Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАКЕДОНИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Карта Республики Македонии с сайта энциклопедии "Кругосвет"
Карта Республики Македонии с сайта энциклопедии "Кругосвет"
Македо́ния, историческая область на Балканском полуострове и государство Республика Македония, которое занимает около 40% исторической области Македония. Площадь государства 25,333 тыс. кв. км. Население 2,057 млн. (2010, оценка)

Македония – горная страна. Расположена в пределах двух крупных горных систем: на крайнем западе более высоких гор Пинд, являющихся продолжением Динарского нагорья, и более низких Родоп – в центре и на востоке. Эти горные системы разделены долиной р.Вардар. Наиболее высокие горные хребты образуют естественные границы страны. Центральная часть Македонии представляет собой мозаику более низких гор и межгорных котловин.

История

Древний период

В начале II тысячелетия до н.э. район, который позже стал называться Македонией, был занят главным образом иллирийцами на западе и фракийцами на востоке. Спустя тысячелетие горные районы Орестиды (близ нынешней Кастории) и долина р.Альякмон были заселены племенем, называвшим себя македонцами. Несколько столетий спустя это полукочевое племя захватило бóльшую часть территории между озером Лихнитис (Охридским) на западе, средним течением р.Аксиус (Вардар) на севере, р.Стримон на востоке и горой Олимп на юге. Первоначально этот район назывался Иматия, а затем был переименован в Македонию. Нижняя, или Южная Македония находилась непосредственно под властью македонских вождей, которые поработили или вытеснили прежних жителей Фракии, в то время как Верхняя Македония была заселена независимыми племенами, родственными иллирийцам и македонцам.

После провалов попыток персидского царя Ксеркса покорить Македонию, а затем и Грецию в начале V в. до н.э. македонские цари развязали борьбу за власть над территорией между Альякмоном и Стримоном. В итоге один из царей, Филипп II (правил в 359–336 до н.э.) из рода Аргеадов, одержал победу. Он воевал против иллирийцев, захватил немакедонские греческие колонии Халкидики, аннексировал территорию между реками Стримон и Нестос, подчинил себе Фракию и затем вторгся в южную часть Греции. В 337 Филипп созвал представителей греческих городов-государств и создал общегреческий союз (Коринфский конгресс).

Когда Филипп был убит, к власти пришел его сын Александр Великий (Македонский), который подчинил племена к югу от Дуная, разрушил Фивы, поскольку жители этого города восстали против него, а затем повел македонско-греческие армии в Азию. Александр завоевал империю персов и за 11 лет военных походов расширил свои владения до р.Инд и захватил Египет.

После смерти Александра в Вавилоне огромная империя была разделена между его военачальниками, при этом Македония отошла к Антипатру. Эпоха эллинистической культуры, начавшаяся после распада империи Александра Македонского, стала эпохой синтеза греческой, египетской и персидской культур.

В III в. до н.э. в Македонию и Фракию с севера вторглись кельтские племена, которые пересекли Геллеспонт (Дарданеллы) и вступили в Малую Азию, однако не оказали заметного влияния на Македонию. В 148 г. до н.э. римляне присоединили Македонское царство к своей империи. С этого времени начинается период восьмивекового римского правления.

В Средневековье и Новое время влахи Рашки (средневековой Сербии), Македонии, Фессалии, Эпира и Болгарии считались потомками балканских местных жителей, подвергшихся романизации. После раздела Римской империи в 395 году н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.

Нашествия славян

Набеги готов, вандалов и гуннов в IV-V вв. незначительно изменили этнический облик этой области. Однако в конце VI в. в Македонии появился такой важный этнический элемент, как славяне и авары, говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения р. Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней, или Северо-Западной, Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, поселилившиеся к востоку от р.Струма, стали называться струмянами.

Славянские нашествия VI-VII вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города – Салоники, Сере, Эдеса и Верия. Позже византийский император Ираклий (правил в 610–641) подчинил славянские племена.

Чтобы ослабить непокорных славян, византийские императоры насильственно переселили некоторых из них с территории Македонии в Малую Азию и заменили их скифами, поселившимися вдоль нижнего течения р.Струма, а также крещеными турками (вардариотами), которые были расселены в районе р.Вардар. В VII в. волжские булгары захватили низовья Дуная и двинулись дальше на юг. К концу IX в. они создали царство, включавшее фактически всю Македонию, кроме Салоник. Препятствуя болгарской угрозе, Византия поселяла в Западной Фракии армян и другие народы. Тем не менее в течение целого столетия славяне Македонии оставались под властью болгар.

Распространение Христианства

Македонские города были одними из первых городских общин Средиземноморья, принявшими Христианство. В этом районе миссионерской деятельностью занимался апостол Павел. К IV в. Македония была почти полностью крещена. Однако славянские нашествия возрождали на захваченных территориях язычество; исключение составляли города, находившиеся под властью Византии (включая Салоники – родину Кирилла и Мефодия).

Церковь приступила к проповеди Евангелия среди славянских язычников в VII в., проповедь продолжалась Константинопольским Патриархатом в VIII в. Тем не менее к середине IX в. были крещены только славяне южной части Македонии, обращение славян на землях северной Македонии произошло после их захвата болгарами.

После принятия Христианства (865) болгарский царь Борис (правил в 872–889) и его сын Симеон (правил в 893–927) пригласили святых Климента и Наума в Македонию, чтобы наставлять местное население в христианской вере. Они стали учениками Кирилла и Мефодия. Македонское архиепископство в Охриде стало религиозным центром, из которого письменность на кириллице и православная вера распространялись по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.

Однако впоследствии возникла оппозиция вновь созданным церквам в Македонии. С X в. здесь распространяется дуалистическое религиозное движение богомильствацерковь Дреговицкая»).

Самуил и Византия

Первое Болгарское царство пало под ударами мятежников в северо-западной части Болгарии (восстание было поднято по наущению богомилов в Македонии), а также армий киевского князя Святослава (+ 972) и византийского императора Иоанна I Цимисхия (+ 976). В западной части Болгарии возникло Западно-Болгарское царство (976–1018), царем стал Самуил (+ 1014), который сделал своей столицей Охрид. В 1014 году византийский император Василий II разбил армию Самуила, и через несколько лет Византия полностью овладела Македонией.

После восстановления византийского правления и неудачных восстаний македонских славян в 1040–1041 и 1072–1073 (и отчасти успешных восстаний других балканских славян) многие богомилы бежали на север в Рашку, а оттуда – в Боснию. Во время IV Крестового похода (1204–1205) Южная Македония и Салоники перешли во владение Бонифация Монферратского; Северная Македония была оккупирована новым болгарским, или влахо-болгарским, государством, созданным в 1185 году после успешного восстания против Византии. Однако во второй половине XIII в. Македония вновь отошла к Византии.

Средневековый период

К концу XIII в. князья династии Неманичей из Рашки (Сербии) распространили свою власть на северную и северо-западную Македонию. В начале XIV в. каталонские солдаты (нанятые Византией для войн в Малой Азии против турок и во Фракии против болгар) перешли границу и начали грабить южную Македонию. В годы правления Стефана Душана Неманя (1331-1355) Эпир, Фессалия и вся Македония, за исключением Салоник, вошли в состав Сербии. В 1346 году Скопье стал столицей нового царства – сербо-греческого, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков».

После смерти Душана Македония была разделена между десятью сербскими землевладельцами, самыми могущественными из которых были представители рода Мрнявчевичей. Юго-Восточная Македония перешла под власть Йована Углеши Мрнявчевича, а район ПризренСкопьеПрилеп находился под властью его брата Вукашина. Однако Вукашин и Углеша погибли 26 сентября 1371 года в Марицкой битве с турками (при Черномене). Сын Вукашина, королевич Марко, любимый герой сербских, македонских и западно-болгарских эпических поэм, стал турецким вассалом. К 1394 году вся Македония, за исключением некоторых южных ее частей, оказалась в руках турок.

Османское иго

В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии было незначительным до XV-XVI вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине XVII в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. Обращение в ислам происходило в то время и в других районах. В XIX в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от османского ига многие мусульмане покидали эти территории и поселялись в Македонии.

Население Македонии постоянно выступало против османского правления и исламизации. В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699).

В 1689 году армии Габсбургов заняли Скопье. В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690 году, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением.

Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине XVI в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне вынуждены были отдавать часть своей продукции. В XVI в. выросли города и появился рынок сельскохозяйственной продукции. Рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. повысил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Македония стала одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, состоявший в основном из греков и влахов и отчасти славян.

Многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807-1808 годах в Македонии и соседних областях произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821 году.

Национальные проблемы

В начале XIX в. христианское население Македонии частично входило в Румелию – так называли византийские земли, захваченные Османской империей. Примерно треть населения составляли мусульмане, в основном турецкого происхождения, в городах мусульмане-славяне и албанцы составляли меньшинство, в сельских районах мусульмане-албанцы и мусульмане-славяне расселились в верховьях р.Места. В городах преобладали турки, греки, евреи, армяне и влахи. Евреи иммигрировали во второй половине XV и на протяжении всего XVIв. из Венгрии, Испании и Италии. Славянский элемент приобрел некоторое значение в городах только после 1860 года.

Доля славян в населении Македонии снизилась из-за эмиграции славян в 1690 году, иммиграции албанцев на протяжении XVI в. и после 1690 года, а также появления в городах греков и влахов в XVIII–XIX вв. В северной части Македонии во времена Наполеона славяне составляли более половины населения, в южной части - менее трети, и около трети населения составляли греки. Однако доля греческого населения выросла в результате эллинизации многих влахов и некоторых более зажиточных славян. Как в северной, так и в южной частях Македонии власть была сосредоточена в руках турок, тогда как экономическая власть до 1860 года - в руках греков, евреев и влахов.

Формирование славянского национального самосознания в Македонии испытало влияние национально-освободительного движения в Греции 1821-1829. В значительной мере на нем сказалось и распространение русского влияния после наполеоновских войн и русско-турецкой войны 1828-1829. Адрианопольский мир (1829) разрушил торговую монополию греков на Восточных Балканах.

Враждебно настроенное к греческим иерархам низшее духовенство Македонии первым способствовало распространению славянского самосознания среди македонских славян. Важную роль в этом сыграли монастыри Осогово и Лесново. После 1860 года славянский патриотизм охватил и светские более образованные круги, особенно в Струге и Охриде. Тем не менее значительная часть славянского населения Македонии не прониклась духом национального самосознания даже в переломные годы македонской истории (1900, 1912, 1945), предпочитая союз с Грецией или Болгарией.

Болгарский экзархат

В 1870 году османское правительство под давлением России разрешило учредить Болгарский экзархат. Главной целью экзархата было создание национального духовенства, призванного заменить иностранное (греческое). Многие болгары и болгаризованные македонцы использовали новую церковную организацию для создания школ с обучением на болгарском языке. После 1890 года в Македонии соперничали Греческая, Болгарская, Сербская и Румынская православные церкви.

В 1876 году восстание христианского крестьянства Боснии и Герцеговины распространилось также на районы Македонии и Болгарии, но было жестоко подавлено турками. В Салониках были убиты французский и германский консулы, которых считали подстрекателями восстаний. Русско-турецкая война 1877–1878 завершилась подписанием Сан-Стефанского мира, который предусматривал создание Великой Болгарии с включением в нее почти всей Македонии (без Салоник). После вмешательства Великобритании и Австрии условия Сан-Стефанского мира в том же году подверглись пересмотру на Берлинском конгрессе, и Македония осталась в составе Турции.

Раздел Македонии

В 1912 году Сербия, Болгария, Греция и Черногория образовали военный союз против Турции, и 9 октября 1912 года вспыхнула 1-я Балканская война, за которой последовали война Турции с Италией в Триполитании и антиосманское восстание в Албании. Союзники добились крупных военных успехов, и Македония была освобождена от османского ига. Однако победители не смогли договориться о разделе территорий после окончания войны 30 мая 1913 года.

Сербия, выходу которой к Адриатическому морю препятствовала Австрия, хотела получить бо́льшую долю Македонии; часть ее, как предполагалось, должна была отойти Болгарии по секретному сербско-болгарскому договору 1912 года. В соответствии с условиями договора для разрешения сербско-болгарского территориального спора Сербия намеревалась обратиться к русскому царю. Однако 29 июня 1913 года болгарские войска напали на Сербию. После этого Греция, Румыния и Турция, защищавшие собственные интересы, вступили в войну на стороне Сербии. В результате 2-й Балканской войны, закончившейся 10 августа 1913 года, Болгария потеряла территории на всех направлениях. За ней оставалась лишь северо-восточная часть Македонии – Пиринский край. Южная часть – Эгейская Македония – отошла к Греции, а западная и центральная части – Вардарская Македония – к Сербии. Чтобы добиться реванша, болгарское правительство во время Первой мировой войны присоединилось к центральноевропейским державам, выступило против Сербии и Греции и оккупировало Вардарскую Македонию и часть Эгейской Македонии. После поражения Германии и ее союзников Болгария вынуждена была вернуть оккупированные области, а также уступить ряд других территорий Греции и Сербии.

В 1918 году Вардарская Македония в составе Сербии стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев. Такое решение возвело новые трения между Югославией и соседними государствами.

В 1941 году Болгария вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии и оккупировала бóльшую часть греческой Македонии (районы Флорина и Кастория), Восточную Македонию наряду с Западной Фракией, а также почти всю югославскую Македонию. Остальная территория была занята итальянскими войсками. Подпольное движение сопротивления, в котором доминировали коммунисты, возникло на всех балканских землях. Однако Центральные комитеты югославской и болгарской коммунистических партий вступили в конфликт, поскольку каждая из них добивалась контроля над движением сопротивления в югославской Македонии. В начале 1943 года председатель Национального комитета освобождения Югославии Иосип Броз Тито направил черногорца Светозара Вукмановича (генерала Темпо) для организации македонской секции национально-освободительного движения. Болгарские коммунисты так и не смогли полностью примириться с этим решением. 29 ноября 1945 года была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия, в состав которой вошла и Македония.

В августе 1947 года Тито и премьер-министр Болгарии Георгий Димитров встретились в Бледе и договорились о том, что вся Македония (или по крайней мере часть греческой и вся болгарская Македония) в конце концов войдут в союз с югославской Македонией, при условии что Болгария станет составной частью Федерации балканских государств. Выполнение части соглашения, касавшейся греческой Македонии, зависело от успехов партизан в Греции. После разрыва в 1948 году отношений между югославскими и советскими коммунистами Югославия прекратила поддержку ориентировавшихся на Москву греческих коммунистов.

После смерти Тито в Македонии усилилось движение за самостоятельность, однако уже в 1982 году возникло движение за самостоятельную албанскую республику Илириду; в Швейцарии и Приштине (Косово) создавались комитеты содействия албанской республике.

Независимая Македония

В январе 1991 года парламент принял Декларацию о суверенитете Социалистической Республики Македонии. 8 сентября 1991 года на референдуме более 95% участников высказались за независимость и 17 сентября Македония была объявлена независимым государством. В феврале 1992 из нее были выведены югославские войска.

Из-за разногласий с соседями новое государство не сразу получило международное признание. Внутри страны сохранялась напряженность между славянским македонским большинством и албанским меньшинством, которое в январе 1992 высказалось на собственном референдуме за автономию албанских районов республики. В декабре 1993 в Македонию были введены миротворческие силы ООН, замененные в 1999 контингентом сил НАТО (14 тыс. военнослужащих).

Когда весной 1998 года в Косово развернулись крупномасштабные боевые действия, в Македонии вновь обострились межнациональные отношения. Согласно официальным данным, только в течение 1998 было совершено 1884 террористических акта, в которых погибли ок. 300 человек. Летом 1998 года ООН приняла решение увеличить численность своих миротворцев в Македонии.

События 1999 года в Косово стали детонатором нового витка сепаратистского движения албанцев в Македонии. С 2000 года Македония стала ареной противостояния македонского большинства и албанского меньшинства. В марте 2001 года на северо-западе страны начались вооруженные столкновения между правительственными войсками и албанцами, выступавшими за пропорциональное участие во всех государственных структурах, за албанскую автономию в районе города Тетово в Западной Македонии и за объединение всех балканских территорий, населенных албанцами, в единую Великую Албанию. Албанские сепаратисты сформировали Армию национального освобождения (АНО) и предприняли наступление на Скопье при участии Армии освобождения Косова.

В августе 2001 года на организованных при посредничестве Запада переговорах в Охриде лидеры политических сил Македонии договорились об урегулировании конфликта. Предусматривалось внесение поправок в конституцию, отменявших признание македонцев титульной нацией и предоставлявших албанскому языку статус официального в районах компактного проживания. Расширено представительство албанцев в государственных органах. В Македонию вводились силы НАТО, а албанские повстанцы соглашались разоружиться. Парламент утвердил соглашения и конституционные поправки 16 ноября 2001 года.

Религия

Большинство жителей страны (ок. 67%) принадлежит к Македонской Православной Церкви, которая в 1958 году объявила о своей автономности, а в 1967 году провозгласила свою независимость от Сербской Православной Церкви, но ее автокефалия не признается другими православными Церквами. Сербская Православная Церковь считает Македонию своей канонической территорией, 24 мая 2005 года была образована автономная Охридская архиепископия. Власти Македонии отказываются признавать в своей стране какую-либо юрисдикцию кроме МПЦ. Охридская архиепископия объявлена вне закона, а ее глава Иоанн (Вранишковский) неоднократно подвергался аресту и попадал в тюрьму за "разжигание религиозной розни".

Мусульмане составляют 30% от общего числа верующих, приверженцев других конфессий – 3%. Всего в Македонии 1200 православных церквей и монастырей и 425 мечетей.

Использованные материалы

Редакция текста от: 02.01.2015 17:51:11

"МАКЕДОНИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google