БЕЛОГОРСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вход в пещеры Белогорского монастыря
Вход в пещеры Белогорского монастыря
Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в с. Белогорье Россошанской епархии

  • Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи
  • Тел: (47394) 5-23-21 (подворье в х. Кирпичи), 5-26-00 (Троицкий храм в с. Белогорье)
  • Официальный сайт: http://belmon.ru
  • Проезд на автотранспорте:
    • Со стороны Воронежа - по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо на указатель Россошь, Белогорье, Бабка - после поворота до Белогорья 7 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению реки Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.
    • Со стороны Острогожска, Россоши (по трассе Воронеж-Луганск) - до поселка Подгоренский и далее, проехать через весь поселок к цементному заводу, в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.
  • Проезд на пассажирском транспорте:
    • На любом автобусе до Павловска, здесь пересадка на автобусы в сторону Россоши, Ольховатки, Подгоренского до с. Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.
  • Проезд на поезде, электричке:
    • До станции Подгоренский, пересадка на автобус до Павловска, и не доезжая 30 км, выходить в Белогорье.
  • Проезд водным транспортом:
    • от Павловска пассажирским катером (по предварительным заказам), паломнические группы (до 50 чел), доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен в пещерах в монастырской горе близ хутора Кирпичи.

    Мариины пещеры

    Около 1790 года сюда забрела скиталица-знахарка Мария, которая тут задумалась о Боге и решилась изменить свою жизнь. Она отправилась в Киево-Печерскую Лавру, где укреплялась молитвой и таинствами Церкви около года. Затем получила благословение духовника на повторение подвигов пещерокопателей. Она возвратилась в Белогорье около 1796 года и в безмолвии, строгом воздержании, начала копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона, недалеко от хутора Кирпичи.

    Поначалу против Марии восстало местное население, усмотрев в ее возвращении недобрый знак. Люди угрожали, гнали, унижали и преследовали ее, не давали трудиться, считая ее блудницей и колдуньей. Мария вынуждена была перебраться вниз по течению реки и вновь приступить к трудам в недоступном для людей месте. Вскоре, узнав о постепенном укреплении и расширении задуманного Марией дела, встревожилось священство. Ее заподозрили в расколе и обмане местного населения. В 1800 году священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному протоиерею Михаилу Яковлеву обвиняли ее в "своекорыстии". В 1806 году на основании донесения белогорского благочинного священника Иоанна Ставрова епископ Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. Наконец встревоженность передалась гражданским властям, и Марию несколько раз арестовывали, предавали суду, а пещеры заваливали, всячески препятствуя дальнейшему распространению. Однако это не помешало Марии и ее первым сподвижникам ночами возвращаться и снова копать. В 1807 году вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. На все подозрения и упреки простая и неграмотная женщина отвечала, что никого не зовет, ничего не просит, а только молится Богу о спасении своей грешной души и трудится по благословению. Но письма, доносы, рапорты шли уже министру духовных дел и просвещения князю А. Н. Голицыну и через него - самому императору.

    Ежегодно пещеры посещали более 30 тысяч человек из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, Санкт-Петербурга и других мест. В 1811 году белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к епископу Воронежскому Антонию (Соколову).

    К этому времени известность подвижницы дошла до высших столичных кругов. Во многом переменило свое отношение местное население, пришли поддержка и уважение к подвижнице. В ответ на обращения к высшим государственным и духовным властям о закрытии пещер пришел указом государя Александра о тщательном расследовании дела. В случае положительного для государства и Церкви исхода, было Высочайше определено оказать пещерокопательнице необходимую помощь. Была создана специальная комиссия, которая подтвердила правоту слова и истинность благих намерений Марии. Преследования были остановлены, а волею императора из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности пещерокопательница решила посвятить храм благоверному князю Александру Невскому - небесному покровителю императора. Освящение храма 30 августа 1819 года cовершил Павловский протоиерей Афиноген Печерский. Из Киево-Печерской Лавры в дар была передана вдохновившая пещерокопательницу икона "Мария обрете благодать у Бога" [1]. Число сторонников, единомышленников и помощников Марии выросло. Подвижница также щедро раздавала нуждающимся пожертвованные ей средства. Последние несколько лет земной жизни ослабевшая Мария только рассказывала как правильно производить работы, и преставилась в 1822 году.

    Образование монастыря

    Со кончиной Марии труды ее последователей стали менее заметны, вновь оживились противники. Но новые пещеры стремительно росли усилиями сотен добровольцев. Среди тех продолжателей дела Марии первым называют Иоанна Алексеевича Тищенко, кроткого и глубоко верующего старца, уроженца Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антония) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпина из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Пещерокопатели искали тут уединения и пробуждения души, занимаясь тяжелым ручным трудом в удалении от суеты мира. Росло общество постоянно проживавших тут. Пещерников называли братчиками по особой братской расположенности друг к другу и ко всем. Были среди них и особо строгие подвижники - подобно юноше Иакову, молчальнику носившему вериги, спавшему полустоя, образцу глубокого покаяния и послушания воле Божией. Братия продолжала щедро раздавать получаемую милостыню - с 1819 по 1856 год из пещер в Воронежское попечительство о бедных было выслано более 20 тысяч рублей.

    Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников, возникала необходимость принимать прибывающих. Появились сад, огород, пчельник, ряд наземных деревянных построек хозяйственного и жилого назначения. От иконы "Мария обрете благодать у Бога" последовала благодатная помощь нуждающимся. Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

    По докладам священнослужителей, исходя из обращений поселян и опросам местного населения архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

    Белогорский Воскресенский монастырь ок. рубежа XIX-XX вв.  Картина.
    Белогорский Воскресенский монастырь ок. рубежа XIX-XX вв. Картина.
    В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В первые годы братия страдала от практики ссылать в Белогорье на исправление насельников других обителей. Неопытность часто меняющихся старших в братстве также создавала сложности. Дела пошли на лад с назначением в 1875 году настоятеля иеромонаха Петра (Васильева). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь [2]. К этому времени уже были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма – Вознесенский и Воскресенский – и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти. Число паломников составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Продолжалось расширение пещер, к 1916 году после пяти лет трудов братии и почитателей в горе был вырыт колодец глубиной более восьмидесяти метров и диаметром более трех.

    Разрушение

    28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, бо́льшая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь.

    В 1919 году Борис Михайлович Клейст (представитель управляющего Воронежской епархией, скрывавший свои полномочия) сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря. В договоре предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот, сельхозинвентарь. При этом останки пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. В 1920 году по поводу открытия мощей было возбуждено уголовное дело. Дело было разобрано показательным судом, где на двух фанерных щитах были вывешены останки Марии и Иоанна. По окончании следствия Борис Клейст, а также - за соучастие - престарелый монах и две чернички были привлечены к уголовной ответственности. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Мощи подвижников бесследно исчезли. Через некоторое время после окончания судебного дела следователь Борис Усатов, издевавшийся над мощами во время суда, заболел непонятной неизлечимой болезнью - в местах расположения желез он медленно обрастал чешуей и мучительно умер [3].

    В 1922 году обитель была официально закрыта, сооружения разобраны на стройматериалы, все храмы взорваны, церковная утварь и святыни конфискованы. На месте обители был устроен зерноток. Последний настоятель игумен Поликарп поселился в селе Басовке Подгоренского района (похоронен на местном кладбище). В 1937 году были арестованы последние иноки. За годы советской власти память о монастыре была почти стерта, пещеры рушились.

    Восстановление

    В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. Деятельную помощь оказал благочинный Острогожского церковного округа протоиерей Александр Долгушев. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и пещер. В 2006 году в пещерном храме регулярно совершались богослужения.

    С назначением настоятеля молитвенная жизнь обители ожила, началось обустройство хозяйства, работа с паломниками и помощь нуждающимся. Богослужения стали совершаться с апреля по октябрь в пещерном храме, а с октября по апрель - на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье. Были возрождены традиционные крестные ходы: 12 сентября в день престольного праздника из монастыря к источнику блгв. кн. Александра Невского; 29 июля-1 августа из монастыря в Костомаровский Спасский женский монастырь на престольный праздник преподобного Серафима Саровского. Кроме житейских трудностей необустроенной жизни, братия сталкивалась с ложными легендами, которые влекли в обитель искателей богатств и сенсаций.

    2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря [4].

    Статистика

    • 1822 - 4 братчиков
    • 1866 - 25 братчиков
    • кон. XIX в. - ок. 20 человек братии, ок. 70 трудников
    • 1907 - 59 послушников и 16 монахов, включая состоящих в священническом сане
    • 1917 - 42 насельника: игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 8 послушников и 26 бельцов-трудников на испытании

    Пещеры, храмы, архитектура

    Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров.

    Александро-Невский храм

    Первый храм будущей обители - во благоверного великого князя Александра Невского - был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

    Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя - 30 августа по церковному календарю.

    Воскресенский собор

    Крупнейший храм обители - в честь Воскресения Христова - был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома - взорван [5].

    Вознесенский храм

    Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции.

    Подворья

    Настоятели и наместники

    Святыни

    • Икона Пресвятой Богородицы "Мария обрете благодать у Бога" [8]
    • Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского - передана в пещерный храм в октябре 2005 года
    • Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова

    Литература

    • Тимофеев Я. Белогорские пещеры. Воронеж, 1869.
    • Креховецкий, Николай, Белогорские пещеры, 1878.
    • Острогожский Воскресенский Белогорский мон-рь // Памятная книжка с адрес-календарем Воронежской губ. на 1887 г. Воронеж, 1887. С. 313-315.
    • Вейнберг Л. Б. Очерк замечательнейших древностей Воронежской губ. Воронеж, 1891. С. 53-54.
    • Марков Е. Л. Белогорские пещеры // РВ. 1892. Т. 1. С. 265-277.
    • Петр, игум. Пещерокопательница Мария. Павловск, 1897.
    • Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у. // Тр. Воронежской учен. арх. комис. Воронеж, 1907.
    • Никольский П. В. Монашество на Дону: Пещерокопательство в XIX в. // Воронежская старина. Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 156-181.
    • Плужников В. И. Пещерные мон-ри на Дону и Осколе // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985. С. 109-113.
    • Калашников Т. В. История села Белогорье. [Б. м.], 1966. Ркп. С. 21-31.
    • Пещерные храмы Придонья. Воронеж, 1999; Степкин В. Белогорский Воскресенский мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 2000. № 1-2 (66-67). С. 47-51.
    • Шевченко Е. Воронежский Иерусалим // Воронежский курьер. 2000. 5 дек.

    Использованные материалы



    [1]  http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=3136&city=+%C2%EE%F0%EE%ED%E5%E6

    [2]  "Определение заседания Святейшего Синода от 1-15 декабря 1882 года," Воронежские епархиальные ведомости, 1883, № 3, 56.

    [3]  Из сообщения бывшего народного судьи Павловского уезда Николая Петровича Каменского от 20 декабря 1963 года, http://www.vob.ru/monastery/voronezh/belogorie/ind_belogor.htm

    [4]  Журнал № 123, http://www.patriarchia.ru/db/text/3275888.html

    [5]  Митрофан (Шкурин), иером., "Белогорский в честь Воскресения Христова мужской монастырь", Православная энциклопедия, т. 4, с. 538-540, http://www.pravenc.ru/text/77930.html

    [6]  Указ Святейшего Синода №7955 от 21.07.1906 // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 18, с. 283

    [7]  http://www.vob.ru/public/bishop/ep_vest/2000/stepkin.htm - Последний настоятель Синодального периода.

    [8]  "5 января совершена память иконы Богородицы "Марие обрете благодать у Бога", новость на официальном сайте Россошанской и Острогожской епархии, http://roseparhia.ru/5-yanvarya-sovershena-pamyat-ikony-bogo...-2/

    Редакция текста от: 02.11.2016 05:28:12

    "БЕЛОГОРСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
    в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
    в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google