ВАСИЛИЙ (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)
Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)
Василий (Богоявленский) (1867 - 1918), архиепископ б. Черниговский и Нежинский, священномученик

О сщмч. свящ. Василии Богоявленском (1879 - 1937) см. статью Богоявленский Василий Афиногенович

Память 14 августа, в Соборах Брянских и Черниговских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Богоявленский Василий Дмитриевич, родился 1 февраля 1867 года в с. Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

В 1882 году окончил II Тамбовское духовное училище [1] и поступил в Тамбовскую духовную семинарию, которую окончил в 1888 году по 1-му разряду со званием студента.

20 сентября 1888 г. (по др. данным, в 1889) был рукоположен во диакона к церкви Рождества Христова в с. Старая Дегтянка Козловского уезда.

11 марта 1890 г. рукоположен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, состоял законоучителем в нескольких церковноприходских школах.

В 1896 г. с семьей переселился в Казань, продолжил образование в Казанской духовной академии, которую окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Будучи студентом академии состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе.

По окончании академии служил в кафедральном соборе, затем в церкви Казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, с 1901 г.- в кладбищенской церкви.

В 1905 г. вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также Речного училища 1-го разряда. В течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов Казанской духовной академии и Казанского епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологического общества.

В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Каз., 1907), за которое советом Казанской духовной академии 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра богословия.

Овдовел. 14 августа 1908 г. принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре от Гдовского еп. сщмч. Кирилла (Смирнова) с оставлением прежнего имени.

15 октября того же года назначен ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

26 июля 1909 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил Санкт-Петербургский митр. Антоний (Вадковский).

За два года пребывания на кафедре благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем 2 странноприимных дома.

В марте 1911 г. был назначен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии.

12 мая того же года был назначен епископом Черниговским и Нежинским.

За первые два года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя св. кн. Александра Невского и епархиальный дом имени императора Николая II, освящение которых состоялось 14 ноября 1912 г. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций, была собрана большая библиотека, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин братства св. кн. Михаила Черниговского. Еп. Василий предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах епархии. По его благословению 11 апреля 1912 г. в Николаевском хуторе Новгород-Северского уезда было открыто второе епархиальное женское училище (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо Василиевским - во имя свт. Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия имени еп. Василия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком монастыре архиерей устроил духовную музыкально-певческую школу.

В 1914 г. Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец гр. Завадовского в с. Ляличи Суражского уезда для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений; одним из первых взнос на покупку дворца (1 тыс. р.) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 г. по благословению архиерея была открыта благотворительная столовая на 300 чел. 30 декабря 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская жен. школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

Владыка активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами которого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губернии действовали 15 уездных отделений братства, 1059 сельских братств, в которых состояло до 20 тыс. чел. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению архиерея произошло объединение всех епархиальных миссионеров в общество при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство св. Филарета Милостивого при жен. епархиальном училище.

Еп. Василий придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова св. имп. Николаем II под руководством архиерея была создана книга «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский журнал «Вера и жизнь». С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газету «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно).

В 1913-1914 гг. присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде.

5 октября того же года возведен в сан архиепископа.

После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губисполкома владыку дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, освобожден за недоказанностью обвинений.

14 апреля того же года по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой, назначен настоятелем Теребенской Никольской пустыни, 11 августа переведен настоятелем в Московский Заиконоспасский монастырь.

20 июля 1918 года Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. был включен в состав Собора, 24 июля назначен благочинным ставропигиальных монастырей. 14-17 августа патриарх Тихон (Беллавин) и Синод постановили послать архиеп. Василия и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского). Позднее с разрешения патриарха к ним присоединился архим. Матфей (Померанцев). Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.

27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием, ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Сочинения

  • Епархиальные съезды духовенства и их деятельность и значение. Омск, 1902. (Беспл. прил. к Омск. ЕВ. 1902);
  • Речь при наречении во еп. Сумского, вик. Харьковской епархии // ПрибЦВед. 1909. № 31. С. 1415-1416;
  • Архипастырское слово к соработникам на ниве Христовой пастырям Церкви Черниговской. Чернигов, 1912.

Литература

  • ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 531;
  • РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 19128;
  • РГИА. Ф. 796. Оп. 439. № 199 (форм. список);
  • РНБ ОР. Ф. 102. № 432. Л. 45.
  • Савинский С. Преосв. Василий, еп. Черниговский и Нежинский // Рус. паломник. 1913. № 45. С. 720;
  • он же. Открытое письмо сотруднику «С.-Петербургских ведомостей» по поводу неосновательных выпадов сотрудников газеты против еп. Черниговского Василия. СПб., 1915;
  • Собор, 1918. Определения. 1994. Вып. 1-4;
  • Агафонов П. Н. Архиеп. Пермский и Кунгурский Андроник (Влад. Никольский). Пермь, 1995. С. 60;
  • Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995;
  • Королев В. А. Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских: Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен, 1867-1918. Фрязино, 1998;
  • Священный Собор Правосл. Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и Г. Шульц. М., 2000.

Использованные материалы

  • Игум. Дамаскин (Орловский),К. Г. Калганов. Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич). Православная энциклопедия, т. 7, с. 37-38.



[1]  "Приняты в 1 класс духовной семинарии. Выпускники II Тамбовского духовного училища 1882 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., - http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tambovserdu.html

Редакция текста от: 04.11.2015 09:05:22

"ВАСИЛИЙ (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google