ВСЕЛЕННАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вселенная (слав. калька с греч.: οἰκουμένη, от слова οἰκέω, «населяю, обитаю») – мир, заселенная земля, совокупность всех вещей.

Термин «вселенная» был введен древнегреческим географом Гекатеем Милетским (VI-V вв. до н. э.) для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. В географической мысли античного греко-римского мира «вселенной» называли земли хорошо известные, преимущественно населенные и управляемые самими греками и римлянами, – т.е. Македонская, а затем Римская империя. Схожими понятиями были «круг земель» (orbis terrarum) или «Римский круг» (orbis Romanus). В противоположность вселенной, области чуждых и, зачастую менее развитых народов – «варваров», – именовались «варварскими». Так, слово «вселенная» в Новом Завете иногда обозначает Римскую империю (Лк 2, 1; Деян 17, 6).

С утверждением Христианства в имерии прежнее употребление не исчезло, хотя и получило параллельно более глубокое и глобальное осмысление. В богословском отношении, вселенскость как свойство Церкви стало указывать на ее потенциальную всемирность, всеобщность, но не было отождествлено с Соборностью. По разъяснению В. Н. Лосского вселенскость есть материальное выражение соборности Церкви:

«Церковь в целом именуется “Вселенской”, и это определение не преложимо к ее частям; но каждая часть Церкви, даже самая малая, даже только один верующий, может быть названа “Соборной.”…Когда святой Максим, которого церковная традиция называет исповедником, ответил тем, кто хотел принудить его причащаться с монофелитами: “Даже если бы вся вселенная (“экумена”) причащалась с вами, я один не причащался бы,” - он “вселенной”, которую считал пребывающей в ереси, противопоставлял свою соборность» [1].

Приблизительное совпадение границ распространения Церкви и границ империи времен святого царя Константина обусловило введение термина в церковный обиход. Вселенским считалось то, что касалось всей церковной территории в целом, в противоположность местому. Так:

Несмотря на умаление Римской империи, она продолжала именовать себя «вселенской» (οικουμενικός) до своего конца, хотя к XV веку вместо наднациональной (православной, вселенской, ромейской, имперской) принадлежности, в верхах Восточной Римской империи начинало крепнуть более узко-национальное самоопределение (как греков, эллинов). Однако, Московское государство, затем Российская империя, хотя нередко также выступала единственным и всемирно-значимым православным царством как наследница традиций Восточно-Римской империи, формально не переняла название «вселенской». Понятие «вселенная» укрепилось в русском языке как относящееся ко всему миру. Так, на рубеже XIX-XX веков «вселенский» обозначало "имеющий значение и силу для всех мест, времен и народов" [2].

В XX веке произошло повторное заимствование в русский язык того же слова в форме ойкумена и экумена. Первое обыкновенно указывает на обитаемый мир определенной цивилизации, подобно античному использованию. Второе используется в названии экуменизма (дословно «вселенчества», см. подробнее) – движения с конца XIX века за «объединение церквей», продукта протестантской среды, получившего немалую огласку и значимость в Православной Церкви.

Литература

  • ЖМП,1968, № 8, 74-75.

Использованные материалы



[1]  ЖМП,1968, № 8, 74-75.

[2]  Дьяченко, Григорий, свящ., "Вселенскiй," Полный церковнославянский словарь, 103, http://www.slavdict.narod.ru/_0103.htm

Редакция текста от: 28.04.2010 03:39:24

"ВСЕЛЕННАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google