Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОХРИДСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Охридская Архиепископия, автономная Церковь в составе Сербского Патриархата

Исторический очерк

Предыстория - первый расцвет Православия

Христианство начало распространяться в пределах современной Республики Македония с апостольских времён - известно что апостол Павел проповедовал в римской провинции Македония, и, вероятно, бывал в Ираклионе (ныне Битола) и Лихниде (ныне Охрид). В первые века гонений на Христианство в этой области также просияли святые - такие как 15 мучеников Тивериопольских и исповедник Еразм Формийский.

Организация церковной жизни со времён святого царя Константина позволила устроить здесь ряд епархий, среди которых известны Стовийская и Ираклионская (Битольская). Надепархиальное управление областью сосредоточилось в Фессалониках, которые находились в зависимости от Римской Церкви. В 535 году правоверный царь Юстиниан учредил тут новую поместную автокефальную Церковь с центром в возводимом им городе Юстиниана Прима (т.е. Первая Юстиниана, близ родной деревни императора Тавресий, ныне Таор, Македония). Церковь Первой Юстинианы охватила большую часть Балканского полуострова, но уже в VII веке подверглась опустошительным нашествиям новых народов и в VIII веке была упразднена, будучи присоединена к Константинопольскому Патриархату.

Если во времена империи общеупотребительным языком этих земель был греческий и её жители были причастны к поздне-классической культуре, то основная масса новых поселенцев были славянами со своим языком и бытом. Эти земли входят в новое Болгарское государство, которое в массе своей обращается к Христианству в IX веке, благодаря трудам равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия, а также их ближайших учеников. Святитель Климент и святой Наум были ведущими фигурами в возвышении Охрида как одного из первых центров славянской церковной духовности и науки, важной кафедры формирующейся Болгарской Церкви.

Охридский период Церкви Первого Болгарского царства

Болгарская Православная Церковь, будучи Церковью Болгарского царства, разделяла участь этого государства и во второй половине X века её первосвятительская кафедра перемещалась вслед за политическим центром страны - из Доростола (ныне Силистра) в Триадицу (ныне София), затем в Моглен, Воден (ныне Эдесса), Преспу, и наконец, около 990 года, в Охрид. Здесь, в последней столице западного Болгарского царства, Болгарский патриарх пребывал вплоть до полного крушения Болгарии и вхождения её в состав Восточной Римской империи.

Охридская Архиепископия при греках и сербах

Покоривший Болгарию император Василий Болгаробойца в 1018-1019 годах тремя хрисовуллами признал автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишил её патриаршего ранга, низведя до архиепископии. Границы архиепископии остались теми же, что и в период последнего взлёта Болгарского царства при Самуиле - в состав архиепископии входили земли заселённые преимущественно славянами, но также греками, албанцами и румынами. После 1025 года на Охридскую кафедру ставятся константинопольские греки, они также доминируют в рядах высшей иерархии, проводя политику имперской ассимиляции, зачастую мало заботясь о своей пастве. В результате, особенно среди болгарской паствы, распространяются последователи лжеучений - в первую очередь богомилы, но также адамиты, жидовствующие, варлаамиты. Однако, были среди архипастырей и такие усердный и учёные мужи как блаженный Феофилакт. В конце XII века вновь образуется независимое Болгарское царство и часть епархий Охридской архиепископии переходит к возрожденной, поначалу раскольнической, Болгарской (Тырновской) Церкви. Преобладание болгар в составе паствы архиепископии перестаёт быть подавляющим, однако Охридская Церковь и впоследствии остаётся по преимуществу носительницей славянской церковной культуры - здесь не прекращается совершение богослужений на славянском языке, развивается славянская письменность.

Охридские владыки тщательно охраняли свою церковную самостоятельность от многократных посягательств со стороны Константинопольских патриархов. В этих целях большую роль играло отождествление Охридской архиепископии с древней автокефальной Церковью Юстинианы Примы. В середине XII века архиепископ Охридский Иоанн (Комнин), племянник императора Алексия I, уже официально использовал для себя титул архиепископа Юстинианы Примы. Внутреннее устройство Охридской Церкви предусматривало общие архиерейские Соборы а также Синод при предстоятеле, существовали свои ставропигии.

На рубеже XII-XIII веков сам Охрид и большая доля его епархий вошла под владычество сербских владетелей и при создании самостоятельной Сербской Церкви часть Охридских епархий перешли к ней. Со смертью князя Стреза в 1215 году Охридская Церковь также потеряла южные епархии Меглена и Струмицы.

Затем Охрид попал состав Эпирского деспотата - одного из государств-наследниц империи. Вместе с Эпирским деспотатом Охридская Церковь крепнет и расширяется. Хотя патриарх Константинопольский вновь попытался в эти годы упразднить автокефалию Охрида, Эпирский деспот и Охридский архиепископ отстояли её, и Охриду удалось вернуть такие епархии как Скопье, Сер, Сервис. Ввиду войн и смут, Охридский архиепископ временно управлял и рядом кафедр Константинопольского Патриархата. Во внутренней борьбе между греческими и славянскими епископами победу одержали последние, при поддержке грека Феодора Комнина, и иерархия Церкви оказалась преимущественно славянской.

Расширение Сербского государства привело к переводу части епархий Охридской Церкви в состав Сербской, но автокефалия Охридской Церкви сохранилась и при сербском владычестве - во время правления царя Стефана Душана глава архиепископии свободно выбирался епископами своей области и светская власть не оказывала давления в целях упразднения Охридской Церкви.

Под османским владычеством

В XIV веке территория Охридской Церкви распадается на ряд сербских княжеств и начинает постепенно попадать под власть турок-осман. В 1408 году и сам Охрид отходит к османам. В этот же период Охридская архиепископия расширяется - в её состав в последней четверти XIV века входят Валашские митрополии и Молдавская митрополия; в начале XV века Софийская и Видинская епархии были отторжены от Константинопольской Церкви и переданы Охридской; ещё позже к ней присоединены и православные общины Далматии и Италии.

Однако, со времени окончательного закрепления турецкого владычества Охридская Церковь начинает хиреть под их гнётом. Турки наносили Церкви огромный ущерб, разоряя страну, обирая архиепископию и обращая верующих в мусульманство. После восстановления Сербского Патриархата в 1557 году в состав последнего вошли не только старые сербские епархии, но и некоторые исконно Охридские, например Скопийская, Мордозовская, Разложская.

Урезанная Охридская архиепископия, находившаяся преимущественно в пределах Македонии, в XVIII веке становится центром зарождения болгарского национального движения. Однако, к этому времени правящие посты в по большей части были прочно заняты греками-фанариотами, сторонниками греческих национальных или имперских реставрационных идей. Вдобавок, к середине XVIII века долги архиепископии были очень велики. Патриарх Константинопольский Самуил смог убедить султана, что независимые Церкви среди нелояльных славян вредны и опасны, да еще и не платежеспособны. Под давлением султана последний Охридский архиепископ Арсений составил следующее письменное заявление:

«Этой моей добровольной и непринужденной отставкой нижеподписавшийся заявляю, что, будучи не в состоянии упорядочить и поправить нужды Охридской Архиепископии, которые одна вслед за другой предстают перед нами и в настоящее время, а этим я дал много поводов злоумышленникам нападать на Архиепископию и оскорблять и ущемлять интересы подчиненных Охридской Архиепископии митрополитов и ее паствы, так как иначе невозможно спасти от их рук те земли и весь христианский род, кроме как упразднив Охридскую Архиеписколию, - именно поэтому отказываюсь от Охридской Архиепископии и оставляю себе бывшую епархию, до тех пор, пока я жив, чтобы прокормить себя и удовлетворить свои нужды. При взаимном согласии с моими братьями святыми архиереями была сделана эта моя добровольная и непринужденная отставка, что необходимо записать в Святой Кодекс Великой Церкви Христовой. 16 января 1767 г. Обещает Охридский Арсений» [1].

В результате, Охридская Церковь была подчинена Константинопольской в виде Преспанской митрополии.

Попытки возрождения Охридской Церкви

В XIX веке память о недавно упразднённой Охридской архиепископии отчасти вдохновляла болгар на борьбу за восстановление независимой Болгарской Церкви. Однако, сообразно с политическими реалиями, центром воссозданной Болгарской Церкви стал не Охрид, но столичные Константинополь, а затем София.

Новый опыт возрождения Охридской Церкви воплотился в начале 1940-х годов в движение за образование Македонской Православной Церкви, что и последовало на территории Македонии в рамках Сербского Патриархата в 1959 году. Однако, Македонской Церкви была дарована автономия, а её предводители стремились к полной независимости, и в 1967 году пошли на разрыв с Белградским священноначалием. С тех пор "Македонская Церковь" находится в разрыве с прочими каноническими Православными Церквами, с 2005 года - все её верующие отлучены от церковного общения Сербской Православной Церковью.

Автономная Охридская Архиепископия

При этом, с начала 2000-х годов значительное количество македонских верующих во главе с Велесским митрополитом Иоанном восстановили общение с Сербским первосвятителем и 24 мая 2005 года Патриаршим и Соборным Томосом в пределах Македонии была образована каноническая Охридская архиепископия как автономия в составе Сербского Патриархата.

Охридская Архиепископия действует на территории Македонии параллельно с раскольнической Македонской Православной Церковью (МПЦ). Власти Македонии отказываются признавать в своей стране какую-либо юрисдикцию кроме МПЦ. Охридская Архиепископия объявлена вне закона, а ее глава Иоанн (Вранишковский) неоднократно подвергался аресту и попадал в тюрьму за "разжигание религиозной розни".

Статистика

Исторические архиерейские титулы

  • архиепископ Охридский (с 1018/1019)
  • архиепископ Первой Юстинианы (не позднее сер. XII)
  • Блаженный архиепископ Первой Юстинианы и всем болгарам и сербам и дакийских земель обладатель (XV в.) [2]
  • архиепископ Охридский и Скопийский, митрополит Македонский (1958 - 1967)
  • архиепископ Охридский, митрополит Скопийский (с 24 мая 2005)

Предстоятели

  • Иоанн I (1018 - 1037)
  • Лев I (1037 - 1056)
  • Феодул I (1056 - 1065)
  • Иоанн II Лампин (1065 - 1078)
  • Иоанн III Трезвый (упом. 1079)
  • Блж. Феофилакт (Ифест) (ок. 1081/1090 - не ранее 1108)
  • Лев II Мунг (1108 - 1120)
  • Михаил (Максим) (1120 - ?)
  • Иоанн IV (Комнин) (упом 1143 - ок. 1160)
  • Евстафий (ок. 1160)
  • Константин I (ок. 1160 - 1170)
  • Иоанн V Коматир (1183 - 1213)
  • Димитрий II (Хоматиан) (ок. 1216 - 1234)
  • Иоанникий
  • Сергий II
  • Константин II Кавасила (упом. 1255 - 1282)
  • Иаков Проархий (упом. 1285)
  • Адриан
  • Геннадий (кон. XIII в.)
  • Макарий (ок. 1295 - ок. 1299)
  • Григорий II (упом. 1317)
  • Анфим Метохит (упом. 1341 - 1347)
  • Николай I (1347 - ?)
  • Григорий III (1364 - ?)
  • Матфей (упом. 1408)
  • Никодим (упом. 1452)
  • Дорофей (упом. 1466)
  • Марк Ксилокорав (1467)
  • Николай II
  • Захария (упом. 1486)
  • Прохор (1529 - 1550)
  • Симеон (ок. 1550)
  • Григорий IV
  • Никанор (ок. 1557)
  • Паисий (ок. 1566)
  • Парфений
  • Софроний (упом. 1566 - 1572)
  • Гавриил (1572 - 1587)
  • Феодул II (упом. 1588)
  • Иоаким (упом. 1593)
  • Афанасий I (упом. 1596)
  • Валаам (? - 1598)
  • Нектарий I (1598 - ?)
  • Афанасий I, 2-й раз (упом. 1606)
  • Нектарий I, 2-й раз (? - 1613)
  • Афанасий I, 3-й раз (1613 - 1614)
  • Митрофан (ок. 1614)
  • Нектарий II (упом. 1616)
  • Георгий (упом. 1617)
  • Порфирий (упом. 1624)
  • Иоасаф I (упом. 1628)
  • Авраамий (1629 - 1634)
  • Мелетий I (упом. 1637)
  • Харитон (упом. 1643 - 1651)
  • Даниил (1651 - ?)
  • Афанасий II (ок. 1653 - 1658)
  • Дионисий I (? - 1665)
  • Пафнутий [3]
  • Игнатий I [4]
  • Арсений I
  • Зосима I (ок. 1663 - 1670)
  • Панарет (1671)
  • Нектарий III (ок. 1673)
  • Игнатий II (ок. 1676)
  • Григорий V
  • Феофан (1676)
  • Мелетий II (1676)
  • Парфений (1677 - 1683)
  • Герман II (1688 - 1695)
  • Григорий VI (1691 - 1693)
  • Игнатий III (1693 - 1695)
  • Зосима II (1695 - 1699)
  • Рафаил (1699 - 1702)
  • Мефодий (1708)
  • Дионисий II (1709 - 1714)
  • Филофей (1714 - 1718)
  • Иоасаф II (1719 - 1745)
  • Иосиф II (1746 - 1751)
  • Дионисий III (1752 - 1756)
  • Мефодий II (1757 - 1758)
  • Кирилл (1759 - 1762)
  • Иеремия (? - 1763)
  • Анания (1763)
  • Арсений II (1763 - 1767)

Македонская Православная Церковь

  • Досифей (1958 - 1967)

Охридская автономная архиепископия

Литература

  • Яцимирский, А. И., Григорий Цамблак. Очерк его жизни, административной и книжной деятельности, СПб., 1904, 292.

См. также

Использованные материалы



[1]  Цит. по Димевски, Славко, История Церкви македонского народа, Скопье, 1965, 105, машинопись, приводится по Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Глава IV. Болгарская Православная Церковь», http://www.sedmitza.ru/text/441210.html. http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ohrch.html указывает что архиепископ Арсений подписал акт о своей отставке 17 мая 1767 года.

[2]  Яцимирский, А. И., Григорий Цамблак. Очерк его жизни, административной и книжной деятельности, СПб., 1904, 292.

[3]  По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ohrar.html - значится в данном порядке, но упом. под 1692 годом

[4]  По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ohrar.html - значится в данном порядке, но упом. под 1660 годом

Редакция текста от: 01.02.2020 16:40:25

"ОХРИДСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google