> В принципе, звучит логично. Единственно, сноска обязательна во всех случаях кроме самого первого.
Да, именно так.
> Хотя, если все будет и дальше катиться по наклонной, если, к примеру, канонизируют Суворова, будем отвязывать наш календарь от календаря РПЦ, т.е. появится пометка РПЦ и сноска, наравне с остальными. Вероятно, это придется сделать.
Крайне интересная мысль. При всём моём (надеюсь, понятном) отношении к современной РПЦ я всё же надеюсь, что этого не произойдёт. Мне точно известно, что есть в РПЦ некоторое количество трезвомыслящих священников, в том числе имеющих отношение к канонизациям.
> И еще вопрос. В чем принципиальная разница для календаря между Служебником и Минеей? Ведь на богослужении обе книги используются.
Формально так. Но практически история такова. Минеи стали выпускаться уже после "Настольной книги", в которой был достаточно решительно расширен список святых - и за счёт тех, которые раньше были в русском календаре, и других. Тогда все думали, что это только начало, что изменится и основной (официальный) календарь. Портал "Православие.Ру" внём все памяти из "Настольной книги" в свой календарь... Но произошло иначе: после грозного окрика календарь на "Православии.Ру" постепенно (!) привели "в чувство" - т. е. к официальному календарю (там не всё вычистили, и через некоторые страницы можно попасть на жития некалендарных святых, хотя в календарных статьях нет ни их, ни линков на жития. То есть, можно считать, что "зелёные" Минеи - несмотря на то, что они продолжают переиздаваться в прежнем виде - как бы остались неофициальными. Параллельно с ними переиздаются обычные дореволюционные минеи с гораздо меньшим набором служб. "Зелёные" Минеи до сих пор есть не во всех храмах и в России, и в Украине. Поэтому их содержание как бы де факто не является обязательным, не является руководством к действию.
А вот святцы Служебников и "Богослужебных указаний" готовятся на 90% на основании официального календаря, но с единичными вкраплениями некоторых русских, изредка сербских, грузинских святых. Как я уже писал, на весь служебник наберётся, возможно, не более пары десятков таких памятей (Тогда как в "НКС" и Минеях их десятки, если не сотни.) И Служебник и "Указания" всё время реально используются: из Служебника священники произносят имена святых дня на отпустах; "Указания" читают многие, кто родился уже после выхода "НКС" и Миней - и подчас впервые открывают для себя многие имена.
Почему сложилось всё именно так? Не знаю. Я старый человек, и меня давно не удивляет равнодушие церковной бюрократии. В том числе тех, от кого в конечном счёте зависит ситуация с русским месяцесловом.
Я бы с удовольствием слукавил и приравнял бы Минеи и "НКС" к Служебникам и "БУ". Но это было бы нечестно.
|