РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КОРЕЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Русская духовная миссия в Корее (недейств.)

Православие среди корейцев начало распространяться по мере их переселения в Российскую империю, с 1860-х годов. Первым проповедником Благой Вести среди них стал просветитель Сибири, Дальнего Востока и Аляски, святитель Иннокентий (Вениаминов).

Становление в независимой Корее

Русская духовная миссия в Корее в ведении Санкт-Петербургского митрополита была учреждена решением Святейшего Синода в 1897 году. В её задачу входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения. Учреждение миссии было связано со всесторонним усилением влияния России в Корее.

Первый состав миссии - будущий священномученик архимандрит Амвросий (Гудко), иеродиакон Николай (Алексеев) и псаломщик А. Красин, - не был впущен в Корею и вынужден был остаться в Уссурийском крае. Лишь в начале 1899 года корейское правительство разрешило одному иеродиакону Николаю поселиться в Сеуле, при Русской дипломатической миссии. Новый начальник миссии, архимандрит Хрисанф (Щетковский), вместе с псаломщиком прибыл в Сеул в 1900 году и освятил при посольстве первую на полуострове православную домовую церковь. Неожиданную помощь зарождавшейся миссии в качестве переводчиков и первой местной паствы оказали около 15 православных корейцев, ранее проживавших в Уссурийском Крае, а впоследствии переехавших в Сеул. В октябре 1900 году при миссии была открыта школа для корейских мальчиков. Заочное благорасположение к Христианству, упор корейского конфуцианства на обряды, и связь миссии с сильной мировой державой (многие корейцы в то время надеялись найти в России противовес Китаю и Японии) были среди причин, привлекавших некоторых корейцев к миссии. Познакомившись с православным вероучением, некоторые принимали веру и были допущены ко крещению. При этом отец Хрисанф, отличаясь от инославных миссионеров серьезным отношением к катихизации, отвергал очень многих неискренних искателей мирской выгоды и крестил лишь 14 человек.

Сотрудники миссии придавали большое значение переводу вероучительных и богослужебных книг. Опыт первых попыток прямого перевода со славянского на корейский оказался неудовлетворительным, и Корейская миссия стала пользоваться уже готовыми многочисленными переводами Китайской миссии, т.к. образованные корейцы владели китайским вэньяном. Эти тексты и стали основой корейских переводов - в 1900 году были переведены на корейский с китайского "Православное исповедание" святителя Димитрия Ростовского, Часослов и "Чин крещения язычников"; Библией пользовались либо в православном китайском либо в новом методистском корейском переводах.

Ещё в 1898 году для миссии был приобретен земельный участок в столичном районе Динг-Донг, в 1901 году приступили к строительным работам, а в 1902 году территория миссии была полностью благоустроена. Были выстроены дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. Участок был огражден кирпичной стеной в корейском национальном стиле. В качестве храма было решено использовать на первых порах здание школы и 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение храма во имя святителя Николая Чудотворца. В Москве специально по заказу миссии были отлиты колокола, а праведный Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с отцом Хрисанфом тесные связи, прислал миссии своё праздничное золотого цвета облачение.

Во время Русско-Японской войны 1904-1905 года Корея подверглась японской оккупации, и все русские граждане были вынуждены покинуть ее пределы. В феврале 1904 года отец Хрисанф вместе со сотрудниками отбыл на время в Шанхай, а затем в Россию, вверив имущество миссии французскому посольству.

Миссионерство Павла (Ивановского)

Вскоре по окончании Русско-Японской войны, в 1905 году Корея стала протекторатом, а с 1910 году - колонией (генерал-губернаторством) Японии. Деятельность миссии в условиях японского владычества была возглавлена архимандритом Павлом (Ивановским). За 6 лет пребывания в Корее он широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, ряд молитвенных домов. Вместе с корейским переводчиком И. Каном он перевёл на корейский язык Молитвослов, Часослов, Паримийник, Служебник, Требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового заветов, катехизис, последование ко Святому Причащению, чин панихиды; многие переведенные книги были вскоре отпечатаны, но часть так и осталась в рукописях. Рясофорный послушник Федор Перевалов с помощью М. Г. Кима положил на ноты многие песнопения на корейском языке, сохранив при этом основы русских церковных мелодий.

27 октября 1908 года [1] миссия перешла в ведение Владивостокской кафедры. В 1912 году архимандрит Павел был отозван в Россию и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Хотя вместо него были назначаемы другие начальники, он на деле продолжал управлять миссией из Владивостока до 1917 года. Труды владыки Павла оказались плодотворны, и значительно расширили дело проповеди Православия в Корее. Поддержанием веры среди переселявшихся на Корейский полуостров православных японцев занималось, с ведома Корейской миссии, духовенство Японской Церкви.

Межвоенный период

С 1917 года революционная смута и гражданская война в России болезненно сказались на всех зарубежных миссиях Русской Православной Церкви, лишив их материальной опоры. В том же году пришлось закрыть все школы и распустить почти всех служащих из-за отсутствия средств на их содержание. После нескольких одноразовых поступлений в годы гражданской войны, денежное снабжение миссии полностью прекратилось. Единственным источником дохода стала сдача в аренду помещений и земельных участков. От голода часто спасало наличие небольшого рисового поля.

В 1921 году миссия была передана в ведение Токийского владыки. Собственно миссионерская деятельность пришла в упадок не только из-за крайнего материального оскудения, но также из-за наплыва русских беженцев, которые переключили на себя внимание пастырей. Из миссионерских станов к 1930 году уцелело только два - в городах Кёхе и Каругай, под опекой священника Луки Кима. В начале 1930-х годах Русская Православная Церковь Заграницей сделала попытку отторгнуть миссию от верного Московскому Патриархату Японского владыки Сергия, но эта попытка не удалась - в ведение Харбинской епархии Зарубежной Церкви вошли лишь миссионерский стан в Пхеньяне и Воскресенский храм в имении "Новина".

Ко второй половине 1930-х годов, когда значительная доля послереволюционных беженцев перебралась в другие страны, большинство миссийской паствы составляли русские. Богослужения и проповеди в миссии совершались на церковнославянском и русском языках и только ектении - на корейском. Наличие русской паствы явилось главной причиной, почему архимандрита Поликарпа японские власти оставили служить, в то время как прочие иностранцы-миссионеры были высланы из Кореи во время Второй мировой войны. После окончания войны Корейская миссия и корейские приходы Харбинской епархии вошли в состав Восточно-Азиатского экзархата Московского Патриархата.

Период раздела Кореи

По мере становления коммунистического Северного и капиталисического Южного режимов на Корейском полуострове, большинство религиозных организаций в советской зоне были уничтожены, и миссия могла действовать лишь на Юге, под американской администрацией. В оккупированной Японии, при деятельной поддержке американских властей, большинство паствы Японской Православной Церкви приняло своим архиереем ставленника "Американской митрополии" епископа Вениамина (Басалыгу), но архимандрит Поликарп отказался выйти из повиновения Московскому священноначалию. В октябре 1948 года владыкой Вениамином был поставлен во священники корейский диакон Алексий Ким Ли Хан и назначен начальником Миссии. Вернувшись в Корею с помощью своих союзников и полиции отец Алексий Ким завладел миссей 12 декабря 1948 года, а отец Поликарп был заточен в тюрьму. Хотя за отсутствием вины он был вскоре отпущен, вернуться к управлению миссией архимандриту Поликарпу не удалось, 18 июня 1949 года был вновь арестован как коммунистический шпион, и 29 июня выслан в Северную Корею.

В Корейскую войну 1950-1953 годов корейская православная паства лишилась большей части миссийских построек и потеряла своего единственного священника, т.к. отец Алексий Ким был депортирован на Север и бесследно исчез. Вместо него православные обрели пастырей в лице военного духовенства греческих войск из Элладской Православной Церкви. Особенную заботу о корейских верующих проявил архимандрит Андрей (Халкиопоулос). Владыки "Американской митрополии" также не оставляли попечения о корейской пастве - в 1953 году миссию посетил епископ Сан-Францисский Иоанн, а в 1954 году епископ Токийский Ириней рукоположил во иерея для окормления миссии Бориса Муна. Однако, возникшие во время войны тесные связи с греческим духовнеством и солдатами, а также неприятие каких-либо связей с бывшей колониальной владычицей - Японией - предрешили выход корейских верующих из состава Токийской епархии русской "Американской митрополии". Съезд корейских православных, состоявшийся 24 или 25 декабря 1955 года, принял решение присоединиться к Константинопольской Православной Церкви. В 1956 году они были приняты в состав Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. Со временем для них была образована особая Корейская митрополия (см. подробнее), действующая и поныне.

Русская Православная Церковь в деле проповеди корейцам после 1955 года

Будучи насадительницей Православия к Корее, Русская Православная Церковь продолжала принимать участие в духовном просвещении корейцев по мере своих возможностей, которые заметно расширились с падением СССР. На начало XXI века среди корейцев осевших в России немало православных, включая таких священнослужителей как первый в истории православный епископ из корейцев Феофан (Ким), игумен Алексий (Ким), протоиерей Николай Ким.

В составе Корейской митрополии Константинопольского Патриархата имелся командированный туда клирик Русской Церкви для окормления вновь образовавшейся общины эмигрантов из бывшего СССР: в 2000-2011 годах им был о. Феофан (Ким), затем - о. Роман Кавчак. Русская Православная Церковь Заграницей с 1994 года имеет свою миссию в Корее.

В начале XXI века, в частности благодаря контактам с полпредом президента России по Дальнему Востоку К. Б. Пуликовским и митрополитом Смоленским Кириллом руководство Северной Кореи убедилось, что паства Православной Церкви не будет мешать социалистическому развитию страны [2]. 22 августа 2002 года руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил Хабаровский Иннокентиевский храм и провёл около получаса в беседе с духовенством [3]. Это, предположительно первое его посещение православной церкви, стало непосредственным толчком для создания по его же инициативе православного храма в Пхеньяне. В том же году было решено не только создать храм, но и послать в Россию студентов - представителей новообразованного Православного комитета КНДР - для получения православного духовного образования. С 2006 года при поддержке Владивостокской епархии в Пхеньяне действовал Троицкий храм окормляемый духовенством из коренных корейцев.

Начальники

В ведении русской "Американской митрополии"

См. также

  • Шкаровский, М. В., "Русская Православная Духовная Миссия в Корее," Богослов.ру, 24 сентября 2009:

Использованные материалы



[1]  Дата Синодального указа по Иннокентий (Ерохин), игум., "Владивостокская и Приморская епархия," Православная энциклопедия, т. 8, 617-621, новая электронная версия от 27 апреля 2010, http://www.pravenc.ru/text/158930.html. Дата приведения в исполнение - 1 января 1909 года.

[2]  Самохин Андрей, "Интересный собеседник. Валерий Алексеев: «Православие становится весомым фактором мировой политики»," интернет-газета Файл-РФ, 16 августа 2012, http://file-rf.ru/analitics/672

[3]  "Ким Чен Ир проявил интерес к православию," Newsru.com, 22 августа 2002, http://www.newsru.com/religy/22aug2002/kim_ortho.html

[4]  Дата высылки из Южной Кореи

Редакция текста от: 22.07.2015 11:57:15

"РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КОРЕЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google