ПАВЕЛ (ИВАНОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский).  Фото 1912 г.
Еп. Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский). Фото 1912 г.
Павел (Ивановский) (1874 - 1919), епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии.

В миру Ивановский Николай Иванович, родился в 1874 году в селе Сергиевском (ныне г. Плавск) Крапивенского уезда Тульской епархии. Отец, служивший протоиереем в храмах Тульской епархии, был для него образцом служения Богу и людям. Мать учила ходить перед Богом и никогда не забывать Его присутствия. Будучи от природы тихого и кроткого нрава, он усовершенствовал эти качества под родительским кровом.

В 1895 году окончил Тульскую духовную семинарию и был определен учителем в народную школу. Однако искреннее благочестие, постоянная скромность и молчаливость, любовь к уединенной жизни обнаруживали в нем наклонность к иночеству. В 1896 году, согласно прошению, был пострижен в монашество с наречением имени Павел.

Начало пути благовестника

Вскоре был рукоположен во иеромонаха и назначен священником-миссионером в Иргенский стан Забайкальской епархии. Здесь благовествовал Евангелие среди монгольских племен.

В 1900 году был причислен к Владивостокскому архиерейскому дому и одновременно принят студентом в Восточный институт во Владивостоке, на китайско-корейское отделение, где стал первым епархиальным стипендиатом. Здесь, готовясь к новому миссионерскому поприщу, сумел глубоко изучить корейский язык, культуру и историю, а главное - стяжать искреннюю любовь к корейцам. Приступил к служению в Российской духовной миссии в Корее под началом архимандрита Хрисанфа (Щетковского).

Начальник миссии в Корее

В 1904 году окончил институт, был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Российской духовной миссии в Корее. Прибыть в Корею он смог лишь в 1906 году, по окончании Русско-Японской войны, когда японское влияние в этой стране определенно вытеснило влияние из России. Несмотря на это, благодаря деятельности отца Павла, последующий период стал наиболее успешным в истории Корейской миссии Русской Церкви. Он отказался как от распространенной тогда инославной практики привлекать корейцев антияпонскими лозунгами и паства его росла не столь стремительно, но более верно, пополняясь людьми привлеченными собственно Евангелием Христовым. За шесть лет пребывания в Корее отец Павел широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, ряд молитвенных домов. Больше всего он уделял внимания переводам. Вместе с корейским переводчиком И. Каном он перевёл на корейский язык Молитвослов, Часослов, Паримийник, Служебник, Требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового заветов, катехизис, последование ко Святому Причащению, чин панихиды; многие переведенные книги были вскоре отпечатаны, но часть так и осталась в рукописях.

Отец Павел много сделал для согласования миссионерских усилий Православной Церкви в регионе. Со времени прибытия в Корею он поддерживал связи с Японской Православной Церковью - состоял в дружеской переписке с Японским святителем Николаем (Касаткиным), участвовал в Соборе Японской Церкви в 1911 году, способствовал привлечению японского духовенства к окормлению православных японцев переехавших в Корею.

Архимандрит Павел также тесно сотрудничал с Владивостокской епархией. Проводил сборы и вложил много личных средств для строительства Владивостокской церкви-школы иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" при которой было открыто подворье Корейской миссии. В 1908 году Корейская миссия была переподчинена Владивостокской кафедре. Так-как все больше корейцев селилось в русском Приморье, где миссионерство среди них было поставлено плохо, встал вопрос об объединении миссионерских усилий в Корее и в Приморье. На Иркутском миссионерском съезде в 1910 году, при личном участии отца Павла, было принято прошение об назначении особого епископа для улучшения миссии среди корейцев. На это служение был избран отец Павел.

Стремясь увековечить память героев Русско-Японской войны, договорился с японской администрацией о перенесении из Кореи во Владивосток праха погибших моряков с крейсера "Варяг". По предложению отца Павла над главным входом во Владивостокский Радосте-Скорбященский храм была размещена надпись: "Памяти убиенных русских воинов 1904 - 1905гг".

Еп. Павел (Ивановский)
Еп. Павел (Ивановский)

Дальневосточный епископ-миссионер

14 июня 1912 года был Высочайше утвержден, 22 июня в зале заседаний Синода наречен, а 24 июня того же года хиротонисан во епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Хиротонию в Санкт-Петербургском Казанском соборе возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

Местопребыванием епископа Павла стал Владивосток, основным служением - устроение миссионерского дела среди корейцев русского Приморья во взаимодействии с Корейской духовной миссией. В 1913 году по его инициативе во Владивостоке прошел первый епархиальный миссионерский съезд, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской деятельности в епархии. С того же года в здании Владивостокской Радосте-Скорбященской церкви-школы вместо первоначально располагавшегося здесь городского училища начала действовать школа духовной миссии и катехизаторское училище для подготовки миссионеров из корейцев. По инициативе епископа Павла был создан переводческий комитет который приступил к пересмотру и изданию переводов церковных книг, составил духовные листки с проповедями.

Епископ уделял большое внимание развитию школьного образования. В некоторых школах был введен урок церковного пения. Полный курс обучения в одноклассной миссионерской школе составлял 4 года, в двуклассной - шесть лет. Если дети не знали или плохо знали русский язык, преподавание в первые годы обучения велось на их родном языке. Деятельными помощниками Владыки Павла были его ученики-катехизаторы ставшие впоследствии священниками-миссионерами, корейцы по национальности.

Благодаря усилиям владыки Павла православная миссия среди корейцев действовала по лучшим образцам своего времени и успешно приводила людей ко Христу - к 1917 году около половины корейцев Приморья были крещены в Православие [1]. С началом революционной смуты, для сохранения миссионерского дела в Корее, отправился в Токио в 1917 году просить Японскую Церковь принять на себя заботу о Корейской миссии.

Последние годы и кончина

Как заместитель архиепископа Владивостокского Евсевия [2] принял участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов в Москве. На Соборе участвовал в подотделе по вопросу об имени Божием, созданном в составе Отдела о внутренней и внешней миссии [3].

17 сентября 1918 года был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. С конца того года, после эмиграции архиепископа Смоленского Феодосия (Феодосиева), временно управлял Смоленской кафедрой.

Скончался в 1919 году по дороге в Новочеркасск от сыпного тифа. Был погребен в Новочеркасске.

Оценки

Один из примерных миссионеров Русской Церкви своего времени. Дарования, добродетели и полезная деятельность снискали к нему любовь и уважение среди корейцев. Святитель Николай Японский в своих дневниках оценивал его как "надежного" и "доброго" миссионера [4]. Его труды как духовного писателя, историка и деятеля Корейской миссии, переводчика продолжают использоваться и публиковаться в начале XXI века. Всю жизнь служил образцом монашеского жития.

Труды

  • "Речь начальника Корейской Духовной Миссии при наречении его во епископа Никольско-Уссурийского, вик. Владивостокской епархии", Прибавление к "ЦВ", 1912, № 26, 1073.
  • Верования, обряды и обычаи корейцев // "Забайкальские епархиальные ведомости", 1915. № 7/8. С. 237-243; № 9. С. 292-297; № 10. С. 318-323.
  • Краткий устав жизни православного христианина, Авдеевка, 1916 (отзыв о труде см. Русский Паломник, 1916, № 16, 254.; несколько переизданий, включая От святой купели и до гроба: Краткий устав жизни православного христианина, М.: Сибирская Благозвонница, 2010):
  • Краткий очерк развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края (изд.: Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее, Москва, Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999, 115–150.).

Известен также его акафист святым апостолам Петру и Павлу

Литература

  • Церк. Вед., 1912, № 26, 261; 1913, № 48, 553; № 19-20, 114.
  • Приб. к "ЦВ", 1912, № 26, 1073.
  • Прав. Благов., 1915, № 5, 248.
  • Владивостокская миссия, 266.
  • Состав Св. Прав. Всер. и Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 70-71.
  • Изв. Каз. Еп., 1905, № 34, 1020-1023.
  • Русск. Прав. Церк., 163.
  • Хрисанф (Щетковский), еп., Письма Корейской миссии, 31, 32.
  • Хрисанф (Щетковский), еп., Записки миссионера, 103.
  • ФАМ, II, № 73, 8.
  • Регельсон, 524.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 183.
  • Буевский, А., "Русская Православная Церковь Заграницей," ЖМП, 1950, 10, 28-34, hier 31.
  • Glazik, J., Die Russisch-Orthodoxe Heidenmission seit Peter dem Grossen, Munster, 1954, 200-202.

Использованные материалы



[1]  "Епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии. Разговор о жизни, корейской миссии и Сингапуре" [Беседовал иеродьякон Николай (Белозеров)], Православная Камчатка, 27 октября 2011, http://pravkamchatka.ru/news/episkop-ussurijskij-innokentij-...tml

[2]  http://petergen.com/bovkalo/sp/sobor1917.html

[3]  Иларион (Алфеев), еп., Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров, гл. XI "Собор, революция, подпоолье," http://st-jhouse.narod.ru/biblio/Name/secr11.htm

[4]  Бесстремянная, Г. Е., "Контакты Русской духовной миссии в Корее и Японской Православной Церкви в 1896-1946 годы," Церковь и время, № 47, http://www.mospat.ru/church-and-time/298

Редакция текста от: 08.03.2016 22:48:36

"ПАВЕЛ (ИВАНОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google