СЕРАФИМ (АРЕТИНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Серафим (Аретинский)
Архиеп. Серафим (Аретинский)
Серафим (Аретинский) (1812 - 1886), архиепископ Воронежский и Задонский

В миру Аретинский Александр Николаевич, родился 3 августа 1812 года в городе Орле Орловской губернии в семье диакона Крестовоздвиженской церкви Николая Федоровича и Анны Сергеевны. Родной брат архимандрита Дионисия и протоиерея Петра Аретинских, а всего в семье было 9 детей.

Учился в Орловском духовном училище и был «несколько прилежен», поведения был «ангельского», «несравнимо искреннего» (слова Димитрия Самбикина). С молодых лет во время обучения в семинарии был дьячком при отце в Крествоздвиженской церкви. В детстве был скромен, тих, стыдлив, нерасторопен, неповоротлив, нелюдим, простоват.

В 1833 году окончил Орловскую духовную семинарию, в 1837 году - Киевскую духовную академию.

26 мая 1837 года пострижен в монашество, 16 июня рукоположен во иеродиакона, 31 июля - во иеромонаха, 1 сентября того же года оставлен при академии учителем.

15 декабря 1837 году удостоен степени магистра богословия и назначен бакалавром Киевской академии.

1 июля 1842 году назначен инспектором Казанской академии. В том же году 16 июля возведен в сан архимандрита.

Кроме Священного Писания, преподавал основное, догматическое и апологетическое богословие. Историк Казанской академии не признавал его вполне удовлетворительным богословом, образование его признавал чисто отвлеченным, с очень смутным знанием положительных, фактических знаний даже из области богословских наук, зато симпатично отзывался о нём как инспекторе и человеке.

21 августа 1846 года переведён на должность ректора вновь открытой в г. Ставрополе Кавказской семинарии.

20 октября 1848 года переведен в Могилев настоятелем Братского Богоявленского монастыря.

17 мая 1852 года перемещен ректором Херсонской семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря.

Со 2 декабря 1858 года - ректор Тамбовской семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря.

10 января 1860 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии с правом управления Златоверхим Михайловским монастырем.

4 января 1865 года был переведен епископом Воронежским. С пребыванием владыки на Воронежской кафедре связан рассвет просветительской деятельности воронежского духовенства: с 1 января 1866 года начался выпуск "Воронежских епархиальных ведомостей," проведение Серафимовских вечеров, объединявших духовных и светских богословов, было построено новое здание Воронежского духовного училища [1].

28 марта 1871 года был возведен в сан архиепископа.

Скончался 22 апреля 1886 года. Погребен под полом Благовещенского храма в Воронеже.

В августе 1956 года, после разрушения собора и монастыря, прах архиерея был перезахоронен на городском Коминтерновском кладбище, в 1993 году останки перенесены во вновь созданный некрополь Акатова во имя святого Алексия женского монастыря.

Архиеп. Серафим отличался благочестивой жизнью, гуманностью и нестяжательностью.

"Про него говорили, рассказывала игуменья Евгения Озерова, что архиерей не века сего, смирение его дивное. Со слепым старичком поменялся одеждою, взяв старенькую себе. Пришла к нему женщина с просьбой и, конечно, кланялась ему в ноги, а он рассмеялся да и говорит: посмотрим, старица, умеют ли архиереи низко кланяться, да и сам бух ей в ноги. Вот какой святитель преподобный и пресмиренный, ныне мало уже таковых".

Между тем, имеются нелестные отзывы о Серафиме в период его преподавательской деятельности. Вот отрывок из дневника Аскоченского:

"Другие части богословия несколько лет уже читает бакалавр Серафим и несколько лет уже читает прескверно. Вот человек, который так ловко посмеялся над неудачным лафатерством Иннокентия! Мы думали, что из Аретинского, который в студенчестве бросал взгляды выше черемухи, что стоит возле академической столовой, мы говорю, думали, что он будет одним из светил доморощенного музея - не тут-то было. Без всяких сведений, без ученого такта, с одной пустопорожней идеей, он уже пятый год путает, как говорится, бабушку, чем дальше, тем хуже - византизма гибель, а толку - ни крошки. Зато ж и студенты отделывают его. Из пяти десятков редко бывает один десяток, и тот зевает до ушей и разбегается кийждо по единому".

Сочинения

  • Магистерская диссертация «Истинная философия может быть почерпнута только из Божественного Откровения» (в 1-м томе «Собрания сочинений студентов Киевской духовной академии». К., 1839)
  • Божественное Откровение есть единственно нужное руководство для наставников при преподавании и для воспитанников при изучении всех наук (речь при открытии Казанской духовной академии. 8 ноября 1842 г.)
  • О благотворных действиях христианской религии в роде человеческом (речь актовая, читанная 8 ноября 1844 г.). Обе эти речи были напечатаны в Казани в 1848 г. в книге «Слова и речи архим. Серафима».
  • Слова и речи, два тома с приложением магистерской диссертации на тему: "Рассуждение о том, что истинная философия может быть почерпнута только из Божественного откровения". СПб, 1876.
  • Слова и речи. Казань, 1848.
  • О христианской религии (Странник, 1875).

Литература

  • Кончина и погребение Высокопреосвященного Серафима, архиепископа Воронежского и Задонского. Воронеж, 1886.
  • Проф. П. Знаменский. История Казанской духовной академии. Вып. 1, с. 31–37, 71–73. Вып. 2, с. 175–178, 190–196.
  • Воронежские епархиальные ведомости, 1866 по 1886 г. (особенно 1886. № 10, с. 361–384, надгробные речи и погребение, там же и формулярные списки).
  • Киевские епархиальные ведомости. 1861–1865.
  • Аскоченский В. История Киевской духовной академии (со времени преобразо-вания ее в 1819 г.)
  • История Во-ронежской духовной семинарии (за 150 лет ее существования с 1745 г.) П. Никольского.
  • Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Воронежский и Задонский: некролог // Церков-ный вестник. 1886. № 17. С. 291.
  • Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 287.
  • Булгаков, с. 1398, 1403.
  • Толстой Ю., № 361.
  • Строев П., с. 11, 491, 499, 839, 895.
  • Списки архиереев, № 361.
  • Прав. обозрен., 1864, май-август, с. 111, 112, 117, 118, 212, 1873, январь, с. 65.
  • Церк. вестн., 1886, № 17.
  • Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 532.
  • Труды К. Д. А., 1873, февраль, с. 119.
  • Изв. Казан. еп., 1873, № 16, с. 492, 1876, № 16, с. 502.
  • Самар. еп. вед., 1868, № 10, с. 214, 215.
  • Истор. вестн., 1882, февраль, с. 336.
  • Христ. чтен., 1868, май, с. 729, 1875, июль-декабрь, с. 490.
  • Рус. архив, 1898, кн. 2-я, с. 396 (Записки игуменьи Евгении Озеровой), 1904, кн. 3-я, № 10, с. 207.
  • БЭЛ, т. III, с. 846; т. X, с. 620.
  • БЭС, т. I, с. 552; т. II, с. 2040.
  • ЭС, т. XXIX-а, с. 590.
  • РБС, т. XVIII, с. 346, 347.
  • Н. Д., с. 17, 61.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А - Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 81.



[1]  Митрофан (Шкурин), иером., "Воронежская и Борисоглебская епархия," Православная энциклопедия, т. XI, http://www.rusk.ru/st.php?idar=23124

Редакция текста от: 23.07.2016 15:59:54

"СЕРАФИМ (АРЕТИНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google