СЕРГИЙ (СРЕБРЯНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Присп. Сергий (Сребрянский), 1940-е годы.
Присп. Сергий (Сребрянский), 1940-е годы.
Сергий (Сребрянский) (1870 - 1948), архимандрит, преподобноисповедник

Память 23 марта, 28 ноября (в день обретения мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской; Воронежских, Московских и Тверских святых

В миру Сребрянский Митрофан Васильевич, родился 1 августа 1870 года [1] в селе Трехсвятское Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника Василия и Юлии Петровны (урожд. Голубятниковой, дочери священника) Сребрянских. Через год после рождения сына, отца Василия перевели в село Макарик [2] в трех километрах от Трехсвятского. Родной брат священника Стефана, протоиерея Сергия, протоиерея Василия, Ольги (замужем за протоиереем Михаилом Петровым), Нимфодоры, Анны.

Дети воспитывались в большой строгости, так что к родителям обращались на "Вы". Когда ребенку исполнялось четыре года, отец приводил его к матери и торжественно объявлял, что с этого дня дитя может исполнять все посты.

В 1889 году окончил Воронежское духовное училище по II разряду [3] и поступил сразу на IV курс [4] Воронежской духовной семинарии, окончив семинарский курс обучения в 1892 году по II разряду [5].

Под влиянием народнических идей поступил в Варшавский ветеринарный институт. Оказавшись здесь среди равнодушных к вопросам веры студентов, во враждебной православию католической Польше, он начал усердно посещать православный храм. Здесь он познакомился со своей будущей женой, Ольгой, дочерью священника Владимира Исполатовского [6], служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской губернии. 29 января 1893 года они обвенчались.

Живя в Варшаве Митрофан Васильевич стал размышлять о правильности выбора своего жизненного пути и решил вступить на поприще служения священнического.

2 марта 1893 года епископом Воронежским Анастасием (Добрадиным) был рукоположен во диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда Воронежской губернии, но диаконом отец Митрофан пробыл недолго – 1 марта 1894 года он был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка (город Рыпин Полоцкой губернии) и 20 марта рукоположен во священника в Орле.

15 января 1896 года был назначен вторым священником Двинского военно-крепостного собора и 1 сентября того же года вступил в должность законоучителя Двинской начальной школы.

Служение в Орле

1 сентября 1897 года был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна [7].

В Орле всего себя отдал на служение Богу и пастве, стал утешителем многих, прекрасным и серьезным проповедником, слово которого впитывалось слушателями, как впитывается дождь в жаждущую влаги почву.

"Бывало, кончишь давать крест после обедни, а народ все идет и идет. С одним побеседуешь, другой просит совета, третий спешит поделиться своим горем – и так тянутся часы... матушка ждет меня обедать, да только я раньше пяти часов вечера никак из церкви не выберусь", – вспоминал отец Митрофан.

Паства потянулась к искреннему и ревностному пастырю, образовался крепкий приход, и это позволило отцу Митрофану приняться за трудное дело постройки храма, которое он завершил с успехом. Он создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства отец Митрофан жертвовал на храм, школу и библиотеку.

Летом 1903 года присуствовал в Сарове на торжественном прославлении преподобного Серафима. Здесь он был представлен великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление – искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.

Участие в русской-японской войне

Свящ. Митрофан Сребрянский. Литургия у передовых позиций Русско-японской войны, 1904 - 1906 годы.
Свящ. Митрофан Сребрянский. Литургия у передовых позиций Русско-японской войны, 1904 - 1906 годы.
11 июня 1904 года вместе с 51-м драгунским Черниговским полком выступил в поход на Дальний Восток, в Маньчжурию. Везде, где представлялась возможность, со своими помощниками ставил походную церковь и служил. Вместе с полком участвовал в сражениях. В служебном формуляре отца Митрофана кратко записано: "Был в сражениях: Ляоянском... Шанхайском... в набегах на Инкоу... Мукденских... у деревни Санвайцзы... Во всех означенных сражениях под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых" [8].

Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который печатался в журнале "Вестник военного духовенства", а затем вышел отдельной книгой.

15 марта 1905 года, как опытный пастырь и духовник, был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны.

2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел.

12 октября 1906 года за выдающиеся пастырские труды, понесенные во время войны, был возведен в сан протоиерея.

Марфо-Мариинская обитель

В 1908 году подал свой проект по созданию Марфо-Мариинской обители. Проект настолько пришелся по душе великой княгине Елизавете Федоровне, что именно его она положила в основу устройства обители. Для его осуществления она пригласила протоиерея Митрофана на место духовника и настоятеля храма.

Он обещал подумать и дать свой ответ позже. На пути из Москвы в Орел он вспомнил родную, горячо его любящую паству и представил, как обоюдно тяжело будет расставание. От этих дум и воспоминаний его душа пришла в смятение, и он решил отказаться от предложения великой княгини. В тот момент, когда он это подумал, он почувствовал, что у него отнимается правая рука. Он попытался поднять руку, но безуспешно: ни пальцами пошевелить, ни согнуть руку в локте он не смог. Отец Митрофан понял, что это, видимо, Господь его наказывает за сопротивление Его святой воле, и тут же стал умолять Господа простить его и пообещал, если исцелится, переехать в Москву. Понемногу рука обрела чувствительность, и через два часа все прошло.

Он приехал домой совершенно здоровым и вынужден был объявить прихожанам, что покидает их и переезжает в Москву. Видя переживание паствы, добрый пастырь не смог ей отказать, и хотя его настоятельно звали в Москву, он стал откладывать с отъездом. Он даже решил про себя отказаться и остаться в Орле, тем более что вообще опасался, что не справится с новыми сложными обязанностями в обители, где от него потребуется духовный опыт, которого у него, как у священника семейного, может не быть.

Вскоре после этого он заметил, что у него без всякой видимой причины начала распухать правая рука, и это со временем стало приносить ему затруднения на службе. Он обратился за помощью к одному из своих родственников, доктору Николаю Яковлевичу Пясковскому. Врач, осмотрев руку, сказал, что никаких причин болезни нет и он не может дать в этом случае какого бы то ни было медицинского объяснения и, следовательно, помочь.

В это время из Москвы в Орел привезли чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Отец Митрофан пошел помолиться и, стоя перед образом, пообещал, что все же примет бесповоротно предложение великой княгини и переедет в Москву. С благоговением и страхом он приложился к иконе и вскоре почувствовал, что руке стало лучше. Он понял, что на переезд его в Москву и поселение в Марфо-Мариинской обители есть благословение Божие и с этим нужно смириться.

Получив благословение от старцев Зосимовой пустыни, подал прошение о переводе в обитель и 17 сентября 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909 года, когда великая княгиня Елизавета Федоровна переехала в дом, предназначавшийся под обительский.

"Господь благословил это наше дело через священника, – писала великая княгиня государю, – к которому в Орел издалека люди приезжали за утешением и поддержкой, – и вот оно мало-помалу начинается" [9].

Прот. Митрофан Сребрянский. Марфо-Мариинская обитель, 1910-е годы.
Прот. Митрофан Сребрянский. Марфо-Мариинская обитель, 1910-е годы.
Отец Митрофан, поселившись в обители, сразу же принялся за новое дело, отдавшись ему всей душой. Он часто служил и, не жалея сил, наставлял тех, еще немногочисленных сестер, которые пришли жить в обитель.

"Батюшкины лекции очень интересные, просто исключительно, так как он не только глубоко верующий, но еще безгранично начитанный человек. Он начинает из Библии, заканчивает церковной историей и все время показывает, как и что сестры смогут говорить и чем помочь тем, кто испытывает душевные страдания... Здесь многие приезжают издалека в нашу маленькую церковь и обретают силы в его прекрасных простых проповедях и в исповеди. Это широкий человек, в котором нет ничего от ограниченного фанатика, целиком основывающийся на безграничной любви о Господе и всепрощении, – истинно православный священник, строго придерживающийся нашей Церкви, для нашего дела – благословение Божие, так как он заложил основание, какое и должно быть. Скольких он вернул к вере, наставил на путь истинный, сколько людей благодарят меня за великое благо иметь возможность посещать его" [10].

Незадолго перед своим арестом в 1918 году великая княгиня Елизавета передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи.

В 1919 году [11] отец Митрофан и его супруга Ольга по благословению Патриарха Тихона приняли монашеский постриг. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга – с именем Елизавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.

Первый арест. Ссылка в Тобольск

Во время кампании по изъятию церковных ценностей, 23 марта 1923 года архимандрит Сергий был арестован за прочтение послания Патриарха Тихона, касавшегося этого вопроса, хотя "изъятие" из храмов обители произошло без эксцессов. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения, а затем по приказу ОГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в город Тобольск. Здесь он познакомился и близко сошелся с тобольским подвижником Феодором Ивановым, впоследствии принявшим мученическую кончину.

27 февраля 1925 года вернулся из ссылки в Москву и на следующий день, как бывший ссыльный, явился в ОГПУ, чтобы узнать решение властей относительно своей дальнейшей судьбы. Следователь, которая вела его дело, сказала, что священнику разрешается совершать церковные службы и говорить за богослужениями проповеди, но он не должен занимать никакой административной должности в приходе, и ему запрещено принимать участие в какой-либо деловой или административной приходской деятельности. Отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель.

Второй арест. Переезд в село Владычня

29 апреля 1925 года, на основании доноса об антисоветской агитации среди сестер обители, был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Матушка Елизавета, узнав, в чем обвиняют отца Сергия, принялась хлопотать о его освобождении. Она написала заявление и подала Владимиру Черткову, возглавлявшему учреждение под названием "Осведомление и экспертиза по делам религиозных течений". Чертков поддержал просьбу и, сопроводив заявление своими пояснениями, направил его 25 июня 1925 года Петру Смидовичу, который в тот же день переправил все документы Тучкову. 30 июня дело было рассмотрено и принято решение освободить священника. 2 июля Коллегия ОГПУ прекратила дело, и отец Сергий был освобожден [12].

Архимандрит Сергий и монахиня Елизавета выехали на родину Елизаветы в село Владычня Тверской области и поселились в бревенчатом, покрытом дранкой родительском доме. Первое время отец Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм, в котором стал служить с 1927 года. Отец Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник. Духовные дети привозили ему продукты и одежду, большую их часть он раздавал нуждающимся.

Третий арест. Ссылка в Северный край

Архим. Сергий (Сребрянский). Село Владычня, 1928 год.
Архим. Сергий (Сребрянский). Село Владычня, 1928 год.
В феврале 1930 года снова был арестован. Из доносов (от 30 и 31 января 1930 года):

"По своему общественному, умелому подходу к народу с религиозной стороны заслуживает особого внимания. Действует исключительно религиозным дурманом. Опирается на темноту, выгоняет бесов из человека. Особенно способен на проповеди, которые говорил по два часа. В своих выступлениях с амвона призывает на единение и поддержку Церкви, религиозных целей. Результаты таких проповедей налицо: деревня Гнездцы категорически отказалась от вступления в колхоз. Словом, священник Сребрянский является политически вредным элементом, который должен быть срочно изъят... Был случай, когда одного рабочего на станции Крючково зарезало поездом. Этим воспользовался Сребрянский, говоря, что тот не веровал в Бога и говорил, что "пусть меня накажет Бог, если Он есть", и за это его наказало...".

Обвинялся в том, что "являясь сторонником монархического порядка управления, систематически вел антисоветскую агитацию с целью срыва мероприятий, проводимых Советской властью в деревне, используя религиозные предрассудки масс...". Виновным в предъявленных обвинениях о. Сергий себя не признал.

7 апреля 1931 года был приговорен к 5 годам высылки в Северный край.

Архимандрита Сергия поселили в одной из деревень на реке Пинеге. Сюда к нему приехали монахиня Елизавета и Мария Петровна Заморина (впоследствии - монахиня Милица), знавшая отца Сергия еще в период его служения в Орле. Ссыльные священники работали на лесоразработках и сплаве леса. Архимандрит Сергий работал на ледянке – вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна. Благодаря своей подвижнической жизни, постоянной молитвенной настроенности, духовным советам и умению утешать страждущих в тяжелых для них обстоятельствах, вскоре стал известен как глубоко духовный старец, которому многие стали поверять свои беды, в молитвенное предстательство которого верили.

Возвращение в село Владычня. Старчество

Присп. Сергий (Сребрянский), икона нач. XXI века
Присп. Сергий (Сребрянский), икона нач. XXI века
В 1933 году отец Сергий был освобожден и вернулся в Москву, где пробыл всего один день – простился с закрытой и разоренной обителью и отправился с монахиней Елизаветой и Марией Петровной во Владычню. Покровский храм во Владычне был закрыт, и отец Сергий ходил молиться в соседнее село в Ильинский храм. Впоследствии власти стали выказывать неудовольствие по поводу его появления в храме, и он был вынужден молиться дома. Последний период жизни отца Сергия стал временем старческого окормления духовных детей и обращавшихся к нему страждущих православных людей, что было особенно насущно в то время, когда большинство храмов было закрыто, а священники арестованы.

Во время Великой Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась русская воинская часть и предполагалось, что здесь будет тяжелый бой с немцами. Офицеры предлагали жителям отойти дальше от передовых позиций, кое-кто ушел, а отец Сергий и монахини Елизавета и Милица остались. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это отметили и военные, у которых возникло ощущение, что село находится под чьей-то сугубой молитвенной защитой.

За исповеднический подвиг, за праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил отца Сергия дарами прозорливости и исцеления.

В последние годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником стал протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Впоследствии он вспоминал об отце Сергии:

"Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Он весь был объят божественным желанием... Это чувствовалось во всем, особенно – когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении – излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние и, видимо под влиянием охватившего его волнения, помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния... Он в миру вел жизнь пустынника. Несомненно, эта способность созерцания стояла в связи с его душевной чистотой. Его ангельская чистота и бесстрастие, которыми была проникнута последняя, предсмертная исповедь, которую я принимал от него, привели меня в какой-то священный ужас. Я после этого понял душевное состояние Петра, когда он воскликнул: “Господи, отойди от меня, ибо я человек грешный”.

Икона преподобноисповедника Сергия (Сребрянского)
Икона преподобноисповедника Сергия (Сребрянского)
5 апреля 1948 года старец скончался в селе Владычня и был погребен на сельском кладбище. Местное почитание о. Сергия началось сразу же после его смерти.

Был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.

19 сентября 1999 года был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой Тверской епархии.

Мощи преподобноисповедника Сергия были обретены 11 декабря 2000 года, находятся в Воскресенском кафедральном соборе города Твери.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Награды

  • золотой наперсный крест с украшениями (1900)
  • скуфия
  • камилавка
  • орден св. Анны 3 степени, орден св. Анны 2 степени, орден св. Владимира 4 степени (1904 - 1906)
  • наперсный крест на Георгиевской ленте (1906)
  • митра ("за отлично-усердное служение его Святой Церкви, труды по обстоятельствам военного времени и полезную деятельность... в... обители" [13], 2 октября 1916)
  • благословение с грамотой и иконой Спасителя (от Святейшего Патриарха Тихона, 25 декабря 1919)

Сочинения

  • Дневник священника 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского, с момента отправления его в Маньчжурию 11 июня 1904 года по день возвращения в г. Орел 2 июня 1906 года. СПб., 1906.

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. Тверь. 2006. С. 227-251
  • Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995.
  • Сребрянский М., свящ. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М., 1996.
  • "Яко мзда ваша многа на небесех..."// Московский Церковный вестник. 1999. N.17. С.3.

Использованные материалы



[1]  По другим данным 31 июля 1870 года или в 1871 году.

[2]  Так в Справочной книге духовенства Воронежской епархии на 1900 год.

[3]  "Разрядный список выпускников Воронежского духовного училища 1888/1889 гг.", Воронежские епархиальные ведомости, 1889, № 14, с. 271.

[4]  Переводятся в V класс - "Разрядный список студентов Воронежской духовной семинарии на 1889/90 гг.", Воронежские епархиальные ведомости, 1890, № 13, с. 228.

[5]  "Разрядный список выпускников Воронежской духовной семинарии 1891/92 гг.", Воронежские епархиальные ведомости, 1892, № 13, с. 287.

[6]  Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных, электронная библиотека, библиография, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/941/

[7]  РГИА. Ф. 831, д. 189, л. 131-132.

[8]  Там же

[9]  Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 22.

[10]  Там же. С. 23-24, 31-32.

[11]  По другим данным - в 1922 году

[12]  ЦА ФСБ России. Д. Р-25286. Л. 17.

[13]  РГИА. Ф. 797, оп. 86, 4 отд., 4 ст., д. 148, л. 1.

Редакция текста от: 27.09.2016 07:33:53

"СЕРГИЙ (СРЕБРЯНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google