Автокефа́лия (от греч. αυτο'ς - сам, κεφαλη' - голова) - самоуправление, административная независимость православных Церквей (не путать с автономией). Буквальное значение греческого слова «автокефалия» — «самовозглавление», или «самоуправление».
Вселенская Церковь состоит из автокефальных Поместных Церквей. Автокефальной считается Поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Сущность автокефалии в том, что автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти, а именно: предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется своими архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей (впрочем, в поставлении могут принимать участие в качестве приглашенных и епископы других автокефальных Церквей).
Т.е., если Церковь избирает своего предстоятеля полностью самостоятельно, она является автокефальной.
Кроме независимости в избрании первоиерарха самостоятельность автокефальных Церквей выражается в:
- праве издания своих законов и правил (например, таковыми являются Уставы (Положения) Поместных Православных Церквей).
- самостоятельном определении своего устройства и управления;
- самостоятельном освящении для себя святого мира;
- праве самостоятельно канонизировать своих святых составлении и введении в употребление новых чинопоследований и песнопений (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах);
- независимости в принятии решений в административной сфере;
- самостоятельности в области церковного суда;
- праве созывать свои Поместные Соборы;
- праве инициирования созыва Вселенского Собора;
Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные церкви тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая Поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, заключает всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.
Самостоятельность автокефальных Церквей носит ограниченный характер, проявляясь только относительно других Поместных Церквей, но отнюдь не Вселенской Церкви, частью которой они являются. Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена:
- единством догматического вероучения - только Вселенской Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины,
- единством канонического устройства - к области канонического учения относятся прежде всего апостольские постановления и правила, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов и правила святых отцов.
- обязательным соответствием богослужения единому догматическому учению и стремлением к единообразию принципиальным совпадением основных норм литургической жизни.
Автокефальная Церковь не может изменять догматического учения, так как это влечет за собой разрушение единства веры и отпадение от Вселенской Православной Церкви. Наиболее важные вопросы канонической и богослужебной жизни подлежат совместному ведению всех Поместных Церквей. Все Поместные Церкви соблюдают святые каноны, применяя их к местным условиям.
Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви).
Канонист Сербской Православной Церкви епископ Никодим пишет: «Единство Вселенской Церкви, — говорит он, — состоит… в единстве веры между Поместными Церквами, в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении».[1]
Это единство основывается на том, что в каждой из Поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой мы можем достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом. Объединение таких православных общин на определенной территории и составляет Поместную Православную Церковь, которая также называется автокефальной Церковью.
Как подчеркивал профессор Богословского факультета Афинского университета Иоанн Кармирис «несмотря на существование Поместных Церквей… Церковь Христова как Тело Его всегда остается неразделенной». И далее И. Кармирис сказал, что современные Автокефальные Православные Церкви «несмотря на свою административную автокефалию, подлежащую, тем не менее, Всеправославному Собору, живут в неразрывном единстве и любви посредством общей православной веры, богослужения и вообще предания, в таинственном единстве Единой Православной Соборной Церкви… в полноте благодати и жизни Божией». [1]
В этой связи известная формула современной системы Поместных Православных Церквей, - «единство в многообразии», - представляется наиболее удачной из всех возможных историко-канонических объяснительных трактовок этого уникального в христианском мире феномена
АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха. В настоящее время диптих автокефальных православных Церквей, применяемый в Русской Православной Церкви, включает 15 Церквей: Девять Патриархатов:
- Константинопольский
- Александрийский
- Антиохийский
- Иерусалимский
- Московский
- Грузинский
- Сербский
- Румынский
- Болгарский три Церкви, возглавляемые архиепископами:
- Кипрскую
- Элладскую
- Албанскую и три Церкви, возглавляемые митрополитами:
- Польскую
- Чешских земель и Словакии
- Православную Церковь в Америке
В Константинопольской Церкви признается несколько иной диптих: в нем не значится Православная Церковь в Америке, автокефальный статус которой Константинопольским Патриархатом не признается, а Грузинской Церкви отведено место после Болгарской, в связи с чем диптихе Константинопольской Церкви находится 14 автокефальных церквей, а порядок в перечисления церквей после Русской отличается (см. «диптих»)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «АВТОКЕФАЛИЯ»
Значение термина «автокефалия» в истории Церкви менялось В византийскую эпоху Константинопольские Патриархи подчиняли своей юрисдикции целые епископии, находящиеся в пределах митрополичьих областей. Такие епископии именовались автокефальными архиепископиями, т.е под автокефальностью подразумевалась их независимость от местного митрополита.
Автокефалия (как независимость отдельной Поместной Церкви) в Древней Церкви понималась как естественная, изначально присущая поместным Церквам. Церкви, основанные апостолами, были автокефальны (независимы) сами по себе, в силу своего возникновения и появления в той или иной местности; какого-либо специального провозглашения ими независимости не требовалось.
Памятники церковной литературы подтверждают, что с первых дней бытия Церкви существовали Поместные Церкви со своим местным управлением. Христианские общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из апостольских Церквей провинциальных столиц — митрополий, чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет, а в известном смысле и юрисдикцию предстоятелей материнских церковных общин. Так складывались первые Поместные Церкви, возглавляемые автокефальными первыми епископами.
Как подчеркивает протоиерей А.Шмеман применительно к Поместной Церкви «термины "автокефалия", "юрисдикция" и т. д. - неизвестны нашим Священным канонам, и ссылки обычно делаются исключительно на разные "прецеденты" из прошлого» [2]
Наиболее ранней известной нам формой Поместной Церкви являлась Церковь города, а конкретной формой этой городской Церкви было собрание всех христиан этой местности.Второе правило Второго Вселенского Собора прямо запрещает всем Поместным Церквам — «областным епископам» — простирать свою власть «на Церкви за пределами своея области… яко дела каждый области благоучреждати будет Собор тоя же области». Изъясняя приведенное правило, Феодор Вальсамон отмечает: «Итак, заметь из настоящего правила, что в древности все митрополиты епархий были независимы (автокефальны) и рукополагаемы были своими собственными Соборами»[. А такими независимыми Церквами во времена Второго Вселенского Собора «были Церкви, — по замечанию профессора С. Троицкого, — если не во всех Римских провинциях (а их было около 100), то во всяком случае во всех 14 диоцезах Римской империи» [1]
Тем не менее, юридически независимые друг от друга Патриархаты Рима (до отпадения), Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима в византийскую эпоху считали себя одним целым, одним церковным содружеством. Понятие «автокефалия» в то время не носило идеологического смысла и обозначало, скорее, техническое решение некой церковно-канонической проблемы.
После эпохи Вселенских Соборов содержание термина «автокефалия» постепенно начинает приобретать иную окраску и означает возникновение и становление независимости Церквей путем их отделения от уже существующих .
Категория «автокефалии», какой мы ее знаем сегодня, была в основном сформирована национально-освободительным движением на Балканах в XIX веке Такое понимания было порождено национальными идеологиями, возникшими в конце XVIII века в результате Великой французской революции. Оно родилось вместе с национальными государствами. Будучи связанной с идеей нации и национальной независимости, автокефалия превратилась в атрибут государственности для новых развивающихся национальных православных стран – такой же, как гимн, флаг, денежная единица. Без собственных автокефальных церквей национальные православные государства Балкан не ощущали себя действительно независимыми. Они соотносили независимость от Оттоманской империи с независимостью их православных Церквей от Константинопольского Патриархата. Это объясняет тот энтузиазм, с каким новые государственные образования боролись за автокефалию для своих Церквей.Так XIX век породил абсолютно новое качественное измерение автокефалии – независимость национального государства.
Таким образом, автокефалия в современном понимании подразумевает стремление той или иной Церкви к независимости и провозглашение этой независимости.
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ АВТОКЕФАЛИИ
Общепризнанного канонического механизма провозглашения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня не существует Православные богословы обычно ссылаются не на конкретные священные каноны, а на «каноническую традицию».
В древности порой высказывались ошибочные суждения о том, что автокефальными могут быть лишь Церкви, основанные самими апостолами. Папа Лев Великий на этом основании оспаривал автокефалию Константинопольской Церкви Даже Антиохийский Патриархат отказывал в автокефалии Грузинской Церкви, опираясь на тот исторически не подтвержденный факт, что никто из апостолов не был в Грузии. Между тем, с одной стороны, многие из Церквей несомненно апостольского происхождения автокефалии (в современном понимании) никогда не имели (например, Коринфская), а с другой - существуют Церкви, самостоятельность которых общепризнана, хотя они и не могут похвалиться апостольским происхождением.
Что касается критериев автокефальности (т. е. правомерности административно-территориального отделения одной Церкви от другой), то, учитывая исторический опыт развития Церквей, можно выделить следующие критерии:
- политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь
- ее географическая отдаленность
- этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви
- согласие кириархальной Церкви
Но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к автокефалии церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях, а также фактическая способность данной Церкви к самостоятельномубытию (наличие достаточного числа епископов организационной структуры и т.п.), независимому от иной церковной власти.
Исторически сложилось, что сущность автокефалии Церкви заключается в том, что как первый ее епископ, так и прочие епископы должны избираться и рукополагаться собором своих епископов, а не епископами других Церквей. Для того, чтобы рукоположить епископа требуется не менее двухепископов (1-е правило апостольское). Следовательно, для автокефалии Церкви необходимо наличие не менее трех епископов.
Принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам,- юридическая и каноническая аксиома. Поэтому автокефалию какой-либо новой Церкви могут предоставить только те церковно-административные инстанции, которые обладают высшей властью. Прежде всего это - Вселенский Собор. Но, поскольку, Вселенские Соборы и в древности были событиями исключительными и вот уже более 1000 лет не созываются, обычно вопрос о новой автокефалии или упразднении старой решается епископатом кириархальной Церкви, компетенция которого в отличие от вселенского епископата распространяется лишь на пределы своей Церкви. При этом волю поместного епископата может выражать как (Поместный Собор, так и в исключительных случаях малый Собор епископов – синод.Причем Поместный Собор какой-либо существующей автокефальной Церкви может не только предоставить автокефалию части своей Церкви, но и упразднить автокефалию своей Церкви.В исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения этой кириархальной Церкви. Таких случая два: 1) если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора); 2) если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило Шестого Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви, жизнь и деятельность которой получили восстановление до нормы.
Никакая Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Церкви (например, церковной области), находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. В противном случае это будет являться антиканоническим вмешательством во внутренние дела той автокефальной Церкви, в ведении которой находится данная часть Церкви (церковная область), что напрямую запрещено древними канонами.
Согласно 12-му правилу Четвертого Вселенского Собора, государство (светская власть вообще) не имеет права провозгласить церковную автокефалию.
Но на самом деле Церковь может и не считать для себя обязательными ни государственные, ни национальные принципы, а руководствоваться часто лишь одним мотивом – благом Церкви. Поэтому для получения автокефалии Церковь должна не только иметь достаточное количество пастырей и паствы, но и иметь единое мнение всей своей полноты (как клира, так и мирян), что провозглашение автокефалии требуется для пользы самой Церкви и явится условием для более успешного ее развития.Этими мотивами должна руководствоваться и кириархальная Церковь при даровании автокефалии
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Благовествуя слово Божие в разных странах, апостолы основывали Церковь Вселенскую. В тех местах, где находился народ одной национальности, Апостолы основывали Церковь из одного народа (например, Церковь в Иудее, Индии, Эфиопии, Галлии); а в тех местах, где проживало разноплеменное население, основывали ее из христиан разных национальностей (в Антиохии, Риме, Коринфе).
Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где имелись епископские кафедры. Однако Церкви теснейшим образом были связаны между собой через единство веры, основанной на Евангельской проповеди и любви, которая была деятельным продолжением веры.
Уже в первые века христианства произошло деление Христианской Церкви в административном отношении на несколько центров или кафедр, которые были основаны апостолами и имели соответствующее апостольское преемство. Первым по чести считался Римский престол, епископ которого рассматривался как преемник апостола Петра. Вторым после него считался епископ Александрийский, престол которого находился в крупнейшем городе Востока. Следующий за ним был Антиохийский престол. А епископ Иерусалима – Святого города занимал четвертое место среди древних апостольских престолов.
После перенесения столицы в Константинополь епископ Нового Рима, прежде подчинявшийся Ираклийскому архиерею, получил такой же статус, как и другие кафедры апостольского происхождения. Следует особо отметить, что Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин, а не апостольского происхождения. Таким образом, епископская кафедра Нового Рима получила равный статус с престолом Ветхого Рима потому, что Новый Рим – Константинополь - стал "градом царя и синклита". Уже позже стали распространяться легенды о том, что Константинопольская Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным и что ее первым епископом был апостол от 70-ти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты. Церкви приобретали и утрачивали автокефалию в процессе исторического развития.
Преемствующий апостольскому сонму вселенский епископат имеет бесспорное право суверенно решать вопросы об учреждении и упразднении автокефалии, о границах между Поместными Церквами. На Вселенских Соборах - высших органах епископской власти - решались вопросы об учреждении поместных Церквей (I Вселенский Собор), их рангах, о границах между ними (II Вселенский собор), об упразднении автокефалии некоторых из Церквей: так, Эфесский Собор подтвердил автокефалию Кипрской Церкви, а Халкидонский Собор (прав. 28), признав автокефалию Константинопольской Церкви, подчинил ей Асийский, Понтийский и Фракийский диоцезы.
Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов Христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке пять первых престолов перечислены в 36 правиле Трулльского Собора: "…определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима".
В IX веке сложилось своеобразное учение о пентархии (см.-пентархия), о том, что в Церкви может быть лишь пять Патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними. На Западе, кроме Римской, других Поместных Церквей не сложилось, т. к. все самостоятельные устремления подавлялись Римским папой.
Помимо церквей, вошедших в «пентархию», древней Кипрской Церкви, искони автокефальной, Грузинской Церкви, получившей автокефалию в середине V в. от Антиохийского Патриарха и учрежденной при императоре св. Юстиниане автокефальной архиепископии Новой Юстинианы, с конца I тысячелетия по Р.Х. образуются новые автокефальные Церкви.
Образование новых Балкан и обращением славянских народов в христианство
Вслед за политической независимостью Болгарского и Сербского царств последовало не только провозглашение автокефалии национальных Церквей, но и признание Константинополем новоизбранных патриархов Болгарский и Сербской Церквей. Вследствие турецких завоеваний конца XIV – XV вв. новообразованные патриархаты прекратили свое существование. Константинопольский патриарх, получив от турецкого султана права и привилегии, стал для покоренных христиан Востока не только духовным, но и светским владыкой. В 1589 г. Константинопольская православная церковь предоставила автокефалию Русской Православной Церкви, хотя Русская Церковьправомерно обрела автокефалию еще в 1448 г., но эта автокефалия долго не признавалась в Константинополе. С этого времени и по сей день Русская Православная Церковь является единственной Поместной Церковью, действующей в рамках своего национального государства уже более четырех столетий.
Все прочие национальные Церкви образовались в течение XIX – XX вв. вследствие национально-освободительных движений на Балканах, а также военного вмешательства России на защиту православных Востока.
В ХХ веке из лона Русской Церкви также выделяется несколько Поместных Церквей.
За два столетия (XIX-XX) число Поместных Православных Церквей, признанных независимыми (автокефальными), увеличилось втрое.
Константинопольский Патриархат предоставлял автокефалию:
- Болгарской Православной Церкви - в 932, 1234 и 1946 годах
- Сербской Православной Церкви - в 1218 и 1879 годах
- Элладской Православной Церкви - в 1850 г.
- Румынской Православной Церкви - в 1895 г.
- Албанской Православной Церкви - в 1937 г.
- Русской Православной Церкви - в 1589 г. (Русская Церковь провозгласила себя автокефальной еще в 1448 г., но эта автокефалия долго не признавалась в Константинополе).
Русская Православная Церковь даровала автокефалию:
- Польской Православной Церкви – в 1948 г.
- Чехословацкой Православной Церкви – в ((1951 г.
- Православной Церкви в Америке - в 1970 г.
Известны случаи слияния нескольких автокефальных Церквей в одну. Так, в1919 -1920 гг. 3 автокефальные Церкви: Сербская, Карловацкая и Черногорская, а также автономная Церковь Босно-Герцеговинская с частью Константинопольской церкви и Буковинско-Далматской Митрополии объединились в одну Сербскую Православную Церковь. Тогда же произошло подобное объединение в одну Румынскую Церковь Автокефальных Церквей: Румынского королевства, Сибиуской (Германштадской) Митрополии и Буковины (части Буковинско-Далматской Митрополии).
В истории взаимоотношений Константинополя с другими Поместными Церквами встречаются случаи предоставления Константинополем некоторым Церквам (например, в 1924 году Польской Православной Церкви) так называемой «неполной» — ограниченной — автокефалии. Ограничения состояли в том, что Церковь–Дочь должна была брать у Церкви–Матери святое Миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни, сноситься с другими Церквами лишь через посредство Матери–Церкви и проч. Тем не менее, понятие «неполная» автокефалия не только не находит для себя основания в канонах, но даже прямо противоречит каноническому учению, утверждающему равноправность Автокефальных Православных Церквей.
Случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви и ее первому епископу. Незаконность подобных акций с канонической точки зрения очевидна; хотя в тех случаях, когда это было вызвано действительно назревшими потребностями церковной жизни, возникавшие вслед за самочинным актом разделения удавалось уврачевать позднейшим законным дарованием автокефалии со стороны кириархальной Церкви. Так, Элладский епископат провозгласил автокефалию уже в 1833 г., а дарована она была Элладской Церкви только в 1850 г; независимость Румынской Церкви была самочинно провозглашена в 1865 г., т.е. за 20 лет до дарования ей автокефалии Константинопольским Патриархатом; польские автокефалисты при поддержке Константинопольского Патриархата в 1923 г. пошли на незаконное отделение от Русской Церкви-матери, и только в 1948 г. вопрос о польской автокефалии был решен правомерно. Подобная же причина вызвала разрыв в общении между Русской и Грузинской Церквами, продолжавшийся с 1917 по 1943 год.
См. также
Использованные материалы
«Православная энциклопедия», статья «АВТОКЕФАЛИЯ»* http://www.pravenc.ru/text/63032.html
В. С. Блохин. История поместных православных церквей* (Учебное пособие). (Раздел I. Феномен поместных церквей в православии. Этапы развития поместных церквей Глава 1. Автокефальные поместные церкви Глава 2. Этапы развития поместных церквей с первых веков христианства до современности) http://rudocs.exdat.com/docs/index-166046.html
К.Скурат История Поместных Православных Церквей.* (От автора) http://lib.rus.ec/b/344417/read
прот. В. Заев Конспект лекций по истории Поместных Православных Церквей.* (Введение) http://www.sedmica.orthodoxy.ru/kda-hist-pom-churches.php
прот.Вл. Цыпин. Церковное право.* (Разделы: Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк) http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1475
Митр. Швейцарский Дамаскин (Папандреу). Автокефалия и способ ее провозглашения.*Выступление на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии, Шамбези, 7-13 ноября 1993 г. Источник: Дамаскин Алекс. Папандреу, митрополит Швейцарский. Православие и мир. – Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр. Изд. Ливани – Нэа Синора. [1994]. Цит. по : http://www.religare.ru/2_2593.html
Архим. Кирилл (Говорун) Автокефалия: от канона к мифу* (Доклад на конференции "Собор и Томос: ориентиры ХХ века на путях Церкви в ХХІ столетии" (Нью-Йорк, Свято-Владимирская семинария, 18-20 июня 2009 года) http://churchby.info/rus/324/
Протопр. А. Шмеман Знаменательная буря.* Одноименная глава книги: Протопресвитер Александр Шмеман. Церковь, мир, миссия. (М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996 ) цит. по: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/katehiz/shmeman/tserk-mir...htm
Петр Зуев. Единство в разнообразии. Система Поместных Церквей. ( газета «Зеркало недели» №3, 27 января 2007) http://zn.ua/SOCIETY/edinstvo_v_raznoobrazii_sistema_pomestn...tml
В. Венедиктов Поместные Православные Церкви: единство в многообразии. К вопросу о церковной автокефалии* http://www.mamif.org/avtokefalija.htm
В.Чернышов Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы).* (Глава 1. Зарождение автокефального движения Раздел 1.1 Понятие о поместной церкви, автокефалии и условиях ее получения) http://www.ukrstor.com/ukrstor/cernysov_avtokefalia1.htm
А.Попов. Несказанное слово. Размышления после 1020-летия крещения Руси* (Газета «2000» №32 (424) 8 - 14 августа 2008 г. ) http://2000.net.ua/2000/forum/vera/42972
Поместные Церкви http://a.kiriakidis.org.ua/node/17
[1] Цит. по К.Скурат История Поместных Православных Церквей.
[2] Протопр. А. Шмеман *Знаменательная буря.