Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МИТРОФАН (ПОЛИКАРПОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Митрофан (Поликарпов). Тюремное фото
Епископ Митрофан (Поликарпов). Тюремное фото
Митрофан (Поликарпов) (1871 - 1934), епископ Бакинский и Прикаспийский

В миру Поликарпов Николай Иванович, родился 1 апреля 1871 года в селе Истобное Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии (ныне Репьевский район) [1], в семье священника Иоанна Поликарпова (+ 1885). Родной брат свящ. Феодора Поликарпова.

В 1885 году окончил Воронежское духовное училище, в 1891 году - Воронежскую духовную семинарию, по окончании которой преподавал историю в Воронежском духовном училище.

В начале 1890-х годов женился на Софье Андреевской, дочери священника Архангельской церкви села Голышевки Коротоякского уезда Ардалиона Андреевского. У них родились сыновья Владимир и Сергей. Шурин Николая, Иван Ардалионович Андреевский (1875–1961) стал впоследствии известным религиозным деятелем катакомбной церкви, многолетним узником сталинских лагерей [2].

В августе 1895 года назначен надзирателем в Воронежской духовной семинарии.

Два десятилетия преподавал Закон Божий в женском училище Алисовой-Ивановской (впоследствии гимназия Степанцовой) и в пансионе Собкевич.

В 1895 года стал титулярным советником, с 1898 года - коллежский асессор.

В 1900 году стал членом-секретарем епархиального училищного совета.

Летом 1915 года на фронте погиб его сын, прапорщик Владимир Поликарпов, до армии – студент Военно-медицинской академии. Похоронен он был в Воронеже на Чугуновском кладбище.

К 1915 году Николай Иванович развелся с женой. О судьбе второго сына и жены сведений нет.

В 1915 году вышел за штат, в связи с поступлением в Киевскую духовную академию. В июне 1918 года поступил на послушание в Киево-Печерскую Лавру. 30 ноября 1919 года окончил академию со степенью кандидата богословия.

С 20 мая 1920 года - штатный послушник Киево-Печерской Лавры. Жил на первом этаже в доме наместника. Составлял лаврскую летопись, ведение которой было прекращено в феврале 1923 года. Одновременно в 1922-1923 годах - ученый секретарь библиотечной секции Всеукраинской Академии наук. Перебивался случайными заработками в Киеве: работал конторщиком в сыпнотифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе.

2 марта 1922 года пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Митрофана Воронежского.

10 июля 1922 года рукоположен во иеродиакона.

5 октября 1923 года на заседании Священного Синода иеромонах Митрофан был избран епископом Бутурлиновским, викарием Воронежской епархии. Распоряжением патриарха Тихона от 30 октября 1923 года вызван в Москву для посвящения в сан викарного епископа Воронежской епархии.

9 ноября 1923 года рукоположен во иеромонаха. Был членом совета церковной общины Лавры.

Иеромонах Митрофан переписывался с земляками и сообщал им о своем стремлении вернуться в Воронеж. Два его письма, отправленные в августе 1923 года владыке Владимиру (Шимковичу) были перехвачены чекистами и использованы в оперативной работе. Само обращение к архиепископу Владимиру, возглавлявшему епархию, которая оставалась в подчинении патриарха Тихона (Беллавина) и вела борьбу с обновленцами, делало очевидной церковную ориентацию самого о. Митрофана. В Воронеже он надеялся стать настоятелем Одигитриевской часовни, расположенной между кафедральным Троицким собором и Митрофановским монастырем – “двумя важнейшими центрами живоцерковников”.

В 1923 году назначен на священническую вакансию Преображенского собора города Бутурлиновки Воронежской области [3]. Возведён в сан архимандрита. Выехал в Москву в конце декабря того же года.

Епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии

7 января 1924 года был хиротонисан во епископа Бутурлиновского, викария Воронежской епархии [4]. Хиротонию в г. Москве возглавил патриарх Тихон (Беллавин).

В Воронеж приехал 1 февраля 1924 года. Появление в городе человека, которого хорошо знали по его предшествующей деятельности, встревожило обновленцев, и они заваливают его доносами. Священники-обновленцы из Митрофановского монастыря доносили о том, что он “мутит” не только против “Живой Церкви”, но и “против Соввласти и большевистской партии”. Они уверяли, что “Поликарпов привез из Москвы от бывшего Патриарха Белавина золотые кресты для подкупа попов на пропаганду против коммунистов. Один крест уже надел на своего шурина, священника Ивана Андреевского”.

Уже в середине февраля с епископа Митрофана чекисты взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении Церкви: со стороны государства он считал декрет закономерным, а для Церкви полезным. Чекисты определили епископу Митрофану кличку “монах” и установили за ним тайную слежку. Копилка фактов быстро пополнялась.

9 марта: за вечерней в церкви Покровского монастыря говорил проповедь антисоветского содержания. Ему “поддакивал контрреволюционный поп” Стефан Ширкевич [5].
10 марта: в Бутурлиновке ожидается приезд ставленника Патриарха Тихона. Желая возврата к старине, многие приходы отказываются от священников, лояльных к Советской власти.
14 марта: служил в Воскресенской церкви вместе с архимандритом Ионой, который проживает в Новой Ольшанке Нижнедевицкого уезда. Иона давно был на подозрении, летом 1923 года он пешком ходил в Москву к патриарху, побывал также в Саровской пустыни, в попутных селах агитировал за тихоновцев, против Советской власти.

Итожа наблюдения, чекисты делали вывод:

“В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквах Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика за веру”.

Понимая, что действия епископа Митрофана не выходят за пределы церковной жизни и сознавая шаткость собранного компромата, чекисты предложили ему уехать из Воронежа, угрожая в противном случае арестом. 13 марта 1924 года епископ представил в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того, чтобы избежать заключения и спасти свой живот.

22 марта 1924 года он был арестован. Допросы носили формальный характер, виновным он себя не признал. 8 апреля в Доме заключенных его освидетельствовал врач: “следовать на север может”. На следующий день последовало объявление об окончании следствия. В апреле 1924 года был выслан в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме. 25 августа 1924 года освобождён под подписку о невыезде. В обвинительном заключении предполагалось дело Поликарпова направить в Особое совещание для заключения его на три года в Архангельский лагерь. Был сослан в г. Бугульму Самарской области [6].

12 апреля 1925 года принял участие в Архиерейском совещании, подтвердившем назначение патриаршим местоблюстителем Крутицкого митр. Петра (Полянского) [7].

Ссылка. Григорианский раскол. Покаяние

Решение Особого совещания последовало только 19 июня 1925 года: ссылка на три года. По данным Бакинского епархиального сайта, отбывал ссылку в Оренбургской области, по БД ПСТГУ - г. Челкар (Киргизия). По Лавринову, 19 июня 1925 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорён к трём годам ссылки в Киркрай (Казахстан).

В 1926 году перешёл в юрисдикцию ВВЦС (григорианский раскол) и занимал Бутурлиновскую григорианскую кафедру. В 1926 году принёс покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому). По некоторым данным, в 1926 или 1927 году числился епископом Бузулукским, викарием Оренбургской епархии [8].

13 января 1928 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ освобождён, но лишён права проживания в г. Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Воронеже и Воронежской губернии сроком на три года, но 17 января было разрешено свободное проживание на территории СССР. По БД ПСТГУ, освобожден в 1929 году "без права проживания в 6 главных городах страны".

В сентябре 1928 года приехал в Москву и обосновался в Даниловом монастыре [9].

В 1930 году был назначен епископом Ижевским и Воткинским. С 12 июня 1931 года - на покое по болезни, выехал для лечения в г. Москву.

Епископ Бакинский

В 1931 году был назначен на Бакинско-Прикаспийскую кафедру с пребыванием в г. Баку.

29 января 1933 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В вину ему вменялось произнесение слова в память императора Петра I и поминовение его имени на панихиде.

7 мая 1933 года был приговорен к трем годам местного заключения, а 31 мая правительственная комиссия Азербайджанской ССР постановила направить его как социально опасного в концлагерь ОГПУ.

23 января 1934 года был освобожден из-под ареста с условием выезда за пределы Азербайджана в двухдневный срок. Больной, разбитый болезнями, длительным содержанием в нечеловеческих условиях, владыка не выехал из города и, предположительно, проживал в домах верующих, скрываясь от следствия.

Скончался 16 декабря 1934 года (По БД ПСТГУ - 9 декабря 1934) и был погребен в Баку на городском кладбище "Чембрикенд", на надгробной плите было написано, что «здесь погребен епископ Бакинский и Прикаспийский Митрофан (Поликарпов)». По свидетельству архиепископа Леонтия Чилийского, к началу 1930-х гг. в Бакинской епархии не было ни одного храма. Когда епископ Митрофан "скончался, не было православного священника, который мог бы его похоронить. Хоронила сама паства".

Епископ Митрофан в составленном им самим завещании просил, чтобы его будущий преемник по Бакинской кафедре при прекращении гонений на веру перезахоронил его останки в кафедральном соборе г. Баку.

Реабилитирован в 1990 и 2003 годах.

21 декабря 2008 года останки епископа Митрофана (Поликарпова) были торжественно перезахоронены в крипте кафедрального собора свт. Жен-Мироносиц г. Баку [10].

По воспоминаниям современников епископ Митрофан был небольшого роста, прекрасным проповедником и пользовался большим почитанием у верующих, что вызывало ярую ненависть обновленцев. Служил владыка Митрофан весьма редко, но часто исповедовал людей. Часто проводил с верующими беседы на темы Священного Писания, в которых на библейских примерах призывал паству к терпению и мужеству.

Труды

Автор многочисленных работ по церковной и светской истории Воронежского края. В начале XX века являлся активным сотрудником Воронежской ученой архивной комиссии и Церковного историко-археологического музея.

На протяжении всей своей жизни вл. Митрофан занимался исследованием жизни и деятельности первого Воронежского епископа – святителя Митрофана, канонизированного в 1832 году. Он посвятил ему множество статей, подробно исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и прокомментировал Синодик святителя.

Четверть века интенсивного занятия краеведением превратили Поликарпова в глубокого знатока местного церковного прошлого. Не случайно В.В. Литвинов в 1909 году назвал его “наиболее трудолюбивым исследователем истории и старины”. Труды его отличались “редкой тщательностью в сообщении исторического материала, документальностью”.

Публикации:

  • Из истории заселения Коротоякского края в ХVII ст. (1613-1705) // Памятная книжка Воронежской губ. на 1899 г. Воронеж, 1899. Отд. 3. С. 14-33.
  • Петр Великий и свт. Митрофан Воронежский // РС. 1899. № 11. С. 241-265.
  • Черты из жизни свт. Митрофана по приходо-расходным книгам Воронежского архиерейского дома 1699-1704 гг. // Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. Отд. 1. С. 122-150.
  • Воронежский архиерейский хор при свт. Митрофане и поездки его в Москву в 1704 г. // Воронежская старина. 1903. Вып. 2. Отд. 2. С. 237-249.
  • Воронежский край в церк. отношении до учреждения самостоятельной Воронежской епархии (1586-1682 гг.): Церкви и духовенство // Там же. Вып. 3. С. 47-72
  • Последние дни жизни, кончина и погребение свт. Митрофана // Там же. С. 220-239
  • Очерк жизни и деятельности свт. Митрофана, первого еп. Воронежского // Памятная книжка Воронежской губ. на 1904 г. Воронеж, 1904. Отд. 3. С. 12-106.
  • Об отношениях свт. Митрофана к царю Петру Великому // Воронежская старина. 1904. Вып. 4. Отд. 1. С. 49-68; К истории печатного дела в Воронеже за истекшее столетие // Тр. Воронежской УАК. 1904. Вып. 2. Отд. 1. С. 61-86
  • Воронежский Благовещенский Митрофанов монастырь (бывш. Благовещенский собор г. Воронежа) // Воронежская старина. 1905. Вып. 5. Прил. С. 3-56.
  • Лев Юрлов, пятый еп. Воронежский (1727-1730 гг.): Биогр. очерк // Там же. Отд. 1. С. 279-346.
  • Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» // Там же. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213.
  • Какие достопамятности сохранились в г. Воронеже от свт. Тихона Задонского // Там же. 1911. Вып. 10. Отд. 2. С. 155-164.
  • По вопросу об участии Воронежской епархии в событиях Отечественной войны // Там же. 1912. Вып. 11. Отд. 2. С. 269-273
  • Участие Воронежской губ. в событиях Отечественной войны // Там же. 1913. Вып. 12. Отд. 2. С. 501-519.
  • Друг и собеседник св. Митрофана: К прославлению св. Питирима, еп. Тамбовского // Там же. 1914. Вып. 13. Отд. 2. С. 223-230
  • К прославлению св. Иоасафа, еп. Белгородского // Там же. С. 89-98
  • Духовное завещание свт. Антония II, архиеп. Воронежского, своей пастве // Там же. 1915/1916. Вып. 14. С. 263-284.

Награды

  • ордена святого Станислава II и III степени и орден святой Анны III степени (до 1915)

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.368.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.980.
  • Список заключенных и сосланных епископов в СССР // Сегодня. 1927. 24 июля. N 162. С.2.
  • Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии/ Сост.: Л.П.Рылкова, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры: Феникс, 2008. 291с.: ил. С.81-83.
  • Литвинов В. В. Памятные книжки Воронежской губернии (1856-1906 гг.): Их содержание и сотрудники // Памятная книжка Воронежской губ. на 1909 г. Воронеж, 1909. Отд. 3. С. 49-54
  • Акиньшин А. Н. Двадцать воронежских краеведов: Материалы к биографическому словарю // Отечество: Краевед. альманах. М., 1997. Вып. 9. С. 306-307.
  • Акиньшин А. Н. Судьба, связанная с Воронежем // Воронежские ЕВ. 2000. № 1/2. С. 40-45.
  • Акиньшин А. Н. Еп. Митрофан (Поликарпов) // Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней. Воронеж, 2003. С. 460-468.

Использованные материалы

  • Жизнеописание епископа Бакинского и Прикаспийского Митрофана (Поликарпова)
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Биографическая справка на сайте Воронежской епархии
  • Епископ Митрофан (Поликарпов, в миру Николай Иванович) Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии.
  • Лавринов В.В., прот., Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945) // Общество любителей церковной истории, Екатеринбург, 2018, c. 445-446.



[1]  На сайте Бакинской епархии ошибочно - Источное (села с таким названием в Воронежской области нет). По БД ПСТГУ - в Воронеже

[2]  Биография Андреевского на сайте БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века", http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGH...8E*

[3]  Содержание его в Бутурлиновке будет обеспечено, равно как и приезд в Москву для хиротонии (Представление архиеп. Владимира (Шимковича) патриарху Московскому и всея России Тихону). См. РГИА, Ф. 831, Оп. 1, Д. 218, Л. 145.

[4]  "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2019, с. 73; Акиньшин А.Н., Православная энциклопедия, Т. 45, С. 483-484 (опубл. 16 августа 2021 г.), https://www.pravenc.ru/text/2563440.html По ошибочным данным БД ПСТГУ, 7 января был хиротонисан во еп. Бугульминского, викария Казанской епархии. Дата и место хиротонии у Лавринова В.В. указаны - 20 января

[5]  Воронежское епархиальное училище - http://www.petergen.com/bovkalo/pr/zhuch1910.html

[6]  Пребывание на Бугульминской кафедре ошибочно указано как 25.12.1924 (07.01.1925) - 11.1925 См. "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2006, с. 72, https://azbyka.ru/otechnik/books/original/22989-История-иера...pdf В исправленном издании 2019 года Митрофан (Поликарпов) не числится в списке архиереев. Еп. Никита (Делекторский) на Бугульминской кафедре с 12.05.1924 по 1926 г. См. "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2019, с. 70.

[7]  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, с. 416.

[8]  С сентября 1928 по июнь 1930 указан на Бузулукской кафедре см. "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2019, с. 72.

[9]  По данным ПСТГУ, с этого времени по июнь 1930 года, до назначения в Ижевск, указан на Бузулукской кафедре. См. "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2019, с. 72.

[10]  Празднование 140-летия со дня рождения первого епископа Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова), сайт Воронежской епархии - http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=147

Редакция текста от: 28.10.2023 13:48:29

"МИТРОФАН (ПОЛИКАРПОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google