список заключенных и сосланных епископов в СССР// Сегодня. 1927. 24 июля. N 162. С.2.
  • Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии/ Сост.: Л.П.Рылкова, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры: Феникс, 2008. 291с.: ил. С.81-83.

Использованные материалы



[1]  На сайте Бакинской епархии ошибочно - Источное (села с таким названием в Воронежской области нет). По БД ПСТГУ - в Воронеже

[2]  Биография Андреевского на сайте БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века", http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGH...8E*

[3]  По данным БД ПСТГУ, был хиротонисан во еп. Бугульминского, викария Казанской епархии.

[4]  Воронежское епархиальное училище - http://www.petergen.com/bovkalo/pr/zhuch1910.html

[5]  Празднование 140-летия со дня рождения первого епископа Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова), сайт Воронежской епархии - http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=147

Редакция текста от: 23.02.2016 17:01:17

"МИТРОФАН (ПОЛИКАРПОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google