НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Николаевская Теребенская женская пустынь (Тверская епархия).

В XV веке село Теребени принадлежало благочистивому помещику Михаилу Обуткову (или Обудкову). В 1492 он решил построить в своём селе Николаевскую церковь в честь чудесного явления ему иконы Николая Чудотворца. Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание. Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли 5 берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм. На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней. Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в 1611) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал благочистивый помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в 5 верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

В 1641, когда государство умиротворилось, в царствование Михаила Федоровича прибыл к этой церкви из Онеги священноинок Авраамий, который застал ещё в живых Артемия Мозовского и вместе с ним поставил келью. Эти 2 инока стали жить вместе в молитве и посте. Но так как совершать богослужения, особенно литургию не было возможности по причине запустения и ветхости прежней церкви, то они решили близ её поставить другую, малую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, затем исправили прежнюю и испросили у новгородского митрополита Афония благословения освятить обе церкви. Когда церкви были освящены, они стали совершать богослужение по уставу пустынножителей. Так было заложено начало Теребенской обители. Со временем к Авраамию и Артемию присоединяется священноинок Феодосий, бывший крестьянин князя Федора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили её. Авраамий был первым настоятелем.

Чудотворный образ святителя Николая постоянно привлекал в обитель большое число богомольцев, быстро росла и сама обитель.

Спасения от моровой язвы (1654)

В 1654 году повсеместно свирепствовала моровая язва (чума) в Тверской губернии. В живых осталась лишь малая часть жителей, их не хватало даже для погребения усопших. Особенно сильно охвачен был Бежецк и окрестности. Жители Бежецка послали просить о заступничестве Николая Чудотворца у его образа и, получив дозволение, перенесли его с торжеством рекою Мологою 30 июня в Бежецк в сопровождении священнослужителей собора и множества народа. Образ поставили в соборном храме Воскресения Христова. Когда иереи совершили всенощное бдение и святую литургию о спасении дущ христианских, когда язва начала прекращаться и вскоре в Бежецке и его пределах совсем затихла. В память этого события ежегодно совершался крестный ход с 23 июня по 12 июля в Бежецк и попутные селения.

Расцвет обители

С ростом числа богомольцев старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. На собранные средства построили новый деревянный храм с пятью престолами рядом со старой Никольской церковью. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебней; над трапезой колокольницу; над хлебней - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре всё это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года в 1667 игумен Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь существовала до 1830. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине XVIII века подземная церковь.

В начале XVIII века монастырю принадлежало 78 крестьян мужского пола, 1250 десятин земли, 36 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей. В приписных к монастырю пустынях числилось 194 души.

Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 и освящено во имя Иакова Боровичского, а через строящийся храм был переименован в Благовещенский, а придел в соборном храме - во имя Иакова Боровичского. При этой церкви была трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви быть им неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде, и храм пришлось разобрать (1881).

В 1756, при игумене Мисаиле, началось строительство Сретенской церкви устроена, закончена в 1757, при игумене Феодосии. Длина церкви 6 сажен, ширина 4 сажени. Сретенская церковь не сохранилась.

1 октября 1838 архиеп. Григорием освящен Никольский собор.

В 1875 в Николаевском пустыни открыт дом для престарелых и больных, а также школа.

В 1881 старая Благовещенская церковь с пристройками была разобрана. 9 мая 1882 года на этом месте была заложена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения епископа Тверского. Храм освящен в 1883 году.

К началу XX века в заштатной, необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви:

  1. Главная, холодная - святителя Николая, построена в 1833, каменная с 2 приделами: правый - Владимирской Богоматери; левый - Святого праведного Иакова Боровичского Чудотворца.
  2. теплая - Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в 1883, каменная, с приделом святителя Арсения Тверского.
  3. теплая - Сретения Господня, построена в 1754-1757, каменная, с 1 престолом.
  4. Преподобного Александра Свирского, построена предположительно в 1757.

Закрытие и возрождение монастыря

Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

Вновь возрождается с середины 1990-х годов. Сохранились: Никольский собор (1830-1838), Благовещенская церковь (1882-1883), настоятельский и братский корпуса (40-50-е годы XIX века).

В начале XXI века пустынь стала женской.

Святыни

Храмы монастыря

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте. При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью. Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, ещё 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Иконостас тройной, средняя часть соответствует престолу в честь Благовещения, а по сторонам его уступами вперед 2 меньших иконостаса, направо для придела во имя Арсения Тверского, а налево для помещения в его центре под вызолоченной сенью чудотворного образа Николая Чудотворца. Главный престол освящен 9 октября 1883 Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, а придел освящен 4 декабря 1883 настоятелем игуменом Арсением.

Настоятели

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство "Леушинское подворье", Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья "ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ" в энциклопедии "Тверская область", 1994 г., страница 283.

Редакция текста от: 21.04.2012 13:21:13

"НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google