Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СУХИЙ МЕСУКЕВИЙСКИЙ"

Олексій, гость Re: Казусы которые нужно исправить
23.07.2012 13:21:53 в ответ на "Казусы которые нужно исправить" (Геор сотник)

> ..О св. муч. Сукиасе(Сухий) были очень скудные сведения до недавнего времени. И вот я задался целью это дело поправить. Поиски привели меня в армянские источники, а именно в жития армянских святых Армянской апостольской церкви. Так как Сукиас(Сухий) и его дружина из 16-17 воинов прославилась святостью на армянской земле.

Анонимные авторы (“Житие Воскеанов”, “Житие Сукиасянков”), а также «История Армении» Мовсеса Хоренаци – это др.-армянских источники V в.

Поэтому, сюжет о Баракаде и царевне Сатиник под собой имеет много фольклорных наслоений и отражает только отголоски реальных исторических событий конца старой начала н. эры:

  • Годы правления Арташеса (греч. Artaxias) I Великого см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/1154/АРТАШЕС (спарапет\селевкидский стратег с 200 г. до н.э., царь 189 - 159 гг. до н.э), основателя города Арташа́т (арм. Արտաշատ, др. греч. Ἀρτάξατα — «Арта́ксата») и его сыновей Артавазда I и Тиграна I, о которых Мовсес Хоренаци говорит :

"Первая среди жен Арташеса, Сатиник родила ему Артавазда и еще других сыновей…" (см. «История Армении», кн. II, гл. 50, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html ) , - это время до Р.Х.

  • Говорят, что имя Сатана (или Шатана) с армянским окончанием –"ик", - это имя одной из героинь нартовского эпоса, прототипом которой возможно являлась армянская царица аланского происхождения. См. ссылку [229], «История Армении», кн. II, гл. 50 http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html или на Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Сатеник .

  • Пересказывая легенду о " рождение отпрысков; о мнимой страсти Сатиник к потомкам вишапов " Мовсес Хоренаци не верит (см. ссылка [224], «История Армении», кн. II, гл. 49), "что великая армянская царица (как он величает Сатиник в другом месте) могла опуститься до подобных чувств по отношению к одному из «драконорожденных»".

Далее, Мовсес Хоренаци указывает на род Аравелеан, имеющ. аланское происхождение, который в последующие века почти всегда фигурируют в различных списках нахарарских родов:

"О роде Аравелеан, откуда он происходит. \ В его дни также и Аравелеаны, аланского племени, родственники Сатиник, прибывшие вместе с нею, были возведены в (отдельный) род и в нахарарство Армянской страны, в качестве сородичей великой царицы. При Хосрове, сыне Трдата, они вступают в свойство с неким храбрым воителем, пришедшим из (Страны) басилов" // см. Мовсес Хоренаци «История Армении», кн. II, гл. 58, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html //

По всей видимости, Баракад (от осетин, бæркад «изобилие») и др. пустынники также вели свою родословную от сродников Сатиник, сопровождавщих царицу в Армению.

По таким раскладам, царицу Сатиник и св. Сукиасянцев объединяло общее родство и разделяло как минимум 250-300 лет (или знатную аланку выдали замуж за др. армянского царя, т.к. даже Арташес II умер до н.э.). Пусть меня поправят, если это не так.

P.S.: О том, что для специалистов содержащаяся в памятниках V в. информация представляет только социальный интерес, например, как источник об алано-армянских контактах или об межплеменных столкновениях в конфедерации алан, см., например, «Ранние аланы в закавказских источниках» http://www.darial-online.ru/2002_4/gutnov.shtml (об авторе: Гутнов Феликс Хадзмурзаевич, д.и.н., источник: http://www.nosu.ru/?go=id040221 ).

Ответить