> Сукав искаж. от Σούκιου (Сухиева [гора, обитель и т.п.]), и далее Месукевийский от μέσα "в середине, внутри" и Σούκιου, т.е. "внутри Сухиевой горы"
Не хотелось лишний раз ворошить т.нз. "алано-арменские" связи, разработка которых началась в советское время в среде армянской историографии. В нач. 80-х это уже атавизм. Однако, Розалия Аршаковна Габриелян, начиная со своей кандидатской (1984), продолжает говорить о том. что такие связи существовали еще в древности. Через 15-20 лет эту тему подхватывают осетины (Габуев Т.А, Гутнов Ф.Х.и др.)
Тема конечно интересная, но не однозначная.
Согласно Габриелян, святые мученики остались на горе Джрабашх или Сукавет. Сейчас это гора Кёсе-даг / Köse Dağ (высота вершины 3434 метра, координаты 39°53'17" N, 42°38'58 E) в Алашкертской долине. На склонах, обращённых в сторону города Алашкерта сохранилась древняя керепость ещё с урартских времён. Позднее, в (IV в.) на высоком склоне этой горы, на высоте 3284 м стоял монастырь Сукавет, считавщийся самым высокогорным поселением Армянского нагорья . Около основания горы разбросаны гиганские глыбы и валуны, которые в народе известны как "головы мучеников".
Если верить Арутюновой-Фиданян, во времена Василия II Болгаробойцы, севернее того же Валаршакерта находилась кафедра халкидонитской епархии Сукавет (Σακάμου или Σακάβου), где, возможно, располагался лагерь ромейских войск.
Литература по теме:
- Габуев Т.А. Ранняя история алан (по данным письменных источников). Владикавказ: Иристон, 1994. 143 с.
- Габриелян Р. А., Армяно-аланские отношения в древности и средние века, Диссертация, - Ереван, 1984:
http://www.dissercat.com/content/armyano-alanskie-otnosheniy...eka
- Габриелян Р. А., Армяно-аланские отношения (I-X вв), Ереван Изд-во АН АрмССР, 1989
- Арутюнова-Фиданян В. А., "Административные перемены на востоке Византии в X–XI вв. (К вопросу о “кризисе” фемного строя", Византийский временник, 1983. Т. 44 (69)., стр. 68-80:
|