ХАРБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Харбинский Никольский собор.  Фото 1930-х.
Харбинский Никольский собор. Фото 1930-х.
Харбинская и Маньчжурская епархия Русской Православной Церкви (недейств.)

Православные храмы в Маньчжурии, в северо-восточном Китае, стали строиться с конца XIX века, с появлением здесь русских. Новооснованный Харбин вскоре стал центром русского расселения в регионе. С 1907 года они находились в ведении Владивостокской епархии. После 1917 года приток русских эмигрантов в этот край значительно вырос, среди беженцев было немало духовенства, а в условиях гражданской войны церковная жизнь оказалась в расстройстве и отрыве от Священноначалия в Москве. К 1922 году связь с Владивостоком стала неверной, становилось ясно что анти-большевистские силы в Приморье не смогут долго удержаться, и в среде эмиграции усилилось движение за учреждение самостоятельной зарубежной епархии в подчинении Зарубежного Высшего Церковного Управления. Управляющий КВЖД инженер Остроумов обещал материальную поддержку со стороны дороги и, вместе с группой православных людей, возбудил ходатайство перед священноначалием за границей об учреждении Харбинской кафедры во главе с проживавшим здесь архиепископом Оренбургским Мефодием. На момент провозглшения Харбинской епархии правящий Владивостокский епископ Михаил находился в Харбине, однако архиереи-эмигранты, принимавшие участие в учреждении Харбинской епрахии, не пригласили его на свое собрание и не поставили его в известность об отчуждении от Владивостокской епархии нескольких ее благочиний. Несмотря на его первоначальное несогласие, епархия была учреждена в 1922 году в пределах полосы отчуждения Китайской Восточной железной дороги решением Высшего Церковного Управления Заграницей. При этом учреждение было временным и делалось, согласно постановлению

"Ввиду... полного прекращения связи со Святейшим Патриархом Всероссийским и высшими церковным органами и нарушенных сношений с кафедральным городом Владивостоком".

Епископ Михиаил Владивостокский был уведомлен об этом решении указом от 29 марта 1922 года, правящему архиерею усваивался титул «епископ Харбинский и Цицикарский», почти сразу измененный на «епископ Харбинский и Маньчжурский» [1].

Архиепископ Мефодий был назначен на новую кафедру, организовал епархиальное управление и, согласно решению последнего, испросил епархии наименование "Харбинской и Маньчжурской". Своим указом от 1 сентября 1922 года Заграничное Управление сообщило об утверждении его титула, а управляющий КВЖД издал приказ Ь 148 от 30 июня 1922 года следующего содержания:

"Высокопреосвященнейший Архиепископ Мефодий уведомил меня, что с благословения Святейшего Патриарха Тихона он назначен Архиепископом Харбинским и Маньчжурским. Об этом объявляю по дороге для сведения".

Хотя о благословлении учреждения новой епархии святителем Тихоном документов не имеется, священник Серафим Ган приводит следующие сведения. Согласно этим данным, архиепископ Мефодий послал патриарху доклад о необходимости учредить Харбинскую епархию, воспользовавшись случаем отъезда из Харбина в Москву надежного человека. В целях конспирации, ввиду происходивших обысков при въезде на территорию СССР пассажиров из Харбина, доклад был написан от руки мельчайшим почерком одним из харбинских регентов, обладавшим в совершенстве таким искусством, на небольшом клочке бумаги, который был затем зашит в подошву сапога отъезжавшего. От патриарха была получена архиепископом Мефодием в ответ телеграмма, содержащая лишь одно слово "благословляю". Этой телеграммы нет в делах епархиального совета, но это объясняется сведущими лицами тем обстоятельством, что архиепископ Мефодий держал ее в строгом секрете [2].

Харбинская епархия стала быстро разрастаться, став приютом для тысяч русских эмигрантов и беженцев. За время правления владыки Мефодия, вдобавок к строительству новых храмов, им были созданы благотворительный отдел при епархиальном совете, епархиальное попечительство о бедном духовенстве, Приют-"Дом-Убежище" с бесплатными аптекой и амбулаторией, а также поставлено дело издания духовной литературы. Во время японского владычества в Маньчжурии в 1932-1945 годах православные верующие подверглись притеснениям наряду с прочим местным наслелением, но епархии было позволено продолжать свою работу и даже расширить образовательную деятельность с открытием Харбинской духовной семинарии в 1938 году.

На основе выработанного в Сремских Карловцах в 1935 году "Временного Положения о Русской Православной Церкви заграницей" на Дальнем Востоке должен был быть организован собсвтенный митрополичий округ. Обширная Харбинская стала обретать главенствующее положение в регионе и определением Архиерейского Собора Зарубежной Церкви от 17 сентября 1939 года [3] владыка Мелетий Харбинский был возведен в сан митрополита и ему поручалось быть представителем Архиерейского Синода на Дальнем Востоке. Харбинская епархия имела приходы не только на территории Маньчжурии, но также отделение монастыря в Шанхае и приходы в Японии, Корее и Голландской Индии (Индонезии). При этом в Маньчжурии существовали храмы Камчатской духовной миссии (т.е. Дом Милосердия архиепископа Нестора Камчатского) и Пекинской кафедры, (т.е. Русской Духовной Миссии в Китае).

После поражения Японии во Второй Мировой Войне в 1945 году, Маньчжурия была занята советскими войсками, а Православная Церковь региона перешла в ведение Московского Патриархата. Был создан Восточно-Азиатский экзархат Русской Православной Церкви во главе которого встал митрополит Нестор (Анисимов), назначенный на Харбинскую кафедру. Его наследником стал епископ Никандр (Викторов), но русское население Китая, составлявшее львиную долю верующих в этой стране, быстро убывало и будущее Православия в условиях нового китайского коммунистического государства оказалось под вопросом. В 1956 году Китайской Православной Церкви была дарована автономия, а Харбинская епархия была упразднена.

Исторические названия

  • Харбинская и Цицикарская (29 марта 1922 - ?)
  • Харбинская и Маньчжурская (1 сентября 1922 - 1956)

Статистика

  • ок. 1931 - 46 храмов, 2 монастыря
  • 1 октября 1939 - 62 храма: 1 кафедральный собор, 12 городских приходских храмов, 2 кладбищенских храма, 34 приходских храма, 3 монастыря, 5 домовых церквей, 5 приписных церквей; 1 часовня [4]
  • 23 мая 1940 - 3 монастыря (2 мужских, 1 женский с отделением в Шанхае), 46 приходов, 46 приходских храмов, 7 приписных храмов, 6 молитвенных домов; 2 братства; 208 священно- и церковно-служителей (2 архиерея (митрополит и викарий), 1 протопресвитер, 1 архимандрит, 2 игумена, 1 игумения, 40 протоиереев, 21 священник, 7 протодиаконов, 18 диаконов, 14 иеромонахов, 2 иеродиакона, 1 иеросхимонах, 35 псаломщиков, 4 монаха, 12 монахинь, 30 послушников, 17 послушниц) [5]

Архипастыри

Викарные епархии

Учебные заведения

Монастыри

Храмы

По состоянию на 1 октября 1939 [6]

Средства массовой информации

Использованные материалы



[1]  Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 250. Приводится по Д. В. Саввин, Епископ Селенгинский Софроний (Старков): архипастырь эпохи великих перемен и потрясений - http://www.sedmitza.ru/data/2009/11/27/1234916977/173_202.pdf

[2]  См. Ган, Серафим, свящ., "Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин)", http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc

[3]  определение было подтверждено постановлением Зарубежного Синода от 22 сентября и объявлено владыке Мелетию Харбинскому указом от 26 сентября. См. указ опубликованный в Хлеб Небесный, 1939, № 11, 2 ненумерованная стр.

[4]  Хлеб Небесный, 1939, № 10, 82.

[5]  В источнике сумма священно- и церковно-служителей приведена как 218 человек, но перечисленные количества дают только 208. Хлеб Небесный, 1940, № 6, 63.

[6]  По ст. свящ. Герасимова, В., "Обзор состояния Харбинской Епархии на 1 Октября 1939 г.," Хлеб Небесный, Харбин, 1939, № 10, 82-113.

Редакция текста от: 12.02.2016 14:15:02

"ХАРБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google